Блок I. Формирование компетенции в области теоретических

И методологических основ психологии здоровья.

Первый уровень самостоятельных работ(внеаудиторная само­стоятельная работа -ВСР по каждому модулю).

1. Дайте письменные ответы на вопросы.

Примечание. Задание направлено на развитие когнитивной учеб­ной стратегии — повторения.

Модуль 1. Психология здоровья — новое научное направление

1. Каковы основные подходы к изучению проблемы здоровья в медицине, гигиены, санологии и валеологии?

2. Дайте определение, назовите предмет и основные задачи психологии здоровья.

3. На примерах покажите значимость взаимосвязи психологи» здоровья с другими психологическими дисциплинами (смежными на­уками).

Модуль 2. Понятие о здоровье

1. Какие подходы к определению здоровья вы знаете?

2. Раскройте содержание критериев психического и социального здоровья.

3. Какие вы знаете методики для оценки и самооценки психического и социального здоровья?

Модуль 3. Здоровый образ жизни

1. Раскройте смысл концепции «здоровый образ жизни».

2. Раскройте смысл понятий: «образ» жизни, «уровень», «каче­ство», «стиль» жизни.

3. Назовите основные факторы здорового образа жизни и раскрой­те специфику их влияния на человека.

Модуль 4. Здоровая личность

1. Представьте различные точки зрения по вопросу формирова­ния здоровой личности.

2. Условия формирования здоровой личности по В.М. Бехтереву.

3. Назовите основные качества здоровой личности.

Модуль 5. Психология профессионального здоровья

1. Раскройте смысл концепции психологического обеспечения профессионального здоровья.

2. Назовите психологические стрессы в профессиональной дея­тельности.

3. Раскройте понятие «безопасность труда».

Модуль 6. Психология старения

1. В чем заключается профилактика старения?

2. Какие факторы учитываются при разработке индивидуальна ориентированных оздоровительных программ?

3. Назовите известные вам технологии формирования и поддержания здоровья.

2. Дайте определения понятий своими словами.

Примечание. Задание направлено на развитие когнитивной учеб­ной стратегии — элаборации.

Модуль 1. Психология здоровья — новое научное направление:

«валеология», «гигиена», «медицина», «психогигиена», «психоло­гия здоровья».

Модуль 2. Понятие о здоровье:

«здоровье», «психическое здоровье», «физическое здоровье», «со­циальное здоровье».

Модуль 3. Здоровый образ жизни:

«здоровый образ жизни», «медицинская активность», «образ жиз­ни», «стиль жизни», «уклад жизни», «качество жизни».

Модуль 4. Здоровая личность:

«зрелая личность», «нормоцентрический подход», «холистиче­ский подход», «комплексный подход», «акмеологический подход».

Модуль 5. Психология профессионального здоровья:

«профессиональное здоровье», «профессиональная адаптация», «профессиональная деформация», «профессиональная реабилитация», «синдром выгорания».

Модуль 6. Психология долголетия:

«старение», «старость», «психическое старение», «долголетие», «геронтология», «гериатрия»

Второй уровень самостоятельных работ(внеаудиторная само­стоятельная работа — ВСР:

Составьте мини-глоссарий.

Примечание. Задание направлено на развитие когнитивной учеб­ной стратегии — организацию.

Модуль 1. Психология здоровья— новое научное направление

Биомедицинская модель здоровья.

Биосоциальная модель здоровья.

Валеология.

Гигиена.

Медицина.

Медицинская модель здоровья.

Психогигиена.

Психология здоровья.

Санология.

Ценностно-социальная модель.

Модуль 2. Понятие о здоровье

Адаптационные резервы.

Биохимические резервы.

Здоровье (ВОЗ).

Психические резервы.

Психическое здоровье (ВОЗ).

Психическое развитие.

Социальное здоровье.

Физиологические резервы.

Физическое здоровье.

Физическое развитие.

Модуль 3. Психология здорового образа жизни

Здоровый образ жизни.

Качество жизни.

Когнитивный компонент отношения к здоровью.

Медицинская активность.

Мотивационно-поведенческий компонент отношения к здоровью.

