Тема 2.2 СИСТЕМА СМЕТНЫХ НОРМ И ЦЕН В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя СНиП и другие сметные нормативные документы необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники.

Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования по выполнения строительных работ, они служат для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения.

Сметной нормой называется совокупность ресурсов (материалов, сырья, конструкции, времени работ машин и механизмов, затрат труда и т.д), установленная на приняты измеритель строительных и монтажных или других работ.

Главная функция сметных норм – определить нормативное количество ресурсов необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основой для перехода последующего к стоимостным показателями.

Сметные нормы предусматривают производство в нормальных условиях. В случае проведения работ в стеснённых, загазованных условиях, и в близи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность) к сметным нормам применяются коэффициенты, проводимых в общих положениях к сборникам нормативов.

Сметные нормативы образуют сметно-нормативную базу системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

1.Виды сметных нормативов

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

· государственные сметные нормативы – ГСН;

· отраслевые сметные нормативы – ОСН;

· территориальные сметные нормативы – ТСН;

· фирменные сметные нормативы – ФСН;

· индивидуальные сметные нормативы – ИСН;

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ.

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта РФ, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении №1, не производится.

2. Элементные и укрупненные нормативы.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные .

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН -2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ.

ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства ( ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН , могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

· затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в чел.ч;

· средний разряд работы (звена рабочих);

· затраты труда машинистов, в чел.ч;

· состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.ч;

· перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

· затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

· стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату рабочих, обслуживающих машины о состоянию на 01.01.2000;

· нормы расхода материалов (в натуральных показателях), в стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

· наименования и норм расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

· нормативы накладных расходов;

· нормативы сметной прибыли;

· сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

· сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

· индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

· нормативы затрат на содержание службы заказчика(технического надзора)

· укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),

укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ(УПБС ВР),

укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства,

укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС) и т.д.

Наши рекомендации