Тема 3. Успех связан с личным творчеством.

Цель занятия — активировать готовность к проявлению гибкости в поиске способов решения задач, научиться использовать способность к творчеству для достижения успеха.

При проведении занятия по данной теме для преподавателя важ­но прежде всего показать, насколько творческий подход важен в са­мых разных сферах нашей жизни, и конкретизировать, как творчество помогает обучению в вузе. Каждый преподаватель знает о ситуациях, когда гибкое и приятно неожиданное решение позволяло разрешить, казалось бы, провальную ситуацию. Необходимость в нестандартных решениях возрастает с каждым днем, и в будущем успешными смогут быть те специалисты, которые будут демонстрировать способность по-новому (экономичнее, быстрее, красивее и функциональнее) достигать результата в теориях и практике. Поэтому будет весьма своевременно использовать период обучения в вузе для развития своих творческих способностей. Каждый человек обладает способностью создавать то, чего прежде не было. Один это делает для удовлетворения своих бы­товых потребностей, другой — в масштабе общечеловеческих задач. Самое продуктивное вложение своих ресурсов, сил, времени — это поиск новых оригинальных решений для актуальных задач. Новатор­ство становится возможным, когда опыт прошлого сочетается с теку­щей информацией и работой воображения, заглядывающего в буду­щее.

Практикум

Задание 1.Уместно начать работу по данной теме с выполнения задания, аналогичного предыдущему. Попробуем создать установку на активное проявление творчества в решении тех задач, где «старые» ме­тоды не дают желаемого результата.

Итак, инструкцию самовнушений вы уже знаете. В соответствии с правильной (научной!) организацией этого процесса вы «введете» в сознание следующие «ключевые положения».

1. Если не срабатывает привычный способ решения задачи, я не трачу энергию на повторение, а ищу новый способ решения.

2. У меня есть способность смотреть на привычное под непривыч­ным углом.

3. Мне хочется отыскать красивый способ решения задачи.

4. Я всегда получаю удовольствие от новых решений.

Отсутствие творческого, гибкого подхода к жизни — еще один тре­вожный признак самосаботажа. Далеко не все способны взглянуть на стандартную ситуацию нестандартно потому, что они этому не учились. У вас есть шанс не быть похожим на многих других, регулярно «воспро­изводящих» свои неудачи. Известны политики и предприниматели, которые, несмотря на неэффективность своей деятельности, продолжа­ют придерживаться старых методов. Не бойтесь новых методов! Всегда есть возможность найти еще более красивое решение!

Задание 2.Проведите наблюдение за тем, как наиболее успешные (с вашей точки зрения) люди проявляют гибкость в способах решения своих проблем.

1. Если хочешь освоить что-то новое, то обязательно поинтересуйся мнением людей, сведущих в этой области.

2. Можно даже представить себе, что вы на время вашего эксперимента станете двойником вашего эксперта. Это поможет вам понять, как именно им удается найти успешное решение.

3. Попросите хорошо знающих вас и постоянно наблюдающих вас (из тех, кому вы доверяете) людей сказать вам, не заметили ли они каких-либо позитивных изменений в вас. (Сообщать им то, что вы под­ражаете «знатоку», не обязательно).

4. Если позитивные изменения стали заметными, выделите те ситуации и задачи, в которых вам понадобится освоенная вами «роль» двойника эксперта. Попытайтесь не забыть эту роль. Не бойтесь, обра­щаясь к роли, вы не утратите свою индивидуальность, а только обучи­тесь поведенческой гибкости.

Задание 3.Для того чтобы эффективно обучаться у людей, вла­деющих гибкостью поведения, необходимо развитие наблюдательно­сти. Целью следующего упражнения будет развитие этой способности.

Сначала проведем самовнушение.

1. Раньше я не замечал то, что замечаю и запоминаю сейчас.

2. Раньше я, как правило, видел только один способ решения и не тратил время на открытие более красивых способов.

Сейчас не начинаю действовать, если не владею не менее чем тре­мя вариантами решения.

3. Приняв решение, я незамедлительно стараюсь его реализовать.

4. Я готов идти на риск, потому что в результате я становлюсь более гибким и смелым.

5. Чтобы меняться к лучшему, необходимо проявлять любопыт­ство к себе.

Теперь, когда ваше сознание готово воспринимать и действовать в режиме «наблюдательности», необходимо уточнить, что именно бу­дет объектом, ваших наблюдений. Это может быть темой следующего обсуждения.

Задание 4.Наблюдение за тем, как гибкие люди задают правильные вопросы.

Умение задавать правильные вопросы — первый шаг в движении к успеху. Это признак корректного любопытства. Примером корректно­сти может быть фраза: «...удобно ли будет собеседнику уточнить ин­формацию, которая осталась неясной, сейчас или это можно будет сде­лать позже...» Конечно, приведенный пример следует перефразировать, и фраза будет иметь соответствие с ситуацией.

Если на занятиях в институте вы вдруг почувствуете, что запута­лись, не исключено, что и другие находятся в таком же положении, а потому все будут только рады, если вы корректно сформулируете свой вопрос. Безусловно, преподаватель вполне положительно отреагиру­ет на такой вопрос, так как это означает, что студенты следят за объясне­ниями, а кроме того, это помогает преподавателю корректировать свои методы изложения материала.

Чтобы добиться успеха, крайне важно постоянно получать инфор­мацию по интересующему вас предмету. Учитесь задавать вопросы.

