Студенческий лагерь, загородный центр, половина ДНЯ.
1. 1. Вводное занятие. Видео, кино, лекция по знакам, картам, легендам, прогулка с картой, идентификация ориентиров со знаками. Масштаб, сечение горизонталей.
2. 2. Прогулка с картой с постановкой тренировочной «заданки» по линейным ориентирам. Прохождение этой дистанции парами за контрольное время с выбором пути и встречей на КП.
3. 3. Теория. Основы постановки дистанций, правила соревнований. Практика. «Выбор» индивидуально. Старая «заданка» в обратном порядке.
4. 4. Игры с картами по типу схемы 2 п.2. «Заданка» по той же нитке, но с другими точками КП. Эстафета 2-х этапная по той же дистанции, но с обратным прохождением КП.
5. 5. Занятия по рисовке схемы местности: лагеря, участка леса, и пр. Анализ схем. Планирование дистанций по своим схемам. 2-3 КП. Постановка микропризм на малой площади в пределах видимости с буквенной индексацией. Обмен схемами. Каждый бежит по чужой схеме с взятием своих КП.
6. 6. Соревнования на приз лагеря.
«Заданка» по линейным ориентирам с выбором пути.
СХЕМА 5
Взрослые. Подготовка к клубным соревнованиям.
1. 1. Кино, видео. Тамбинг. Легенды. Командные соревнования по выбору в классе: одна команда ставит КП для другой. 2 карты класса на доске.
2. 2. На полигоне, в парке, лесу. Звездное упражнение по типу схемы 1. Короткая «заданка» с легендами, карточками.
3. 3. Парк, лес. Взятие направления по компасу.
Грубое ориентирование до привязки (там ставится КП) + точный азимут со счетом шагов до основного КП.
4. 4. Теория: выбор пути по собирающим ориентирам. Лес: прогулка с картой по горизонталям, звездное ориентирование по рельефу. Контроль расстояний на глаз и парами шагов. Командный «выбор».
5. 5. Парк, лес. Счет пар шагов.
6. 6. Азимут и счет шагов (на КП таблички с азимутом до следующего КП – т.н. «закрытый маршрут»). Планирование дистанций в классе по своей карте-схеме, по настоящей.
7. 7. Бег в парах с одной картой.
Кольцевая дистанция: сколько учеников, сколько КП - выбегают из центра, ставят свои КП и продолжают движение по дистанции по кольцу, пока не возьмут все КП.
8. 8. Соревнования в клубе. Анализ дистанции и путей движения.
Схемы эти, естественно, не догма. Их необходимо адаптировать к условиям, подготовленности учеников.
IV. СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
При обучении:
ü обязательно объяснение задач перед занятием и обсуждение результатов после;
ü выход в парк с 9 лет, в лес - с 12 лет:
ü физподготовка в «тяжелом» варианте - с 15 лет, до этого - только через игры и соревнования;
ü большое внимание психологической подготовке: принятие решения – концентрация – самообладание игнорирование помех – подготовка к соревнованиям:
– определение цели;
– начинать работу только после тщательной подготовки инвентаря и пр.;
ü больше внимания самостоятельной работе (раздельный старт в 2– 3 мин., кольцевые дистанции);
ü насыщать занятия эмоциями: больше игр, эстафет, соревнований. Не дисквалифицировать новичков при неудачах, а лишь штрафовать. Привлекать родителей к занятиям.
На соревнованиях:
o вначале подумай, потом действуй. Спешка и быстрые действия - не одно и тоже;
o сохраняй спокойствие и самостоятельность. Пусть каждый сам совершает свои ошибки;
o при жаркой погоде охлаждай голову и рубашку водой перед стартом и во время соревнований;
o не сходи с дистанции! Используй все контрольное время;
o не паникуй при своих ошибках, не нервничай при ошибках в карте или дистанции. Сообщи вежливо о них потом начальнику дистанции;
o действиями других участников на дистанции пользоваться целесообразно, но не в ущерб этике и не против правил соревнований.
назад
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. 1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., ФиС, 1983.
2. 2. Алешин В.М., Калиткин Н.Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1974.
3. 3. Етаховский С.Б. Бег к невидимой цели. М., ФиС, 1973.
4. 4. Етаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М.,ФиС, 1981.
5. 5. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1978.
6. 6. Кивистик А. О технике и тактике спортивного ориентирования. Тарту, ТГУ, 1979.
7. 7. Лосев А.С. Спортивное ориентирование для детей и молодежи. М., СПК «Апогеи», 1990.
8. 8. Огородников Б.И., Мрисеенков А.П., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.
9. 9. Огородников Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО. М., ФиС, 1973.
10. 10. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., «Просвещение», 1990.
11. 11. Куликов В.М.
12. 12. Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии».
13. 13. Новиков А.Л. «Учебно-познавательные игры с элементами топографии».
14. 14. Усыскин Г.С. «В классе, в парке, в лесу».