Организация проектирования

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

по выполнению сквозной задачи

специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………3-6

1. Организация проектирования………………………………………7-19

1.1 Общие положения……………………………………………….7-8

1.2 Содержание сквозной задачи…………………………………...8-9

1.3 Общие требования к выполнению пояснительной записки….10-13

1.4 Правила написания введения…………………………………....14

1.5 Правила написания заключения………………………………...15

1.6 Правила и требования к выполнению графических работ……15-16

1.7 Правила составления списка используемой литературы……...17

1.8 Критерии оценивания…………………………………………….17-18

2. 1-й раздел - Инженерная подготовка площадки строительства..19-31

3. 2-й раздел - Архитектурно-конструктивный……………………..32-35

4. 3-й раздел - Строительные материалы и изделия………………...36-42

5. 4-й раздел - Расчетно-конструктивный…………………………...44-51

6. 5-й раздел - Инженерные сети и оборудование зданий………….52-57

7. 6-й раздел- Технология и организация строительства здания…..58-66

8. 7-й раздел - Техническая эксплуатация зданий…………………..67-83

9. 8-й раздел - Сметный ……………………………………………….84-108

10. 9-й раздел - Экономический ……………………………………….107-111

11. Список используемой литературы…………………………………112-115

12. Приложения:

12.1 Приложение 1 – Пример оформления титульного листа

12.2 Приложение 2 – Пример оформления содержания

12.3 Приложение 3 – Пример оформления промежуточного листа

12.4 Приложение 4 – Пример оформления списка литературы

12.5 Приложение 5 - Оценочные листы

12.6 Приложение 7 – Рейтинговый лист оценки

12.7 Приложение 8 – Сертификат соответствия по 2-му разделу

12.8 Приложение 9 – Задания на сквозную задачу (30 вариантов)

Пояснительная записка

Конечным результатом среднего профессионального образования является обеспечение готовности специалиста (техника-строителя) к профессиональной деятельности, как правило, в том регионе, где и получено среднее профессиональное образование.

Готовность к профессиональной деятельности техника-строителя основывается на владении знаниями и умениями, в большей степени профессиональными компетенциями, в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений, накоплении первоначального профессионального опыта. В результате освоения профессиональной образовательной программой по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» выпускник должен быть готов к выполнению конструкторско-технологической и организаторской деятельности.

В настоящее время меняются требования работодателей к уровню качества подготовки выпускников среднего профессионального образования. Молодые специалисты должны обладать самостоятельностью при решении профессиональных задач, творческой активностью и быстрой адаптацией к изменяющимся условиям своей деятельности. Одним из видов самостоятельной деятельности является познавательная деятельность, которая вырабатывает у студентов потребность и умение приобретать новые знания из различных источников, раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, решать профессиональные проблемы, синтезируя знания, навыки, умения и профессиональные компетенции, полученные при изучении различных дисциплин, накоплении первоначального профессионального опыта. Эффективным способом решения профессиональных задач является обучение на основе принципа межпредметной интеграции, который реализуется при выполнении сквозных практико-ориентированных задач. Они в комплексе охватывают все основные действия, входящие в профессиональную деятельность техника-строителя.

Форма проведения: решение сквозной задачи проводится самостоятельно вне учебных занятий.

Цель сквозной задачи: сформировать представление о профессиональной деятельности техника-строителя необходимой при прохождении практики и дальнейшего карьерного роста.

Основной задачей является закрепление и расширение теоретических знаний, и выявление уровня сформированности профессиональных компетенций, полученных в процессе обучения и выполнения сквозной задачи, а также развитие общих компетенций.

Данное методическое руководство предназначено для студентов со 2-го по 4-й курс , обучающихся по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и дает возможность оценить умение студентов самостоятельно решать различные производственно-технологические задачи.

В методическом руководстве предложена структура выполнения сквозной задачи по дисциплинам специальности. Сквозная задача состоит из девяти разделов:

- Инженерная подготовка площадки строительства;

- Строительные материалы и изделия;

- Архитектурно-конструктивный;

- Расчетно-конструктивный;

- Инженерные сети и оборудование зданий;

- Технология и организация строительного производства;

- Техническая эксплуатация зданий;

- Сметный раздел;

- Экономический раздел.

По окончании выполнения сквозной задачи оцениваются творческие элементы в профессиональной деятельности: грамотно поставленная цель, спланированный результат профессиональной деятельности, выбор рационального пути и способа достижения результата.

Студент должен знать:

· Основные конструктивные решения зданий и сооружений;

· Основы проектирования строительных конструкций, оснований и фундаментов;

· Перечень строительной документации на объекте строительства;

· Технологию и организацию строительного производства;

· Основные виды геодезических работ при проектировании производства строительных работ, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

· Методы определения объемов строительных работ;

· Строительные нормы и правила (СНиПы) на проектирование зданий и сооружений; на производство и приемку строительно-монтажных работ;

· Правила по безопасному проведению работ и защите окружающей среды;

· Эксплуатационные требования к объекту эксплуатации; параметры, характеризующие техническое состояние зданий и сооружений;

· Основные принципы организации и подготовки территории;

· Принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий (населенных пунктов);

· Основы расчета водоснабжения и канализации;

· Инженерное оборудование зданий.

