Организация и технология строительного процесса

2.1 До начала разработки траншеи должны быть выполнены следующие работы:

– вынесены с трассы «стены в грунте» и рабочей зоны все подземные и надземные коммуникации после их отключения соответствующей организацией;

– спланирована строительная площадка и уложены железобетонные плиты;

– ограждена строительная площадка временным ограждением в пределах опасной зоны согласно ГОСТ 23407-78;

– размещены бытовые и подсобные помещения для рабочих и ИТР;

– оборудованы места для складирования материалов, конструкций, изделий и инвентаря, а также для установки строительной техники;

– разработан котлован в пятне объекта до отметки минус 4,700;

– сооружена форшахта на участке длиной не менее 30 м с тем, чтобы ее объем можно было использовать в качестве временной емкости, аккумулирующей избыток глинистого раствора, вытесняемого из захватки при ее бетонировании;

– смонтировано и отлажено оборудование для приготовления и очистки глинистого раствора и организован контроль за его качеством;

– сооружена накопительная емкость;

– произведена разбивка траншеи на захватки с закреплением границ и номеров несмываемой краской, наносимой на бетонную поверхность форшахты.

2.2 При невозможности выноса коммуникаций разрешается производить работы только после их отключения под непосредственным руководством прораба или мастера, а в охранной зоне кабелей или газопровода, кроме того, под наблюдением работников электро- или газового хозяйства. Готовность объекта к производству работ «стена в грунте» должна определяться актом комиссии, назначенной руководителем организации.

2.3 Экскаватором ЭО-5123А (ЭО-5124) либо другими экскаваторами, отвечающими соответствующим технологическим требованиям, оборудованным грейфером на напорной штанге, разрабатывается захватка № 1 под глинистым (бентонитовым) раствором, уровень которого должен постоянно поддерживаться не ниже низа форшахты путем добавления глинистого (бентонитового) раствора из резервной емкости. Разрабатываемый грунт грузится в автосамосвалы и вывозится в установленные места. Технические характеристики экскаваторов с грейферным ковшом приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Технические характеристики экскаваторов, оборудованных грейферным ковшом

№ п/п Наименование показателей Ед. изм. Экскаваторы Примечание
ЭО-5123А ЭО-5124 ЭО-3323 ЭО-4121 ЭО-4124
Емкость ковша м3 0,6; 0,8 0,6; 0,8 0,5 2,5 0,8; 2,5  
Ширина ковша м 0,6; 0,8 0,6; 0,8 0,6 0,6 0.6  
Наибольшая глубина копания м 8.4 10,4 10,6  
Длина захвата челюстей м 2,5     1,8 1,8  
Радиус копания м 3,6     8,9 8,6  
Производительность м3 10,3 10,0 6,73      
Высота экскаватора с оголовком м     5,9 9,87  
Усилие на кромке зуба челюстей ковша кН 186,4      
Угол разворота штанги в поперечном направлении град.          
То же, в продольном направлении град.          
Допустимый при работе угол наклона экскаватора град.          
Среднее давление на грунт МПа 0,1 0,11   0,65 0,065  
Группа разрабатываемого грунта   I-IV I-IV I-IV I-IV I-IV  

2.4 Экскаватор может перемещаться на следующую захватку после очистки глинистого раствора в траншее и сдачи-приемки предшествующей захватки под бетонирование.

2.5 Краном ДЭК-251 со стрелой 19 м либо другими кранами с соответствующими грузовысотными характеристиками устанавливаются железобетонные разделительные элементы или временные трубы-ограничители. В этом случае сначала опускают в траншею и подвешивают с опиранием на форшахту нижнюю секцию, жестко стыкуют ее с верхней секцией, поддерживая краном в вертикальном положении, а затем опускают в проектное положение. При этом разделительные элементы должны заглубляться в дно траншеи на 0,2 - 0,4 м. Если же под действием собственной массы разделительный элемент не достигает проектной отметки, допускается кратковременное включение вибропогружателя при условии сохранения устойчивости стен траншеи и допустимости его применения в местных условиях.

Перед установкой разделительные элементы должны быть очищены от бетона и смазаны антиадгезионной смазкой.

2.6 Арматурный каркас устанавливается тем же краном. Проектное положение каркасов обеспечивается путем подвешивания на специальных элементах, опирающихся на форшахту. Если каркасы состоят из двух секций по высоте, то сначала подвешивают нижнюю секцию, стыкуют ее с верхней, а затем опускают до проектного положения.

2.7 Как правило, арматурные каркасы и разделительные трубы-ограничители изготавливаются на всю высоту. При монтаже они должны устанавливаться строго вертикально с участием геодезиста.

2.8 При бетонировании стен под защитой глинистого раствора ограничители между захватками и арматурный каркас необходимо установить в траншее не более чем за 8 часов до укладки бетона. Краном ДЭК-251 устанавливается бетонолитная труба с приемным бункером так, чтобы низ трубы не доходил до дна траншеи на 0,2 - 0,3м.

