Габарит приближения строений на кривой

ВВЕДЕНИЕ

Тоннель – это горизонтальное или слабонаклонное протяженное искусственное сооружение, предназначенное для транспорта, пропуска воды, размещения коммуникаций и других целей.

За период 1970 – 1980 гг. построено 23 тоннеля общей протяженностью 50 км. Самым протяженным среди них является Меградзорский – железнодорожный тоннель в Армении. По протяжённости (8311 метров) тоннель является самым длинным железнодорожным тоннелем на Кавказе, и вторым по длине (после Северо-Муйского тоннеля протяженностью 15343 метра) в странах СНГ.

На трассе БАМ располагается пять перевальных тоннелей: Байкальский – 6,7 км, Северо-Муйский – 15,3 км, Кодарский – 1,9 км, Дуссе-Алиньский – 1,8 км и Нагорный – 1,2 км.

Так 15 километровый Северомуйский тоннель по сложности проходки не имеет аналогов в мире. Специалисты - тоннельщики всего мира, признали его проходку самой сложной из имеющего у человечества опыта проходок.

При строительстве тоннеля была разработана и применена технология химического закрепления неустойчивых грунтов в зонах тектонических разломов и прокладка специальных дренажных штолен, применялось низкотемпературное замораживание жидким азотом в неустойчивых и слабоустойчивых грунтах. Впервые была разработана и внедрена автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУТП) при его строительстве.

Подготовительные работы по строительству тоннеля начали в 1975 году, проходку начали в 1977 году. Понятие "уникально" можно применять к любому периоду его строительства. Так, была пробита параллельная штольня - фактически второй тоннель диаметром как в метрополитене. Он использовался в качестве транспортного, дренажного и разведочного. Местами он залегает на глубине 1 километр, соединяя два соседних ущелья: Ангараканское и Муяканское. На строительстве тоннеля испытывались строительные механизмы и машины из десяти стран мира.

В настоящее время тоннели имеют широкое распространение во всех отраслях народного хозяйства. По назначению тоннели делят на пять основных групп:

1. на путях сообщения;

2. гидротехнические;

3. коммунальные;

4. горнопромышленные;

5. специальные.

Наибольшее распространение имеют тоннели на путях сообщения, к которым относят тоннели: метрополитенов, железнодорожные, автодорожные, судоходные и пешеходные, а также тоннели для нескольких видов транспорта.

По положению относительно рельефа местности тоннели можно разделить на:

1. горные;

2. подводные;

3. равнинные.

К равнинным относят в основном городские тоннели (метрополитены, переходы на перекрёстках, подземные гаражи).

Глубина заложения тоннеля в значительной степени влияет на его конструкцию и способы постройки.

МОНОЛИТНАЯ ТОННЕЛЬНАЯ ОБДЕЛКА

Габарит приближения строений С

Конструирование тоннельной обделки начинают с определения ее внутреннего очертания. Форма и размеры поперечного сечения тоннеля определяются, в первую очередь, его назначением. Внутри транспортного тоннеля должно быть свободное пространство, достаточное для пропуска подвижного состава, прохода людей, размещения необходимого оборудования и устройств. Поэтому проектируемое сечение тоннеля должно удовлетворять утвержденному для данного вида транспорта габариту приближения строения.

Габаритом приближения строений называют перпендикулярный оси тоннеля контур, внутрь которого не должны выступать никакие части сооружений и устройств.

Высоту габарита С и его ширину поверху назначают в зависимости от конструкции подвески контактного повода. В сети с напряжением 1,5-25 кВ для контактной подвески с несущим тросом принимают Н=6400 мм (b=2040 мм).

Габарит приближения строений на кривой - student2.ru

Рис.1. Габарит приближения строений тоннеля (двухпутного при подвеске с несущим тросом)

Габарит приближения строений на кривой

На кривых участках пути габарит приближения строений должен быть увеличен с учетом выноса концов и середины вагона в стороны от оси пути и его наклона, обусловленного возвышением h наружного рельса.

На рис. 2 приведен увеличенный габарит для Н=6400 мм на кривой радиусом 350 м.

Угловые точки 1-6 габарита на кривой смещаются наружу от оси пути в положение 1’-6’. Кроме того, на контуре увеличенного габарита возникает дополнительная точка 4’, координаты которой: x=190 мм, у=6620 мм.

Смещение точек 1, 5 и 6 принимают равным ∆1=5=6=100мм;смещение точки 2( ∆2=510 мм); смещение точки 3 (∆3=810 мм) и точки 4 ( ∆4=170 мм).

Внутренний рельс в кривых участках пути оставляют обычно на том же уровне, что и в соседних прямых участках, а наружный рельс повышают на высоту h.

Габарит приближения строений на кривой - student2.ru

Рис. 2.Габарит приближения строения тоннеля на кривой

Наши рекомендации