Вопрос Система органов архитектуры и государственного надзора

Госархстройнадзор Российской Федерации, представляемый инспекциями соответствующих уровней, осуществляет надзор за строительством с целью защиты прав и интересов потреби­телей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уров­ня, качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и за­конченных строительством объектов.

Выборочным проверкам подлежит новое строительство, расширение, реконструкция (в даль­нейшем строительство) зданий и сооружений (за исключением объектов, контролируемых специалистами государственных надзорных органов).

Госархстройнадзор РФ включает:

· Главную инспекцию ГАСН РФ;

· Инспекции ГАСН соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга;

· Инспекции ГАСН соответствующих органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН в пределах своей компетенции осуществляют проверки качества строитель­ства объектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.

Основной задачей, изложенной в «Положении о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации», является осуществление контроля за:

· качеством строительных материалов, изделий и их соответствием стандартам и другим нормативным документом, регламентирующим производство этих материалов;

· соблюдением требований стандартов и технических условий по транспортированию, складированию и хранению материалов, изделий, санитарно-технического и другого ин­женерного оборудования на строительных площадках;

· качеством строительно-монтажных работ на объектах и работ по благоустройству терри­торий этих объектов, а также соответствием их утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам;

· осуществлением утвержденных проектов и соблюдением технических требований в части архитектурных решений и качества работ по фасадам зданий;

· организационно-правовым порядком осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Проверки качества выполняемых работ проводятся:

· согласно планам выборочных проверок;

· в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;

· по заданиям соответствующих органов управления и административной власти или вы­шестоящих инспекций;

· по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика и других надзорных органов (внеплановые проверки).

Должностное лицо, осуществляющее контроль, обязано:

Выдавать разрешения заказчикам на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения.
Вести учет работников, руководящих строительством, а также лиц, осуществляющих тех­нический и авторский надзор, и получать от них подписки о принятии на себя работ по надзору за строительством конкретного объекта.
Принимать участие в государственных приемочных комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.
Участвовать в расследовании аварий на строительстве объектов.

Предприятия, выполняющие СМР, или заказчики обязаны обеспечить:

беспрепятственный доступ работникам органов ГАСН на подконтрольные им объекты строительства;

■ представление Госархстройнадзору всей необходимой для выполнения работ разреши­тельной, проектной, нормативной и исполнительной документации;

■ исполнение распоряжений и предписаний работников органов ГАСН, выдаваемых в пре­делах их компетенции.

Для выполнения своих функций и обязанностей органам ГАСН предоставляется право:

■ беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства;

■ обязывать организации и предприятия исправлять некачественно выполненные строи­тельно-монтажные работы, а также переделывать или заменять некачественные изделия и материалы;

■ запрещать применение материалов, деталей, комплектующих, изготовленных с наруше­нием требований стандартов, технических условий;

■ применять установленные законодательством меры административного воздействия (штрафные санкции, см. извлечения из Кодекса об административных правонарушени­ях);

■ давать предписания об устранении допущенных нарушений СНиП, нормативных доку­ментов и утвержденных проектов;

■ приостанавливать при выявлении грубых нарушений дальнейшее производство строи­тельно-монтажных работ;

■ получать от заказчиков и других участников строительство всю необходимую для вос­полнения возложенных функций нормативную, проектную и исполнительную документа­цию;

■ требовать при необходимости дополнительных испытаний и вскрытия отдельных конст­руктивных элементов и частей здания, а также испытаний и исследований материалов и изделий, применяемых в строительстве;

■ требовать улучшения оформления и правильного хранения предусмотренной СНиП ис­полнительной технической документации;

■ требовать улучшения организации и осуществления технического и авторского надзора;

■ вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, до­пустивших нарушение установленных требований, в соответствии с действующим законо­дательством;

■ направлять в лицензионный центр представление об аннулировании или приостановле­нии деятельности строительных организаций, систематически допускающих грубые на­рушения требований проектов и нормативных документов;

■ вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-смет­ной документации, а также давать обязательные к исполнению предписания по исправ­лению допущенных в проектах ошибок и нарушений;

■ требовать отстранения от работы на подконтрольных объектах производителей работ, не имеющих соответствующих документов на право производства СМР, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих технический и авторский надзор.

В приложениях 23 и 24 приведены примеры подписок, предоставляемых в ГАСН производи­телем работ и представителем заказчика, осуществляющим надзор.

Наши рекомендации