Основные положения государственного стандарта
профессионального образования
ГС ПО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Его цели:
1) повышение качества профессиональной подготовки рабочих за счёт регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;
2) сохранение и развитие единого образовательного пространства в России;
3) чёткое определение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;
4) обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за её пределами для участия РФ в международном рынке труда.
К документам ГСНПО, утверждаемым на федеральном уровне, относятся:
· «Основные положения ГСНПО».
· «Перечень профессий и специальностей ГСНПО».
· Профессиональные характеристики.
· Обязательные компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиям и специальностям, по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера.
· «Модель учебного плана для учреждений начального проф. образования».
· Требования к примерной (типовой) учебно-программной документации.
· Перечень и описание стандартных параметров качества профессионального образования.
· Общие требования по составлению контрольных заданий по проверке качества знаний и умений учащихся.
· Описание и порядок проведения контрольной процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта профессионального образования.
· Требования к инженерно-педагогическим кадрам системы профессионального образования.
· Образцы документов, удостоверяющих профессиональное образование.
· «Система кодификаций (обозначений) ГСНПО документов».
Компоненты государственного стандарта профессионального образования
ГОС включает в себя 2 основных компонента:
1. Федеральный компонент стандарта.
2. Национально-региональный компонент стандарта.
Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России. Он представляет совокупность перечисленных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.
Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности. Они имеют юридическую силу во всех регионах РФ.
Руководители региональных органов управления образованием, образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента стандарта в порядке, установленном законодательством РФ.
Национально-региональный компонент стандартаотражает национально-региональные требования к качеству и содержанию ПО и представляет собой совокупность нормативных документов.
Они разрабатываются и утверждаются на региональном уровне:
o образовательные стандарты на профессии, не вошедшие в федеральный Перечень;
o дополнения к обязательному минимуму содержания обучения по профессиям федерального Перечня. Они учитывают специфику регионов;
o контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определённым профессиям и т.п.
Национально-региональный компонент действителен только для конкретного региона.
Национально-региональный компонент стандарта может уточнять и дополнять федеральный Перечень профессий и специальностей с учётом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и Основных положений ГСНПО.
Содержание и принципы профессионального образования
Стандартная модель учебного плана устанавливает:
1. общую структуру содержания профессионального образования;
2. соотношение различных форм обучения (теоретического и практического);
3. ограничения на учебную нагрузку.
Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включённым в федеральный Перечень профессий, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.
Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.
На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания НПО федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную документацию.
Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Они несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.
Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками:
– Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.
– Отраслевой блок –содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда и т.д.;
– Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.
– Специальный блок– содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации.
– Общеспециальный блок –выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей.
– Блоки перепрофилирования –позволяют на основе имеющейся получить новую профессию.
– Блоки повышенного ПО –среднего или высшего.
– Бизнес-блоки –нужны для благоприятного вхождения людей в рынок.
– Учебный план –это официальный документ, отражающий объём и содержание обучения.
– Модель учебного плана –это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования.
– Примерный учебный план –это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения. Он определяет степень самостоятельности территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений в разработке рабочей учебой документации.
– Рабочий учебный план –это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта.
Принципы профессионального образования
К ним относятся традиционные принципы:
· преемственность всех ступеней и видов образования в стране;
· непрерывность;
· научность;
· систематичность;
· доступность;
· единство и взаимосвязь общего и профессионального образования.
В последние годы к ним добавились новые принципы:
o профессиональная мобильность;
o унификация образования;
o дифференциация образования;
o интенсификация образования;
o вариативность образования;
o индивидуализация подготовки;
o интеграция образования;
o гуманизация образования;
o демократизация образования;
o гуманитаризация образования;
o повышение информационной насыщенности;
o информатизация и компьютеризация.