Мысли - облака в небе сознания

Мысли существуют отдельно от вас, они не едины с вашей природой, они приходят и уходят, а вы остаетесь, продолжаетесь. Вы как небо: оно не приходит и не уходит, оно все время здесь. Об­лака приходят и уходят, они временное явление, они не вечны. Даже если вы будете пытаться удер­жать мысль, долго вам это не удастся, она долж­на уйти, она имеет свое собственное рождение и смерть. Мысли не ваши, они не принадлежат вам. Они приходят как посетители, гости, но они не являются хозяевами. Загляните глубже, и тогда вы станете хозяином, а мысли будут гостями. Как гос­ти они прекрасны, но, если вы совершенно забу­дете, что вы хозяин, хозяевами станут они; тогда вы пропали, и это есть ад. Вы хозяин дома, и дом принадлежит вам, а гости стали хозяевами. При­нимайте их, заботьтесь о них, но не отождеств­ляйте себя с ними, иначе они станут хозяевами. ум становится проблемой, потому что вы настоль­ко глубоко впустили в себя мысли, что совершен­но забыли о дистанции, забыли, что они посети­тели, которые приходят и уходят, всегда помните о том, что неизменно: а это ваша природа. Всегда будьте внимательны к тому, что не приходит и не уходит — как небо.

Анализируя свои мысли, мы думаем: «это мои мысли». Но действительно ли они ваши? Они все заимствованы, они все извне. Даже если вы не знае­те источник, из которого пришла мысль, она все равно не ваша. Только внутреннее безмолвие явля­ется вашим. Вы родились с ним, и вы умрете с ним. Мысли были даны вам; вы были приучены к ним. Если вы мусульманин, вы имеете один набор мыс­лей; если коммунист, то другой набор мыслей. Они были вложены в вас. Толпа мыслей пришла к вам, она собралась вокруг вас, но она не принадлежит вам. И если вы почувствуете, что ни одна из мыслей не является вашей, тогда вы сможете отбросить ум. Если вы ощущаете «это — мое», вы чувствуете при­вязанность. Тогда мысль пускает в вас корни. Ощущение «мое» порождает привязанности. Вы може­те сражаться за свои мысли, вы можете стать муче­ником во имя своих мыслей, вы можете убить за свои мысли. А мысли не ваши. Сознание ваше, а мысли не ваши. Если мысли не являются вашими, то ничто не имеет значения, потому что все внешнее — это тоже мысли.

Птица влетает в дом через одну дверь и выле­тает через другую, точно так же мысль входит в вас и выходит из вас. Вы настаиваете на том, что мысли ваши. Более того, вы защищаете свои мыс­ли, вы говорите: это моя мысль, это верно. Вы обсуждаете ее и спорите о ней, вы пытаетесь до­казать, что это ваша мысль. Ни одна мысль не является вашей, ни одна мысль не является ори­гинальной, все мысли заимствованы, и они не но­вы не только потому, что миллионы людей до вас выражали подобные мысли. Мысль, как и всякая вещь, находится вне вас.

Мысли плывут, как облака в небе. Они прихо­дят и уходят. Но вы отождествляетесь с ними. По поводу каждого облака вы говорите: «Это мое об­лако». И эти мысли составляют вашу собственную правоту, вашу точку зрения, вашу идеологию, ва­ше мировоззрение. И облака меняются, но не ме­няется ваша привязанность, ваше отождествление. Мысли приходят только как званые гости. Они никогда не приходят незваными, помните это. Иногда вы думаете: «Я никогда не приглашал эту мысль», но вы, должно быть, ошибаетесь. Как-то, когда-то — возможно, вы об этом совершенно за­были — вы, должно быть, пригласили ее. Мысли никогда не приходят неприглашенными. Снача­ла вы приглашаете их; только тогда они приходят. Но если вы не сотрудничаете, постепенно они за­бывают о вас, они не являются к вам. И когда мысли перестают приходить сами по себе, это показатель хорошего контроля над умом.

ПОЧЕМУ УМ ВСЕГДА НАПРЯЖЕН

ум всегда в глубоком напряжении, он в по­стоянной тревоге. Но из-за повседневных беспо­койств, трудностей большинство людей не заме­чает этого глубинного беспокойства. Что же это за тревога? Откуда она? Первое, ум подобен мос­ту через бездну — он соединяет жизнь и смерть, тело и дух, видимое и невидимое, вечное и вре­менное. ум находится между двумя противопо­ложностями. Как будто бы вы стоите в двух лод­ках, которые движутся в противоположных на­правлениях. От этого конфликт. Второе, ум — не субстанция, не предмет, это процесс, он постоянно улавливает мысли, сор­тирует их, обрабатывает информацию, посту­пающую через органы чувств. Процесс не может быть спокойным. Процесс — это всегда движе­ние, напряжение. Поэтому вы всегда делаете что-то вы не можете без занятий. Если вы сидите и молчите, то вы начинаете осознавать весь этот на­пряженный процесс, происходящий внутри. Ка­ждый пытается найти спасение от этого напря­жения, хочет забыться. И поэтому обращаются к алкоголю, наркотикам, музыке, телевидению, сексу. Это постоянное бегство существует из-за процесса мышления.

Многие, начав медитировать, становятся более напряженными, на них обрушиваются мысли, об­разы, о которых они раньше и не подозревали. Однако это происходит не из-за медитации. Мыс­ли окружают вас все время. Но если энергия не растрачивается на мышление, на внутренние диа­логи, то может произойти чудо — вы можете пре­взойти ум, связанный прошлым.

Третье, ум напряжен также из-за того, что он стар, он состоит из прошедшего, а жизнь всегда нова и свежа. ум не может меняться так быстро, как жизнь. ум цепляется за прошлое, а все меняется каждое мгновение. ум ортодоксален, а жизнь не ортодоксальна.

Поэтому ум нельзя успокоить, избавить от на­пряжения, тревоги. Это его суть. Как можно пой­мать ветер? Как можно успокоить волны на море? И если ум владеет вами, то это болезнь. Мудрый исследует пространства ума только для того, чтобы найти выход из них. Он хочет выйти из этой пеще­ры. Современные психологи и психоаналитики пы­таются обустроить пещеру, приспособиться к ней. Но мудрый хочет одного — выбраться из нее и ока­заться под огромным бескрайним небом чистого сознания. Что происходит, когда вы выходите за пределы ума? ум остается тем же, но вы станови­тесь уже другим, вы видели, что находится за преде­лами пещеры, — вы видели солнце, облака, бездон­ную синь неба. Это воздействие бесконечного де­лает вас сознательным человеком, и теперь вы можете вернуться в пещеру. Она перестает быть тюрьмой и может быть даже чем-то полезной. Те­перь вы хозяин в ней, и вы знаете, что снаружи — небо и бесконечность. И вы понимаете, что даже эта пещера — часть бесконечности.

Итак, не отождествлять себя с умом — это главное. И тогда не будет отождествления с тре­вогами, беспокойствами и разочарованиями.

Наши рекомендации