Региональные особенности развития

Транспортной системы России

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наивысшей густотой транспортной сети отличаются экономически развитые районы Европейской части, включая Урал. На их долю приходится 70% железных дорог, хотя территория составляет 25% площади страны. В целом Европейская зона вместе с Уралом превосходит восточную по плотности железных дорог в 7 раз, автомобильных дорог с твёрдым покрытием – в 9 раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Чернозёмный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ – велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности (Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный) соответственно — пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление восток – запад и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление север – юг с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление север – юг по реке Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов система нуждается в постоянном совершенствовании, как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса.

Технико-экономические особенности

Отдельных видов транспорта

У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок.

Особенности морского транспорта

Преимущества:

· низкие тарифы;

· высокая производительность (за счет большой грузоподъемности судов);

· непрерывность работы (24 часа в сутки);

· незначительная зависимость от погодных условий;

· мобильность в зависимости от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира);

· практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.

Недостатки:

· относительно низкая скорость (для грузовых судов – 18 – 20 узлов, узел – 1 миля в час, морская миля – 1837 м);

· сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу);

· необходимость тщательной упаковки грузов.

Особенности речного транспорта

Преимущества:

· высокая провозная способность по рекам;

· низкая себестоимость перевозок;

· возможность перевозить значительные партии грузов;

· возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.

Недостатки:

· необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;

· сезонность работы на большинстве рек мира;

· необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлениями пассажиропотоков и грузопотоков.

Наши рекомендации