Студент должен уметь:

· Разбираться в проектно-сметной документации;

· Выполнять архитектурно-строительные чертежи и оформлять различную техническую документацию;

· Выполнять не сложные расчеты и конструирование строительных конструкций;

· Осуществлять производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектом, рабочими чертежами, требованиями нормативных документов и сроками сдачи объекта;

· Организовывать работу на участке по приемке и складированию строительных материалов и конструкций; по рациональному использованию строительных машин, средств малой механизации, энергетических установок, транспортных средств, технологической оснастки, по расстановке и выдаче зданий бригадам и звеньям;

· Контролировать технологическую последовательность производства работ, устраняя нарушения технологии и обеспечивая качество строительно-монтажных работ;

· Читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования;

· Ориентироваться по чертежам и схемам инженерных сетей на местности;

· Вести геодезический контроль в ходе выполнения технологических операций;

· Выполнять замеры и расчет объемов строительно-монтажных работ;

· Осуществлять мероприятия по технической эксплуатации зданий.

В данном методическом руководстве сформулированы основные требования, предъявляемые к выполнению сквозной задачи и его оформлению. В методическом руководстве нашли отражение вопросы оформления пояснительной записки, графической части. Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105—95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам» и требованиями оформления текстовых документов, принятых в ГОУ СПО СО НТСТ. В приложениях дан образец задания на сквозную задачу, титульного листа пояснительной записки, промежуточного листа и листа содержания с рамкой, список используемой литературы.

Организация проектирования

1.1 Общие положения

Государственным стандартом по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предусмотрено выполнение сквозной задачи, как промежуточного этапа контроля освоенных компетенций студентами, он должен базироваться на дисциплинах специализации по учебной программе.

Цель сквозной задачи: сформировать представление о профессиональной деятельности техника-строителя необходимой при прохождении практики и дальнейшего карьерного роста.

Сквозная задача предполагает максимально самостоятельную работу студента, где просматриваются освоенные студентом профессиональные компетенции. Роль преподавателя­ - консультанта сводится к методическому руководству студенту по теме проекта и контролю выполнения графика проектирования сквозной задачи. В ходе работы обязательны индивидуальные процентовки выполнения планового объема работы. (Количество процентовок - девять, ­соответствует количеству разделов сквозной задачи):

I Инженерная подготовка площадки строительства;

II Архитектурно-конструктивный раздел;

III Строительные материалы и изделия;

IV Расчетно-конструктивный раздел;

V Инженерные сети и оборудование зданий;

VI Технология и организация строительного производства;

VII Техническая эксплуатация зданий;

VIII Сметный раздел;

IX Экономический раздел.

Таблица 1.1 – График выполнения сквозной задачи

Раздел Учебные семестры
5-6 5-6
I 2-й курс            
II            
III            
IV       3-й курс      
V            
VI            
VII             4-й курс
VIII            
IX            
  9% 3% 18% 18% 9% 18% 5% 10% 10%

в таблице 1 приведена интенсивность занятий по выполнению сквозной задачи по семестрам и курсам.

Контроль выполнения задания по каждому разделу осуществляется консультантами путем проставления выполненного объема в процентах в учебном журнале группы. Итоговая процентовка проводится после выполнения полного объема сквозной задачи, т. е. в восьмом семестре - это окончательный контроль. Он проводится комиссией в составе:

- зав. отделением;

- председатель предметной комиссии;

- консультант по разделам сквозной задачи;

- классный руководитель группы.

На окончательный контроль допускаются студенты, чьи работы прошли нормоконтроль.

Комиссия определяет степень готовности проекта и дает допуск (подпись зав. отделением на титульном листе) к защите и сдаче сквозной задачи.

1.2 Содержание сквозной задачи

Сквозная задача - индивидуальная работа студента, состоящая из двух частей (пояснительной записки и графической части).

Тема сквозной задачи, закрепленная за студентом выдается председателем предметной комиссии.

Графическая часть выполняется на листах формата А2 (420*597 мм) с заполнением основной надписи по форме №1.

Чертежи выполняются и оформляются согласно ГОСТ 2.104-68 «ЕСКД. Основные требования к чертежам.», ГОСТ ~.1 09-73 «ЕСКД. Масштабы.», ГОСТ 21.107 -78 . «СПДС. Условные изображения элементов зданий, сооружений и конструкций.» с учетом ГОСТ 21.1501-92 «СПДС. Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей».

