Внешнее трение при обработке металлов давлением
В любом процессе обработки металлов давлением смещаемый объем деформируемого тела стремится к некоторому перемещению по поверхности инструмента. При этом возникают силы трения, затрудняющие это перемещение. Такое трение называется контактным или внешним. Трение присутствует в любом процессе пластической деформации и сказывается на ходе обработки, затрудняя процесс деформации и увеличивая энергосиловые параметры. Под влиянием сил трения в ряде случаев усилие деформации возрастает в несколько раз по сравнению с тем усилием, которое обусловлено истинным сопротивлением металла деформации. Чем больше трение, тем большее усилие нужно для деформации и тем больше расход энергии на деформацию. Кроме того, при действии сил трения металл деформируется неравномерно, что приводит к разнородности его структуры, возникновению растягивающих напряжений в металле, которые иногда приводят к нарушению сплошности изделия. От характера и величины сил трения зависит степень износа инструмента и качество поверхности изделия.
Трение при пластической деформации в процессах обработки металлов давлением существенно отличается от трения в узлах механизмов и машин и трения, возникающего при перемещении одного тела по поверхности другого.
При обработке давлением создаются некоторые специфические условия, которые и приводят к различию между трением пластической деформации и обычным трением скольжения:
а) высокие удельные давления на поверхности контакта инструмента с металлом, превышающие иногда 2500 МПа, в тоже время даже в самых тяжело нагруженных подшипниках прокатных станов удельные давления в 5–10 раз ниже;
б) высокая температура (при горячей обработке), вызывающая изменение физико-химического состояния контактной поверхности металла (образование окалины);
в) постоянное обновление поверхности деформируемого металла в связи с его пластическим течением.
Различают следующие виды трения:
1) чистое – на поверхности трения нет ни окислов, ни смазки; механизм чистого трения может наблюдаться только в условиях физического опыта и при обработке в вакууме;
2) сухое – на поверхности трения имеются пленки окислов и загрязнения, но нет искусственной смазки;
3) жидкостное – поверхности трущихся тел полностью изолированы друг от друга смазкой;
4) полусухое – между трущимися телами имеются лишь отдельные участки, заполненные какой-либо вязкой средой;
5) полужидкостное – при наличии смазки имеются непосредственные контакты поверхностей трущихся тел;
6) граничное – пленка жидкой смазки, разделяющей поверхности трущихся тел, мономолекулярна и настолько тонка, что в ней не проявляются объемные свойства смазки.
При обработке давлением наблюдается трение полусухое или полужидкостное.
Трение скольжения характеризуют коэффициентом трения, оценивающим силовое воздействие двух контактирующих тел при их перемещении относительно друг друга.
Коэффициент трения зависит от многих технологических факторов процесса пластической деформации, таких как состояние поверхности инструмента, материал инструмента, температура и скорость деформации, химический состав деформируемого металла, наличие смазки и др.
Состояние поверхности инструмента определяется качеством обработки и его износом в процессе эксплуатации. Чем чище поверхность инструмента, тем ниже коэффициент трения.
При обработке инструмента на его поверхности остаются риски разной глубины. Направление рисок определяется направлением взаимного перемещения резца, шлифовального круга и обрабатываемого инструмента (валков, штампов и т.п.). Так, на прокатных валках после токарной обработки или шлифовки риски направлены по винтовой линии с малым шагом, при строжке бойков молота риски параллельны перемещению резца. Это приводит к анизотропии трения: коэффициент трения получается разным в различных направлениях (вдоль рисок он меньше, чем поперек них). Скольжение металла по инструменту поперек рисок будет затруднено в большей степени, чем вдоль рисок.
Коэффициент трения поперек рисок на 20–50 % больше, чем вдоль них. Чем чище поверхность (двойная шлифовка), тем меньше коэффициент трения и зависимость его от
направления.
Состояние поверхности инструмента изменяется в процессе его эксплуатации – шероховатость поверхности увеличивается, коэффициент трения повышается.
Состояние поверхности деформируемого металла также оказывает влияние на коэффициент трения. Особенно большое влияние состояния поверхности тела наблюдается при горячей деформации в связи с образованием окалины.
Влияние химического состава инструмента и деформируемого тела на коэффициент трения связано с родством их, механическими и упругими свойствами. Так, при прокатке стали на стальных валках коэффициент трения выше, чем на чугунных. Чем больше твердость инструмента, тем ниже коэффициент трения. Так, при волочении проволоки наибольший коэффициент трения наблюдается на стальных волоках, меньший на твердосплавных и еще меньший на алмазных.
При обработке очень мягких металлов (свинец, алюминий и др.) наблюдается налипание частиц этих металлов на инструмент, что приводит к повышению коэффициента трения.
При обработке давлением с нагревом химический состав деформируемого материала определяет состав и физические свойства окалины и тем самым оказывает влияние на коэффициент трения.
С увеличением удельного давления при пластической деформации коэффициент трения уменьшается.
Влияние температуры обрабатываемого металла нa коэффициент трения сложное.