Методические рекомендации для преподавателя

Рекомендуется практическую работу студентов «сопровождать» проведением дискуссии на тему «Творческое мышление — основа по­веденческой гибкости». Целесообразно познакомить студентов с ли­тературой по проблеме развития творчества и совместно выполнить упражнения, в которых, с одной стороны, проводится экспресс-диагно­стика уровня креативности, а с другой — открываются механизмы раз­вития гибкости мышления.

Также необходимо сообщить студентам о роли установки в «ал­горитме» реализации намерений, т.е. в том, как организуется процесс деятельности и как установка влияет на восприятие результатов.

Тема 4. Психологические защиты — способ достижения «види­мости» своего успеха.

Под психологическими защитами понимают совокупность психи­ческих процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от влия­ния негативных и опасных внешних и внутренних импульсов. Также за­щиты служат для поддержания стабильной позитивной самооценки.

Цель занятия — выявление содержания и уровня активности ин­дивидуальных защитных механизмов.

Задание

1. Выделение наиболее значимых фактов вашего студенческого опыта.

Отвечайте на вопросы как можно более непринужденно и полно поскольку это упражнение носит конфиденциальный характер.

1. Какие события из вашего студенческого опыта доставляют или доставляли вам наибольшую радость?

2. Какие события из вашего студенческого опыта доставляют или доставили вам наибольшие огорчения?

3. Какое занятие привлекает вас в наибольшей степени?

4. Какое занятие для вас наименее приятно?

2. Рассмотрение ваших текущих взаимоотношений и то, как они связаны с вашими отношениями с близкими (родителями).

а) Вспомните двух мужчин и двух женщин, которые вам нравят­ся или которых вы любите больше всего в вашей жизни, исключая ро­дителей.

Опишите положительные и отрицательные стороны каждого из них.

Обратите внимание на имеющиеся сходства и различия в ваших списках, поразмышляйте над ними. Существуют ли некоторые черты, общие в тех людях, которых вы вспомнили?

б) Составьте список положительных и отрицательных черт харак­тера ваших родителей.

в) Сравните и сопоставьте список характерных черт ваших родителей с характеристиками людей, имеющих для вас большое значение. )

3. Рассмотрение особенностей вашего «имиджа».

Составьте список вашей любимой одежды, драгоценностей или другого имущества, т.е. вещей, которые, как вы считаете, наиболее точ­но отражают вашу личность. Выберите из этого набора что-либо, что вы надеваете, когда идете учиться. Обходитесь без этого предмета не- 1 сколько дней и заметьте свою реакцию на его отсутствие. Выполняет ли элемент одежды функцию «защиты»? Что именно вы защищаете?

4. Изучение чувства власти над окружающим миром и способности им управлять.

Где и когда вы ощущали себя беспомощным? Как это было? Есть ( ли какие-то области жизни, в которых вы и сейчас чувствуете себе так? Как вы можете это изменить?

Приведите пример, когда вы искали личного превосходства вмес­то конструктивного самоусовершенствования. Каковы были результа­ты? Как вы себя чувствовали?

Представьте, что вам дана власть над другими. Что бы вы стали делать? Как реальная власть могла бы подействовать на вашу жизнь? Стало бы у вас больше или меньше друзей? Были бы вы счастливее или несчастнее и в чем бы это проявилось?

5. Изучение того, способны ли вы к сотрудничеству на практике.

Чтобы лучше уяснить, насколько в вас развито стремление к сотрудничеству и социальный интерес, попробуйте в течение одной недели уделять столько времени, сколько вы сможете, помощи другим лю­дям. Ведите запись своего поведения и своих ощущений. Примите решение не отказываться от исполнения любых разумных просьб, даже если придется потратить часть ценного для вас времени, энергию и деньги. Не просто ждите, пока вас попросят, но активно ищите воз­можность предложить свою помощь другим. В конце недели проверь­те свои впечатления. Как другие люди реагировали на ваши действия? Что вы чувствовали, помогая другим? Что вы узнали, выполняя это упражнение?

6. Выявление интрапсихических защит. (Такие защиты приводят к предъявлению нереалистических требований.)

Следующие вопросы помогут вам объяснить смысл вашего пове­дения:

• Можете вы вспомнить случай, когда просили что-то нереалис­тичное и огорчались, потому что не получали того, что хотели?

• Вспоминаете вы случай, когда согласились сделать что-то, чего вы на самом деле не могли сделать?

• Отзывались вы критически о другом человеке из-за того, что он не отвечал вашим собственным стандартам и понятиям о том, что хорошо и плохо?

• Вспоминается вам случай, когда ваша гордость была сильно задета?

Способы коррекции защит

1. Понизить значимость травмирующего фактора, впоследствии осознавать этот факт по-другому.

2. Повысить самооценку, чтобы на уровне ее значимости травми­рующий факт был менее важным.

3. Понизить значимость неудачных поступков и действий, т.е. из­менить систему ценностей так, чтобы недостижимое перестало быть зо­ной фиксации внимания.

Практикум

Вспомните событие, которое было или остается для вас источни­ком психологической «травматизации». Определите масштаб травми­рующего события в соотношении его с главными жизненными ценно­стями. Если осознать сам факт несоизмеримости высокого напряжения и незначительности события, то напряжение разряжается. Попытай­тесь увидеть в травмирующем событии что-то смешное. Смена оценки посредством юмора снижает напряжение. «Разрядке» нервно-психического напряжения помогает снижение инерционности системы ценностей. (Например, порой самая несгибаемая позиция — результат «паралича» личности.) Упреждение беспомощности и смягчение страха достигаются повышением самооценки. Проведите наблюдение и зафик­сируйте свои достижения в дневнике.

Наши рекомендации