Образ жизни.

Отношение к здоровью.

Стиль жизни.

Уклад жизни.

Эмоциональный компонент отношения к здоровью.

Модуль 4. Здоровая личность

Акмеологический подход.

Аксиологический подход к здоровью.

Дискурсивный (или диспозитивный) подход.

Зрелая личность.

Комплексный подход.

Нормоцентрический подход.

Социально-ориентированный и кросс-культурный подходы.

Феноменологический подход.

Холистический подход.

Эволюционистский подход.

Модуль 5. Психология профессионального здоровья

Профессиональная адаптация.

Профессиональная деформация.

Профессиональная диагностика.

Профессиональная работоспособность.

Профессиональная реабилитация.

Профессиональное здоровье.

Синдром выгорания.

Синдром хронической усталости.

Трудоголизм.

Функциональные резервы.

Модуль 6. Психология долголетия

Геронтология.

Гериатрия.

Долголетие.

Закон гетерохронности.

Закон разнообразия.

Закон специфичности.

Психическое старение.

Социальная поддержка.

Старение.

Рекомендуется составление мини-глоссария в количестве 15-20 терминов, относящихся к одной теме. Предлагается схема составления мини-глоссария (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Глоссарий

Тема «Психология здоровья» — новое научное направление
№ п\п Термин Значение термина в контексте данной темы Автор
Психология здоровья Научное направление о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепле­ния и развития Ананьев В.А.
     
Рекомендуемая литература 1. Ананьев ВЛ. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998. 2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья: эталоны, представления, установки: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 3. Никифоров Г.С. Психология здоровья : учеб, пособие. СПб.: Речь, 2002. 4. Психология здоровья / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 5. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. 6. Психология профессионального здоровья : учеб, пособие / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006.  

Третий уровень самостоятельных работ(ВСР). Составьте тестовые задания к модулям дисциплины «Психоло­гия здоровья».

Примечание. Задание направлено на развитие метакогнитивных учебных стратегий — планирования, наблюдения.

Примеры тестов опознания и различения по модулям

Модуль 1. Психология здоровья — новое научное понятие.

Психология здоровья определяется как:

1) междисциплинарное научное направление, изучающее индивидуальное здоровье;

2) научное направление о психологических причинах здоровья о методах и средствах его сохранения и укрепления;

3) научное направление, изучающее общественное здоровье населения.

Правильный ответ — 2 балла.

Модуль 2. Понятие о здоровье

Для оценки какого компонента здоровья используются перечис­ленные ниже критерии:

максимальное приближение субъ- 1) физического;

­ективных образов к отражаемым 2) психического;

объектам действительности, 3) социального?

способность концентрации вни­-

мания на предмете,

удержание информации в памяти,

критичность мышления:

Правильный ответ — 2 балла.

Модуль 3. Здоровый образ жизни

К какой категории образа жизни относится уровень жизни:

1) социально-экономической;

2) экономической;

3) социологической;

4) социально-психологической?

Правильный ответ — 2 балла.

Модуль 4. Здоровая личность

Самоактуализация по Роджерсу представляет собой:

1) конечный результат развития личности;

2) постоянное движение личности по пути собственного роста; самосовершенствования;

3) высший уровень психического здоровья личности.

Правильный ответ — 2 балла.

Модуль 5. Психология профессионального здоровья

В качестве наиболее продуктивной основы исследования проблем

профессионального здоровья выступает: 1) теория самоактуализации личности;

2) когнитивно-поведенческая парадигма;

3) концепция психологического обеспечения профессиональной

деятельности;

4) транзактная теория стресса Р. Лазаруса.

Правильный ответ — 3 балла.

Модуль 6. Психология старения

Процесс старения — это:

1) процесс формирования долголетия;

2) неизбежно и закономерно нарастающий во времени, развива­ющийся задолго до старости многозвеньевой биологический процесс;

3) закономерно наступающий период возрастного развития, зак­лючительный период онтогенеза.

Правильный ответ — 2 балла.

Четвертый уровень самостоятельных работ(ВСР).

Наши рекомендации