Таблица 1.2 - Состав и содержание сквозной задачи с распределением объема отдельных частей

№ части Состав сквозной задачи Общий объем, % Распределение объема по частям
Пояснительная записка (листы А4) Чертежи (формат А2)
Число страниц % Количество листов %
Инженерная подготовка площадки для строительства     7-10      
Архитектурно- конструктивный раздел     10-15      
Строительные материалы 5-10
Расчетно- конструктивный раздел 10-15
Инженерные сети и оборудование зданий     10-15      
Технология и организация строительного производства 10-15
Техническая эксплуатация зданий 5-7 - -
Сметный 8-10 - -
Экономический 10-12 - -

1.3 Общие требования к выполнению пояснительной записки

Пояснительная записка включает в себя:

- титульный лист (приложение №1)

- задание на сквозную задачу

- содержание (приложение №2)

- введение

- объем и порядок написания каждой части пояснительной записки см. соответствующий раздел методических рекомендациях

- заключение

- список используемой литературы (приложение №4)

Структурные части пояснительной записки начинают с нового листа.

Оформление пояснительной записки производится в редакторе ПК с соблюдением правил, изложенных в стандартах:

- 2. 105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

- 2.104-68. ЕСКД. Основные надписи.

- ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

- ГОСТ 2.004-88. ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.

- ГОСТ 2.301-68. ЕСКД. Форматы.

- ГОСТ 2.304-68. ЕСКД. Шрифты чертежные.

Пояснительная записка должна быть составлена грамотно, в четкой форме раскрывать замысел работы (сквозной задачи), в соответствии с заданием на проектирование, содержать обоснованные рекомендации и предложения.

Текст пояснительной записки не должен содержать помарок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка буквы на букву и дорисовка букв чернилами запрещается. Все страницы текста, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра “1” не ставится, на следующей странице проставляется цифра “2” и т.д. Небрежно оформленные и содержащие ошибки пояснительные записки и другие документы не принимаются.

Общий объем печатного текста, без приложений должен составлять не меньше 100 страниц при условии 26 строк на страницу. Текст в пояснительной записке должен быть напечатан через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 размером 210х297 мм (60 знаков в строке, считая промежутки между словами), шрифт: наименование — Times New Roman, ISOCPEUR (курсив) размер — 14, выравнивание текста – по ширине, межстрочный интервал – 1,5. Оформление текстового материала должно соответствовать ГОСТ 2.105 – 79; ГОСТ 7.32 – 81. Расстояние от кромки листа до границ текста рекомендуется оставлять:

- левое – не менее 30 мм

- правое – не менее 10 мм

- верхнее – не менее 15 мм

- нижнее – не менее 20 мм

Абзацы начинают отступом, равным 15 – 17 мм. Текст записки последовательно, в случае необходимости, делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами в пределах всего документа. Разделы (главы), подразделы (параграфы), пункты и подпункты должны иметь краткие наименования. Наименования разделов записываются в виде заголовков (симметрично тексту) прописными буквами (шрифт 16 – выравнивание по центру). Наименование подразделов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной). Насыщенность букв должна быть ровной в пределах строки, страницы и всего текста. Текст пояснительной записки не должен содержать помарок, карандашных исправлений, сокращения слов.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Все заголовки выполняются без подчеркивания, содержат номер в соответствии с содержанием. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком не должно превышать 15 мм (2 интервала), расстояние между заголовками раздела и подраздела полтора интервала.

Не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не помещается более 4-5 строк последующего текста.

При написании в тексте формул, значения символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно под формулой, с новой строки в той же последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки начинается словом "где" без двоеточия после него. Если в тексте есть ссылки на формулы, то формулам необходимо присвоить порядковые номера, которые проставляются на уровне формулы арабскими цифрами в круглых скобках. Причем первый знак обозначает номер главы, а последующие номер формулы в пределах главы. При написании формул, не помещающихся по ширине печатного листа, их разделяют на две, три и более строк. Перенос допускается только на знаках равенства, сложения, вычитания, деления и умножения. При переносе вышеуказанные знаки повторяются в конце и начале строк. Ссылки в тексте на ту или иную формулу следует давать по типу: " в формуле (1.5)".

Цифровой материал оформляют в виде таблицы. Размеры таблиц выбирают произвольно, в зависимости от изложения материала. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Таблица может иметь заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей посредине. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в таблице в отдельных графах не приводят, то в графе ставят прочерк. Все таблицы нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой. Допускается нумерация таблиц в пределах всего документа. Над верхним углом таблицы помещают надпись, например «таблица 3.2». При наличии заголовка надпись «таблица» пишут выше заголовка. Если таблица имеет продолжение – то слова «таблица» указывают один раз, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначение таблицы). На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например: «…в табл. 3.1».

Перед окончанием работы нужно проверить:

- идентичность заголовков в содержании и в работе, а также их общую редакционную согласованность;

- правильность подкладки листов (их последовательность, размещение относительно корешка);

- наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность этих ссылок; правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений; общую редакционную согласованность заголовков таблиц и надписей;

- наличие подписей на заполненных титульном листе и бланке технического задания;

- наличие карандашных пометок или элементов оформления в карандаше;

- наличие сквозной нумерации страниц и соответствие содержания.

Наши рекомендации