Показатели работы автомобильного транспорта
Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта (кроме общетранспортных), следующие.
Бюджет времени автомобилей определяется в автомобиле-днях АД или автомобиле-часах At. Общий бюджет времени нахождения автомобилей в хозяйстве АДхоз складывается из времени пребывания автомобиля в технически исправном состоянии, т.е. готовым к эксплуатации АДгэ и времени нахождения в ремонте или ожидания ремонта АДр:
АДхоз = АДгэ + АДр; Atхоз = Atгэ + Atр
Коэффициент технической готовности парка
α т = АДгэ/АДхоз
Коэффициент использования парка
α = АДраб/АДхоз,
где АДраб - автомобиле-дни работы автомобиля на линии.
Коэффициент использования пробега автомобиля βа равен отношению расстоянию пробега с грузом Lгр к общему пробегу автомобиля за время оборота:
βа = Lгр/ Lобщ
Среднесуточный пробег автомобиля Ксс определяется отношением общего пробега автомобиля за определенный период времени t к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за тот же период:
Ксс =
В общий пробег автомобиля входит расстояние пробега с грузом порожняком Lпор и нулевой пробег Lо, т.е. расстояние пробега от гаража до места работы и возврата автомобиля в конце смены в гараж:
Lобщ = Lгр + Lпор + Lо
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля
γ = Qф/Qн,
где Qф - фактический объем перевозки груза; Qн - номинальный, т.е. возможный по номинальной грузоподъемности автомобиля, объем перевозки груза.
Техническая скорость автомобиля
vт = Lобщ/tдв
где tдв - время нахождения автомобиля в движении.
Эксплуатационная скорость автомобиля
vэ = Lобщ/Тн,
где Тн - продолжительность работы автомобиля в наряде, включая простои: Тн = tдв + tпр
Число ездок автомобиля Zе при работе на маршруте определяется делением времени нахождения автомобиля в работе на маршруте Тм на время одной ездки tе:
Zе = Тм/tе
Время работы на маршруте
Тм = Тн - t0,
где t0 - время нулевого пробега автомобиля до места начала работы и возврата с последнего места разгрузки до гаража.
Время нахождения автомобиля в движении
tдв = Lгр/vтβа,
Производительность 1 т грузоподъемности автомобиля (автомобиле-тонны) ρ за определенное время его эксплуатации t
ρ = 1αβаγКссt
Общая производительность автомобиля в тоннах за период t
или ,
где qн - номинальная грузоподъемность автомобиля, т; tгр - время простоя автомобиля под грузовыми операциями, ч.
Производительность автомобиля
Wткм = qнρ.
Потребный парк грузовых автомобилей А для перевозки определенной массы груза Q на среднее расстояние lср
А = Qlср/ Wткм или А = Q/Wт
Время нахождения автомобиля в наряде составляет в среднем 9,2 ч/сут., коэффициент использования пробега 0,49, грузоподъемности - 0,72, а среднегодовая производительность грузового автомобиля 130-150 тыс. т км.
Целесообразность воплощения в жизнь любой идеи определяется экономикой и экологией. Многие из новых видов транспорта - это отвергнутые по экономическим причинам, а иногда из-за технического несовершенства старые идеи. Например, электромобиль был создан и эксплуатировался во второй половине XIX в., но был забыт на 100 лет из-за несовершенства двигателя, который впоследствии был заменен другим, более мощным. Однако появившиеся экологические проблемы возвращают электрический двигатель, но на качественно новом уровне. Идея монорельсовой дороги воплотилась в жизнь лишь через 150 лет, но развиваться она начала с 50 — 60 гг. XX в. Идея двигателя Стирлинга, выдвинутая в 1812 г., начала реализовываться лишь сегодня на новой технической основе. К созданию инерционного двигателя В.И.Шуберского, рассчитанного более 100 лет назад, приступают лишь сегодня и т.д.
Нужно заметить, что каждый вид транспорта ставит перед наукой свои проблемы.