Технологические схемы работ
Ограниченные возможности по глубине проработки слоя грунта той или иной уплотняющей машиной обусловливают проведение послойного уплотнения при многократных проходах машины по одному следу. Эти особенности работы уплотняющих машин нашли отражение в технологии производства работ.
Выбор технологической схемы и типа уплотняющей машины при возведении насыпей производится на основе технико-экономического сравнения вариантов комплексной механизации работ с учетом темпов строительства, категории грунта, наличия энергоресурсов и других факторов.
Толщина слоя отсыпки должна назначаться исходя из обеспечения однородной плотности грунта по глубине с учетом технических параметров применяемых уплотняющих машин и уточняться по результатам пробного уплотнения.
Улотнение грунтов следует производить при влажности, близкой к оптимальной 1^цпт.
Толщина осыпаемого слоя, необходимое число проходов и скорость перемещения машины при уплотнении земляного полотна насыпей при оптималь-
ной влажности представлены в табл. 6.2,
При отклонениях естественной влажности грунта от допускаемых значений его следует увлажнять или подсушивать. Уплотнение тяжелых суглинков и глин следует производить при их влажности не более 1,05 И?0пт- При использовании глинистых грунтов, имеющих влажность более допустимых значений, следует предусматривать просушивание грунта естественным способом, введением песка, сухого малосвязного грунта, шлаков неактивных зол, а также активных добавок (известь, гипс и др.).
Уплотнение с помощью прицепных иневмоколесных катков рыхлых глинистых грунтов при возведении дорожных насыпей следует проводить в два приема: предварительная прикатка катками массой 6...12 т и окончательная—катками массой 25 т и более.
Предварительная прикатка может выполняться также пневмоколесными катками массой 25 т с пониженным давлением в шинах.
Технологическая схема работ с использованием катков складывается из следующего.
Перед началом уплотнения очередного слоя грунта насыпки последний разравнивают бульдозером или автогрейдером равномерным слоем,соблюдая проектный продольный уклон.
Уплотнение следует начинать от края насыпи с постепенным переходом к ее середине.
В зависимости от ширины уплотняемой насыпи схема движения прицепного катка с тягачом может выполняться с разворотами на насыпи по кольцевой схеме, которая представлена на рис. 6.2 или при развороте катка вне насыпи с использованием съездов (рис. 6.3).
Уплотнение грунтов с использованием самоходных катков статического и вибрационногодействия выполняется по челночной схеме движения (рис. 6.4). Устройство съездов и заездов насыпей в этом случае не требуется.
Особое внимание при производстве
6.2. Порядок движения прицепного катка с тягачом по кольцевой схеме при уплотнении широкой насыпи н.ти площадки
1...10 — порядковый номер прохода катка
действия, наоборот, требуется повышенная скорость укатки или выполнение укатки без вибрации, благодаря чему обеспечивается их лучшая проходимость. Завершающая стадия уплотнения |
уплотнения следует уделять первым 2...3 проходам, которые при применении прицепных катков статического действия, следует производить на пониженной скорости движения, а для самоходных катков вибрационного
6.2. Рекомендуемые режимы уплотнения
Грунтоуплотняющие машины | Наибольшая толщина слоя в плоном теле, м | |||||
глины. суглинки | супеси, пески | |||||
Коэффициент уплотнения | ||||||
0.9 | 0. 95 | 0.98 | 0.9 | 0,95 | 0.98 | |
Прицепные н самоходные пнев- моколесные катки массой 25...30т Прицепные кулачковые катки массой 9 т Прицепные виброкатки массой: 6т 12т Самоходные виброкатки массой: 12— 13т 16т Трамбующие машины с падаю- шими плитами массой 1,35 т | 0,5 0,4 0,4 0,75 0,45 0,6 0,8 | 0.4 0,3 0,3 0.5 0,35 0,5 0.6 | 0,25 0,25 — 0,3 0,3 0,5 | 0,6 — 0.5 0,9 0,6 1,0 | 0,45 — 0,4 0.6 0,9 0,8 | 0,3 — 0,25 0,35 0,4 0,5 0.5 |
6.3. Порядок движения прицепного катка с тягачом по насыпи с использованием съездов / — насыпь; 2 — съезд с насыпи
катками выполняется на повышенной скорости движении.
Движение катками по уплотняемой поверхности производят с перекрытием следа предыдущего прохода на 0,3-.. 0,4 м.
При уплотнении верхних слоев высоких насыпей (более 1,5 м) 1-й и 2-й проходы катка следует выполнять на расстоянии 2 м от бровки насыпи, а затем, смещая следующий проход на 1/3 ширины катка в сторону бровки
6.4. Челночная схема движения самоходного катка лри уплотнении насыпи / — движение прямым ходом катка; 2 — движение обратным ходом катка
3, 4, 5, 6-м проходами следует прикатать край насыпи. После прикаткн края производят укатку середины насыпи (рис. 6.5).
Грунт уплотняется до требуемой степени плотности, проверку которой проводят лабораторно-контрольны ми постами строительства.
Число проходов | |||||||
глины, суглинки | супеси. пески | Скорость перемещения | |||||
0,9 | 0,95 | 0,98 | 0,9 | 0.95 | 0,98 | ||
4-8 5-6 4 ... 5 5 ...6 3...4 3...4 | 6... ...10 8—10 6... 8 7.. .9 6-8 6... 8 | 12... ... 15 12 — 13 — 10— 12 8... ... 10 8... ... 10 | 4 ... 6 — 3...4 4... 5 2 ..3 2 ... 3 | 6... 8 — 5 ... 7 6.. .8 4 ... 5 4... 5 | 10... ... 12 — 8... ... 10 9... ... 11 6 ... 8 6-8 | 2,5 (первый и последний проходы), остальные 3... ...5 То же > То же Первые проходы 4 .,. 5, промежуточные 2... 3, завершающие 5 ... 6 В глинах и суглинках 0,15, в супесях и песках 0,22 | |
6.5. Порядок выполнения уплотнения верхних слоев насыпей высотой более 1,5 м / — верхний слой насыпи; 2 — насыпь; 3 — бровка насыпи; 4 — порядковые номера проходов катком