2.9 Бетонируется захватка № 1 методом ВПТ в следующем порядке:

– вверху бетонолитной трубы устанавливается мягкий пыж, а в горловину воронки - конический клапан. При отсутствии клапана пыж удерживается в верхнем положении при помощи подвески;

– бункер загружается бетонной смесью и краном подается к воронке. Если бетонолитная труба не имеет специального подъемного механизма, то бункер прикрепляется к воронке стропами для возможности вертикального перемещения бетонолитной трубы;

– воронка заполняется бетонной смесью;

– извлекается конический клапан или освобождается от подвески пыж. Бетонная смесь, вытесняя из трубы глинистый раствор, поступает в траншею;

– бетонная смесь подается из бункера равномерно, не допуская полного опорожнения воронки. Для этого бункер должен оборудоваться винтовым затвором с регулируемым открытием. После опорожнения бункера и до опорожнения воронки бетонолитная труба опускается в уложенную бетонную смесь до прекращения движения бетонной смеси в трубе.

Для продолжения бетонирования вновь загруженная воронка вместе с бетонолитной трубой приподнимается вверх. Когда высота подъема превысит длину звена бетонолитной трубы, верхнее звено отсоединяется. При этом уровень бетонной смеси в оставшейся части трубы должен совпадать с ее верхом.

2.10 При бетонировании необходимо выполнять следующие условия:

а) бетонолитная труба по всей длине должна быть постоянно заполнена бетонной смесью;

б) нижний конец бетонолитной трубы должен быть заглублен в бетонную смесь не менее 1 м после укладки первой порции смеси и не менее 2 м - в дальнейшем.

При транспортировке бетонной смеси автобетоносмесителями разгрузка ведется непосредственно в воронку с соблюдением всех требований, перечисленных выше;

в) вытесняемая из траншеи глинистая суспензия в процессе бетонирования должна откачиваться насосом производительностью 30 м3/ч в накопительную емкость;

г) верхний слой бетонной смеси толщиной до 300 мм, загрязненный суспензией, удаляется;

д) интенсивность бетонирования основной захватки не должна быть меньше 8 м3/ч, промежуточной - 20 м3/ч при транспортировке бетона в автосамосвалах и времени доставки 30 мин.

При возможности доставки бетона в автобетоносмесителях этому способу следует отдавать предпочтение.

Схема производства работ приведена на рисунке 2.

2.11 Технологическая карта предусматривает две возможные схемы очередности работ по захваткам, представленные на рисунке 3. Схема № 1 применяется при небольшой длине строящейся «стены в грунте», когда невозможно обеспечить одновременную работу землеройного и кранового механизмов. В этом случае на каждой захватке последовательно производят все работы до полной ее готовности.

Схема № 2 рассчитана на одновременную работу экскаватора и крана при соблюдении условия не пересечения их зон действия. Работа по схеме № 2 возможна при условии сохранения устойчивости стенок траншеи в течение нескольких дней и при достаточно протяженной «стене в грунте».

Внимание! При производстве работ по схеме № 2 опасные зоны крана и экскаватора накладываются одна на другую, поэтому производить работы необходимо, соблюдая требования СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002, ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а также РД-11-06-2007«Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ».

I этап. Разработка траншеи

организация и технология строительного процесса - student2.ru

II этап. Установка разделительных элементов, армокаркасов, бетонолитных труб

организация и технология строительного процесса - student2.ru

III этап. Укладка бетона

организация и технология строительного процесса - student2.ru

1 - форшахта из монолитного железобетона; 2 - экскаватор ЭО-5123А; 3 - грейферный ковш; 4 - автосамосвал МАЗ-5551; 5 - кран ДЭК-251; 6 - автобетоносмеситель; 7 - место приема глинистого раствора; 8 - армокаркасы; 9 - бетонолитные трубы; 10 - разделительные элементы; 11 - бункер для бетона; 12 - приемная воронка; 13 - насос 30 м3/час; 14 - граница опасной зоны; 15 - дорожные плиты

Рисунок 2 - Схема производства работ

Схема 1

организация и технология строительного процесса - student2.ru

Схема 2

организация и технология строительного процесса - student2.ru

1-11 - очередность бетонирования захваток;

1 - ось движения крана ДЭК-251; 2 - место установки крана ДЭК-251; 3 - место установки экскаватора ЭО-5123А; 4 - ось движения экскаватора; 5 - разделительные элементы; 6 - нерабочая зона действия крана ДЭК-251; 7 - зона действия крана; 8 - зона действия экскаватора; 9 - граница опасной зоны; Н - расчетная глубина траншеи

Рисунок 3 - Очередность работ по захваткам

Наши рекомендации