Определение критериев успеха своей деятельности

Для удовлетворения деятельностью важно осознание ее успеш­ности. У каждого человека свои критерии успешности, однако порой эти критерии четко не осознаются. Большинство людей отождествля­ют успех со счастьем, признанием, достижением, богатством и т.д. Ус­пех зависит от многих субъективных факторов. Для тех, кто заверша­ет свое высшее образование, успех ассоциируется с перспективами хорошей профессиональной карьеры и устройством личной жизни, предполагающими социальное и индивидуальное благополучие (вклю­чая благосостояние).

Успех — понятие субъективное, и его следует рассматривать в кон­тексте жизни конкретного человека. То, что для одного человека явля­ется успехом, для другого таковым не считается. Личным успехом мож­но считать результат работы человека над совершенствованием своего «Я» во всех его проявлениях: физических, духовных, социальных, культурных и многое другое.

Семья, безусловно, играет очень важную роль в формировании представлений об успехе. Семейные ценности, традиции, цели и уста­новки, религиозная ориентация и социальный статус в совокупности своей создают те критерии, которыми измеряется успех. И даже тогда, когда человек взрослеет и самоопределяется в широком контексте этого понятия, семейное понимание успеха влияет на уровень его удовлет­воренности результатами своей жизни и деятельности.

Целью этого занятия будет формулирование индивидуальных кри­териев успеха. Результат этого непременно скажется на том, какими будут отношения к тому, что есть сейчас, и к тому, что ожидается в бу­дущем.

Это поможет освободить сознание от запрограммированности ус­пеха или, наоборот, от некорректной критичности по отношению к своим достижениям.

Задача состоит в формулировании индивидуальных критериев ус­пеха. В связи с этим рекомендуется обсуждение следующих вопросов:

Какое влияние оказала семья на формирование критериев ус­пеха?

Как индивидуальное понимание успеха связано с социально-эко­номическими условиями жизни человека?

Какое влияние на содержание успеха оказывают физиология и психология человека, его возраст?

Практикум

Задание 1.Запишите в рабочем дневнике определение успеха, ко­роткое, но характеризующее ваше отношение к жизни. Например, ус­пех — это:

1) возможность совершить то, что хотелось бы в частной жизни и профессиональной деятельности;

2) возможность сделать это как можно лучше;

3) получать за это материальные блага и общественное призна­ние;

4) испытывать при этом положительные эмоции.

Задание 2.Запишите в рабочем дневнике ваше толкование сле­дующих тезисов, с приведением примеров из вашего опыта или жиз­ненных ситуаций, известных вам от ваших близких.

1. Только вы сами можете определить, что такое успех.

2. Успех — это ощущение.

3. Успех любой ценой может обернуться поражением.

4. Успех — это процесс.

5. Успех приходит постепенно.

6. Успех невозможен без баланса.

7. Успеху можно научиться.

8. Успех — это реализация конкретных реальных задач за отве­денное для этого время.

9. Успех — это честность с самим собой.

Задание 3.Рекомендуется ответить на вопросы, которые предназ­начены для уточнения понимания успеха на данном этапе вашего жиз­ненного пути. Постарайтесь проявить в ответах как можно больше ис­кренности. Когда закончите отвечать, внимательно прочитайте ваши ответы (по крайней мере дважды) и постарайтесь осмыслить их.

1. Оцените приведенные ниже десять понятий с точки зрения их важности для вас (1 — наиболее важное, 10 — наименее важное). Запи­шите затем эти понятия в последовательности от 1 до 10 , т.е. в поряд­ке убывания их значимости.

Здравый смысл, деньги, личные отношения, известность, личные достижения, наследство, честность, вера в себя, вера в высшие силы, мнение о вас окружающих.

2. Исходя из того, как вы ответили на п. 1, запишите, что вы делае­те, чтобы развить (усилить) первые пять понятий, с которыми, по вашему мнению, связано достижение успеха.

3. Попытайтесь вспомнить все самые значительные события, про­исходившие с вами во время вашего обучения в вузе. Выделите два-три самых главных, имевших отношения к вашему осознанию своего успеха. Отметьте то, что сыграло для вас решающую роль в достиже­нии успеха. Что из случившегося и сегодня имеет для вас непре­взойденную ценность?

4. Попытайтесь вспомнить две-три ситуации из вашего профес­сионального опыта, в которых вы испытали ощущение поражения. В чем была причина и каковы были последствия ваших переживаний?

5. Охарактеризуйте двух или трех людей, которые вызывают у вас восхищение и желание достичь такого же успеха. Опишите, что имен­но вас в них привлекает, какие качества хотелось бы вам перенять.

6. Представьте, что вы уже владеете привлекательными качества­ми. Обеспечит ли это вашу успешность?

7. В какой сфере жизни вы сможете констатировать свою успеш­ность (в отношениях с близкими, в профессиональной деятельности, в самоощущении физического и духовного здоровья или в чем-то еще)?

Задание 4. Чтобы закрепить эффект ваших представлений, необ­ходимо составить контракт с самим собой о реализации того, что вы смогли создать в своем воображении.

Цель упражнения — сосредоточиться на изменениях к лучшему. Инструкция. Четко сформулируйте и запишите те изменения ва­шего «Я», которые вы «увидели» в представлениях. Исходите из трех основных направлений: «сфера отношений», «профессиональная дея­тельность», «частная жизнь».

Например, в рубрике «частная жизнь» опишите ваше физическое и душевное самочувствие, ваши интересы и т.д. Как правило, эта сфе­ра вашего существования закрыта для всех, кроме вас, и лишь вы пони­маете, что в ней происходит.

Под каждой из рубрик коротко и ясно опишите самое важное, са­мое ожидаемое для вас в этой сфере вашей жизни. Не пишите о нежела­тельных моментах. Будьте позитивны в своих высказываниях, пишите от первого лица. Пишите с уверенностью, что ваши представления ста­нут реальностью. Сделайте первый вариант, затем в течение недели ежед­невно читайте текст; если необходимо, вносите поправки (вы сразу пой­мете, что это вам непременно захочется сделать). На следующей неделе положите листок туда, где он будет постоянно попадаться вам на глаза (на холодильник, у кровати, у зеркала в ванной). Тем самым каждый день вы сможете видеть то, что представляет для вас большую важность. Это позволит вам в своих поступках ориентироваться на ваши пози­тивные цели. Это сделает ваши преобразования более конкретными, а процесс преобразований будет более энергичным.

Через три-четыре недели подведите итог тому, что в вас измени­лось, и определите «новые горизонты», ведущие к успеху.

Примечание. Выделение сфер преобразований необходимо, что­бы выработать в себе более сбалансированный подход ко всей сово­купности фактов, определяющих повседневную жизнь. Истощение — физическое и духовное — происходит, когда нарушается баланс между разными сферами нашей жизни, когда мы перенапрягаемся в какой-то одной области, практически игнорируя остальные.

Наши рекомендации