Применение информации об Эпохах железнодорожного моделирования
Краткая характеристика Эпох в России
Россия не попадает в такую классификацию, так как не является членом MOROP. Но многие российские железнодорожные моделисты и любители одержимы желанием демонстрации отечественной железной дороги, с ее неоспоримыми достижениями и неповторимым колоритом. Недавно начавшийся серийный выпуск российского подвижного состава в Типоразмерах НО и ТТ, во многом способствуют развитию данной тематики в железнодорожном моделировании. В помощь интересующимся, здесь представлена краткая характеристика Эпох, применительно к Российским железным дорогам.
Эпоха I: Изобретение и становление железных дорог в России. Быстрый рост протяженности железнодорожной сети. Выход за Волгу и Урал. Принятие «Общего устава железных дорог». Начало электрификации.
Ia (1834-1855) – Строительство первой железной дороги братьями Черепановыми в Нижнем Тагиле. Открытие Царскосельской и Николаевских железных дорог. Начало строительства паровозов на Александровском заводе в С-Петербурге.
Ib (1855-1885) – Бурное строительство железных дорог. Открытие Оренбургской ж/д. через Сызрань и Самару. Открытие двупутного Александровского моста через Волгу. Создание Министерства путей сообщения. Принят и введен на всех российских железных дорогах «Общий устав железных дорог».
Ic (1885-1917) – Строительства Транссибирской магистрали и Кругобайкальской железной дороги. Учреждения праздника «Дня железнодорожника – 25 июня». Начало электрификации железных дорог. Строительство первой электрифицированной линии Петербург-Петергоф. Начало выпуска газеты «Гудок».
Эпоха II: Интенсивное развитие железных дорог в России. Приоритет железнодорожного транспорта в грузообороте страны. Развитие паровозостроения. Появление скоростных паровозов. Появление электричек.
IIa (1918-1925) – План полной электрификации основных магистралей, как часть плана ГОЭЛРО. Преобразование МПС в НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Усовершенствование серийных паровозов. Начало разработки электрической тяги.
IIb (1925-1940) – Начало пригородного сообщения на электрической тяге. Открыто экспериментальное кольцо в Щербинке. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали. Появление скоростных паровозов.
IIc (1940-1945) – Военное время. Срочное строительство железнодорожных путей для фронта.
Эпоха III: Интенсивное развитие железных дорог в России. Приоритет железнодорожного транспорта в грузообороте страны. Развитие паровозостроения. Появление скоростных паровозов. Появление электричек.
IIIa (1945-1955) – Переименование НКПС в МПС. Восстановление части железнодорожной сети после войны с одновременной модернизацией. Новая система идентификации подвижного состава. Начало серийного выпуска электровозов и тепловозов.
IIIb (1955-1965) – Принятие Генерального плана электрификации всей железнодорожной сети.. Переход на единую упряжь (сцепные устройства). Принятие свода Инструкций, регламентирующих работу железных дорог. Быстрое внедрение 4-осных вагонов.
Эпоха IV: Развитие и модернизация Советских железных дорог. Основание коммерческого бренда «Советские железные дороги». Международная интеграция стран СЭВ.
IVa (1965-1975) – Возобновление строительства БАМ-а. Создание Байкало-Амурской железной дороги. Упразднение Московской Окружной железной дороги. Полная ликвидация паровозного движения. Введение новых норм регистрации подвижного состава.
IVb (1975-1985) – Развитие международной интеграции в железной дороге стран СЭВ. Появление импортного подвижного состава.
Эпоха V: Реорганизация МПС СССР в МПС Российской Федерации. Основание коммерческого бренда «Российские железные дороги». Сверхнормативная эксплуатация устаревшего подвижного состава. Сокращение объемов перевозок.
Va (1985-1995) – Принятие Закона «О федеральном железнодорожном транспорте». Образование МПС РФ. Образование МПС РФ. Начало ввода в эксплуатацию безстыковых участков пути.
