Соперничество или сотрудничество?
Встречи с другими участниками являются на дистанции причиной многих ошибок. Во-первых, распределяется внимание между ориентированием и наблюдением за соперником, невольно ускоряется бег, понижается точность ориентирования. Опытный соперник может увлечь за собой в неверном направлении и бросить там. Он может сделать имитацию отметки на "чужом" КП и спровоцировать тебя. Беда, если ты невнимателен и не сверю номер КП по карте.
Очень часто встречаются двое, трое. Каждый надеется друг на друга. В результате все бессмысленно рассекают лес.
Если хочешь оторваться от соперника, выбирай для этого надежный участок, где ты уверен на все 100. От "чайника" с длинными ногами лучше всего убегать сразу после отметки на КП, на резком повороте в заросли, оставив его там и выйти на заранее спланированный путь.
Будь внимательным в районе КП. Обычно по характеру бега, позе участника видно: ищет он КП или уже взял. Но больше надейся на себя.
ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ
Первое – не поддавайся эмоциям! Сильные эмоции мешают логически мыслить и действовать. Избегай навязчивых идей. Лучше лишний раз перепроверить ситуацию. Следующее – определи место своего нахождения, вспомни, в каком направлений бежал, что видел, что запомнил. Попытайся понять, где ты мог оказаться. Проверь это поиском крупного ориентира с помощью компаса. Еще и еще раз обратись к карте. Если не видишь выхода, обратись за помощью к другим участникам. Или выходи на хороший линейный ориентир (дорогу, ЛЭП, реку, кромку леса), они выведут тебя к людям.
назад
НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРНЫХ СХЕМ РАБОТЫ.
За основу взяты схемы из книги А.С.Лосева: "Спортивное ориентирование для детей и молодежи". Начальная школа (7–10 лет). Средняя школа (12–14 лет). Средняя школа (14–17 лет). Внешний центр или молодежный лагерь. Взрослые.
СХЕМА 1.
7–10 лет, уроки по 40–60 мин. Карта класса и пришкольного участка.
1. 1. Вводный урок. Классная комната.
Карта парты, карта класса на доске, обозначение КП на карте, ориентирование карты, «заданка» и «выбор» в классе с минипризмами.
2. 2. Ориентирование в заданном направлении. Классная комната.
Держание карты, работа большого пальца (тамбинг), у каждого своя карта и дистанция.
3. 3. Звездное упражнение. Игровая площадка.
На картах по 1 КП, старт и смена карт в центре.
4. 4. Заданное направление. Игровая площадка.
4–5 дистанций по кругу вдоль границ школьного участка. На каждом кругу брать только свои КП.
5. 5. По выбору. Игровая площадка.
Взять наибольшее количество КП (минипризмы) за контрольное время.
6. 6. Эстафета в заданном направлении. Игровая площадка.
Аналогично п. 4. Рассеивание трех этапов по трем вариантам.
7. 7. Введение в парк, лес. Звездное ориентирование, «заданка». Прямой метод.
Прямой метод – обучение с постепенным усложнением дистанций в виде настоящих соревнований. Обсуждение, анализ. Прогулки по лесу с заданиями: идентифицировать объекты, отмечать свое местоположение, затем соревнования в прямом, обратном порядке, усложняя КП.
СХЕМА 2.
12–14 лет, уроки по 60–70 мин. Парк или лес.
1. 1. Введение в классе, звездное упражнение на игровой площадке. Стенд ориентирования в школе, фильмы, видео, слайды, фото.
2. 2. «По выбору» или «заданка» по типу схемы 1 п. 4. Карты, легенды КП, выбор пути, игры с картами (лото, мозаика, легенда-пиктограмма, фото-знак, диктант по графике ориентиров и т. д.).
3. 3. Эстафета на игровой площадке по типу схемы I п.6.
Игры на память, ориентирование карты, тамбинг. По памяти нарисовать или записать ориентиры в кружке КП (кто больше за 3 мин. или кто быстрее 10 ориентиров). Запомнить крупные ориентиры на перегоне (память от 15 сек. до суток).
4. 4. Прогулка с картой в парке, лесу. Звездное ориентирование по типу схемы 1 п.З.
5. 5. Компас. Упражнение на игровой площадке. Взятие азимута, движение по азимуту.
6. 6. Парк, лес. Работа с картой и компасом.
Две «заданки»: очень простая по :шнейным ориентирам и чуть сложнее со смещением с линии. Отметка на КП, тесты по знакам, игры с картами.
7. 7. Соревнования – простая дистанция. Дневник, анализ дистанции.
СХЕМА 3. 14–17 лет, уроки по 90–120 мин.
Парк, лес.
Введение в школе.
Прогулка с картой в парке, звездные упражнения, «заданка» простая, полигон, легенды, карточки.
Работа с картой, тамбинг, «выбор» в классе, эстафета или «выбор» на игровой площадке.
В лесу ориентирование карты по компасу, выбор пути в парах разными вариантами, встречаясь на КП, эстафета по одной дистанции.
Фильм, видео, теория: тесты по рельефу, игры с картами. Беговые игры с отметкой на видимых КП;
В парке, лесу.
Горизонтали, прогулка по склонам, работа с компасом по азимуту. «Заданка» по линейным ориентирам с выбором пути.
Школьные или клубные соревнования.
СХЕМА 4.