Студенческий лагерь, загородный центр, половина ДНЯ.

1. 1. Вводное занятие. Видео, кино, лекция по знакам, картам, легендам, прогулка с картой, идентификация ориентиров со знаками. Масштаб, сечение горизонталей.

2. 2. Прогулка с картой с постановкой тренировочной «заданки» по линейным ориентирам. Прохождение этой дистанции парами за контрольное время с выбором пути и встречей на КП.

3. 3. Теория. Основы постановки дистанций, правила соревнований. Практика. «Выбор» индивидуально. Старая «заданка» в обратном порядке.

4. 4. Игры с картами по типу схемы 2 п.2. «Заданка» по той же нитке, но с другими точками КП. Эстафета 2-х этапная по той же дистанции, но с обратным прохождением КП.

5. 5. Занятия по рисовке схемы местности: лагеря, уча­стка леса, и пр. Анализ схем. Планирование дистанций по своим схемам. 2-3 КП. Постановка микропризм на малой площади в пределах видимости с буквенной индексацией. Обмен схемами. Каждый бежит по чужой схеме с взятием своих КП.

6. 6. Соревнования на приз лагеря.

«Заданка» по линейным ориентирам с выбором пути.

СХЕМА 5

Взрослые. Подготовка к клубным соревнованиям.

1. 1. Кино, видео. Тамбинг. Легенды. Командные со­ревнования по выбору в классе: одна команда ставит КП для другой. 2 карты класса на доске.

2. 2. На полигоне, в парке, лесу. Звездное упражнение по типу схемы 1. Короткая «заданка» с легендами, карточками.

3. 3. Парк, лес. Взятие направления по компасу.

Грубое ориентирование до привязки (там ставится КП) + точный азимут со счетом шагов до основного КП.

4. 4. Теория: выбор пути по собирающим ориентирам. Лес: прогулка с картой по горизонталям, звездное ориентирование по рельефу. Контроль расстояний на глаз и парами шагов. Командный «выбор».

5. 5. Парк, лес. Счет пар шагов.

6. 6. Азимут и счет шагов (на КП таблички с азимутом до следующего КП – т.н. «закрытый маршрут»). Планирование дистанций в классе по своей карте-схеме, по настоящей.

7. 7. Бег в парах с одной картой.

Кольцевая дистанция: сколько учеников, сколько КП - выбегают из центра, ставят свои КП и продолжают движение по дистанции по кольцу, пока не возьмут все КП.

8. 8. Соревнования в клубе. Анализ дистанции и пу­тей движения.

Схемы эти, естественно, не догма. Их необходимо адаптировать к условиям, подготовленности учеников.

IV. СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

При обучении:

ü обязательно объяснение задач перед занятием и об­суждение результатов после;

ü выход в парк с 9 лет, в лес - с 12 лет:

ü физподготовка в «тяжелом» варианте - с 15 лет, до этого - только через игры и соревнования;

ü большое внимание психологической подготовке: принятие решения – концентрация – самообладание игнорирование помех – подготовка к соревнованиям:

– определение цели;

– начинать работу только после тщательной подго­товки инвентаря и пр.;

ü больше внимания самостоятельной работе (раздельный старт в 2– 3 мин., кольцевые дистанции);

ü насыщать занятия эмоциями: больше игр, эстафет, соревнований. Не дисквалифицировать новичков при неудачах, а лишь штрафовать. Привлекать ро­дителей к занятиям.

На соревнованиях:

o вначале подумай, потом действуй. Спешка и быст­рые действия - не одно и тоже;

o сохраняй спокойствие и самостоятельность. Пусть каждый сам совершает свои ошибки;

o при жаркой погоде охлаждай голову и рубашку водой перед стартом и во время соревнований;

o не сходи с дистанции! Используй все контрольное время;

o не паникуй при своих ошибках, не нервничай при ошибках в карте или дистанции. Сообщи вежливо о них потом начальнику дистанции;

o действиями других участников на дистанции поль­зоваться целесообразно, но не в ущерб этике и не против правил соревнований.

назад

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. 1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентирова­нии. М., ФиС, 1983.

2. 2. Алешин В.М., Калиткин Н.Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1974.

3. 3. Етаховский С.Б. Бег к невидимой цели. М., ФиС, 1973.

4. 4. Етаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М.,ФиС, 1981.

5. 5. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спор­тивному ориентированию. М., ФиС, 1978.

6. 6. Кивистик А. О технике и тактике спортивного ориентирования. Тарту, ТГУ, 1979.

7. 7. Лосев А.С. Спортивное ориентирование для де­тей и молодежи. М., СПК «Апогеи», 1990.

8. 8. Огородников Б.И., Мрисеенков А.П., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.

9. 9. Огородников Б.И. С компасом и картой по сту­пеням ГТО. М., ФиС, 1973.

10. 10. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., «Просвещение», 1990.

11. 11. Куликов В.М.

12. 12. Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии».

13. 13. Новиков А.Л. «Учебно-познавательные игры с элементами топографии».

14. 14. Усыскин Г.С. «В классе, в парке, в лесу».

Наши рекомендации