Vb (1995-2005) – Создание ОАО “РЖД». Начало восстановления и коммерсолизации железных дорог. Принятие Новых Правил эксплуатации железных дорог РФ. Усовершенствование сигнальной системы.
Эпоха VI: Утверждение «Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года». Начало движения скоростных поездов (Сапсан: Москва-Санкт-Петербург)
Эпоха VI (с 2005г.) недавно началась и продолжается в настоящее время. Поэтому деления на периоды еще не существует.
Применение информации об Эпохах железнодорожного моделирования
Эта информация важна при строительстве макета. На этапе разработки концепции будущего творения, важно четко сформулировать тему. Понимая то, что вы хотите смоделировать, проще выбрать Эпоху и Географию. Ниже приводятся несколько практических примеров.
Один коллекционер с приличным стажем, собрав около двух десятков различных моделей паровозов, не считая остальных локомотивов, решил создать макет паровозного депо, для того, чтобы отобразить не только сами паровозы, но и технологические процессы их обслуживания, запуска на линию, заправки и т.д. Соответственно, что моделировать только паровозное депо не интересно, требуется соответственный антураж, то есть, как минимум станция, причем не маленькая с вокзалом и другими сопутствующими строениями.
В соответствии с этим, по таблице и характеристикам Эпох, выбирается время наивысшего расцвета паровозного движения, когда все оборудование депо было наиболее полным. Этому соответствует Эпоха II, Периоды «a» и «b». Вторая Эпоха – это эпоха DRG. Следовательно, выбирается подвижной состав с этим обозначением, механическая система сигналов, система освещения должна соответствовать выбранной эпохе, это относится и к архитектуре строений и зданий. В оформлении макета должны присутствовать автомобили небольшим числом до 1937 года выпуска, гужевые повозки, велосипеды. Желательно подобрать фигурки людей в соответствующей одежде. Особое внимание должно уделяться форме железнодорожников, почтальонов и полицейских.
Другой любитель железнодорожного моделирования, побывав в Южной Баварии, очень полюбил те места, и захотел иметь «маленькую Баварию» у себя дома, в виде железнодорожного макета. Трудность состоит в том, что у него очень стесненные жилищные условия, и места для полноценного макета, демонстрирующего современную железную дорогу в условиях горной местности, маловато. Кинув взгляд на историю Баварии, он выбрал достаточно счастливый период ее развития: 60-е годы прошлого столетия, период развития туризма, промышленности, возвращения местных традиций.
В соответствии с этим была выбрана Эпоха III, Период «b». Темой макета будет маленькая станция местного значения с пассажирским и грузовым движением. Подвижной состав DB с соответствующей покраской, система сигнализации смешанная (оптическая и механическая), элементы освещения, архитектура, автомобили и фигурки – соответственно эпохе.
Подобрать соответствующие выбранной Эпохе подвижной состав и другие элементы, которые выпускаются серийно, не представляет труда. Эпоха, к которой относится изделие, представлена в системе обозначений, в квадратике с римскими цифрами. Значение цифры соответствует эпохе прототипа.
Бывают случаи, когда эксплуатация какого-либо типа подвижного состава, проходила в нескольких эпохах. Это случалось с наиболее удачными и распространенными марками вагонов и локомотивов. Тогда две римские цифры пишутся через тире.
Для определения Эпохи принадлежности прототипа моделей выпускавшихся ранее, к которым еще не применялась такая маркировка, придется покопаться в литературе, интернете, архивах фотографий. Лучше иметь такое представление о каждой модели из вашей коллекции, находясь в состоянии постоянного поиска фактов, материалов, информации об их прототипах.
Соблюдение «Правила Эпохи» для профессионального макетчика-моделиста является непременным условием. Для любителя, который работает для себя, это поможет сделать свой макет наиболее грамотным и гармоничным, а самое главное, правдивым и познавательным, с исторической точки зрения!