При изменении температуры изменяются сопротивление деформации, физико-химические свойства окалины, образующей промежуточный слой Установлено, что при нагревании коэффициент трения сначала растет, достигает максимального значения, затем уменьшается (рисунок 11). Такой ход зависимости можно объяснить тем, что сначала коэффициент трения растет в связи с окислением поверхности; в этом интервале температур образуется твердая окалина, повышающая коэффициент трения. При дальнейшем повышении температуры происходит размягчение окалины, и она начинает играть роль смазки. Максимального значения коэффициент трения для стали достигает при температуре примерно 800–900 °С.
Рисунок 11 – Зависимость коэффициента трения от температуры
обрабатываемого металла
Горячая обработка давлением стали происходит при температурах выше 850–950 °С, т.е. в основном в области уменьшения коэффициента трения с повышением температуры.
Сувеличением скорости деформирования коэффициент трения снижается. Чем больше скорость, тем меньше длительность контакта на площадках соприкосновения инструмента и деформируемого тела и тем меньше роль молекулярного взаимодействия. Интенсивность снижения коэффициента трения с ростом скорости уменьшается.
При обработке давлением широко применяют смазки. Основное значение смазки – снижение коэффициента трения. Смазка образует промежуточный слой между деформируемым телом и инструментом, полностью или частично изолирующий их друг от друга. Если смазка полностью изолирует трущиеся поверхности, то получается трение жидкостное. При обработке металлов давлением вследствие высоких удельных давлений смазка не всегда полностью изолирует трущиеся поверхности. Поэтому получается трение полужидкостное.
Для того чтобы смазка в достаточной степени изолировала деформируемое тело от инструмента, не разрывалась и не выдавливалась, она должна иметь достаточную активность и вязкость.
Активность смазки – способность образовывать на поверхности трения прочный защитный слой из ее полярных молекул. Активность смазки зависит от наличия в ней поверхностно активных веществ, к которым относят жирные кислоты (олеиновая, стеариновая, пальмитиновая) и их соли, являющиеся мылами. Для создания активности достаточно небольшой добавки жирных кислот к смазке.
Вязкость смазки обеспечивает ее сопротивление выдавливанию из места контакта трущейся пары. Смазка, обладающая достаточной активностью и вязкостью, при высоком качестве отделки поверхности трущихся тел и высокой скорости скольжения может создать условия для жидкостного или полужидкостного трения.
При холодной обработке давлением с большими степенями деформации и высокими скоростями (прокатка тонких полос и лент, волочение проволоки), когда выход тепла значителен, смазка, помимо основного требования – снижения коэффициента трения, должна охлаждать инструмент и обрабатываемый металл. В связи с этим она должна обладать высокой теплоемкостью.
При горячей обработке давлением (особенно при высоких температурах) с большими удельными давлениями и относительно большой длительностью контакта между металлом и инструментом (например, прессование стальных прутков, труб) смазка должна обладать малой теплопроводностью. Это позволит предохранить инструмент от чрезмерного перегрева.
Помимо указанных основных свойств, смазка должна удовлетворять ряду технологических требований: легко наноситься на металл и инструмент, быть химиически пассивной (не разъедать металл и инструмент), иметь минимальное количество остатков, чтобы не загрязнять поверхность после термической обработки, быть безвредной для рабочих.
В зависимости от назначения применяют следующие смазки:
1) Жидкие и консистентные смазки – эмульсии, масла растительные, минеральные и смеси. Эмульсии, представляющие собой смесь воды и взвешенных в ней мельчайших капелек масла, обладаютхорошей охлаждающей способностью. Их применяют, главным образом, при холодной обработке металлов давлением с большими скоростями.
При больших давлениях применяют масла и их смеси, обладающие большей вязкостью. Для повышения вязкости к маслам иногда добавляют загустители (парафин, стеарин).
2) Порошкообразные смазки – мыла в виде порошка, стружки, графита.
3) Стекло в виде порошка или ваты применяют при горячем прессовании сталей и тугоплавких металлов. При соприкосновении с нагретым металлом стекло размягчается, плотно прилипает к поверхности металла и, выполняя роль смазки, предохраняет инструмент от перегрева.
4) При волочении проволоки и труб из высокопрочных сталей и сплавов применяют покрытие заготовки мягкими пластичными металлами (медь, свинец), на которые наносят смазку.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные процессы обработки металлов давлением.
2. Назовите основные типы кристаллических решеток.
3. Что такое упругая и пластическая деформация?
4. Каковы основные схемы напряженного и деформированного состояний металла при обработке давлением?
5. В чем заключается механизм пластической деформации металла?
6. Что такое текстура деформации?
7. Что такое наклеп и рекристаллизация? Основные стадии процесса устранения наклепа.
8. Что такое пластичность металла и сопротивление металла деформации? От каких факторов они зависят?
9. Какую роль играет трение в процессах обработки металлов давлением?
10. Какие факторы влияние на коэффициент трения Вы знаете?
2 Прокатное производство