Эскалаторы, Лестницы и подходные коридоры
Большое число входов и выходов, расположенных на тротуарах улиц, на площадях, в скверах или зданиях того городского квартала, где находится станция метрополитена, избавляет от перехода улиц и площадей, что создает большие удобства для пассажиров, пользующихся ‘линией метрополитена. Все входы и выходы соединяются при помощи подходных коридоров с одним или двумя подземными вестибюлями, связанными со станцией метрополитена лестницами или эскалаторами.
Эскалатор представляет собой лестницу с движущимися ступенями и поручнями, размещенную в специальном наклонном тоннеле. Ступени связаны между собой в замкнутую ленту тяговыми цепями, перекинутыми вверху через приводные, а внизу через натяжные звездочки.
Эскалатор применяют в основном на пересадках между станциями, а также на станциях мелкого заложения. Небольшая высота эскалаторов определила минимальные размеры приводной и натяжной станций, ширина которых зависит от числа эскалаторов (1-4 эскалаторов).
Лестницы могут быть расположены в любых пунктах городского квартала, отстоящих не более чем на 100 м от станции метрополитена. Ширина лестниц зависит от ширины тротуаров и планировки зданий, в которых они могут быть расположены, и обычно принимается равной 3-4 м. Лестницы работают на двустороннее движение, т.е. на спуск и подъем; пропускная способность 1 м ширины лестниц 3000 чел.-ч. Ступени лестниц при массовых пассажиропотоках принимаются размером 40×12 см.
Лестницы, минимальная высота которых равна 4 м, состоят из двух маршей, разделенных площадками шириной 1,5-2 м.
Стены, ограничивающие лестницы, устраивают из железобетонных плит так, чтобы они возвышались на 40 см над поверхностью тротуара. Во многих случаях лестницы заменяют эскалаторами, что создает большие удобства для пассажиров.
Подходные подземные коридоры связывают лестницы с подземными вестибюлями; протяжение их доходит в отдельных случаях до 100 м.
Для коридоров такой длины рационально применять движущиеся тротуары. Ширина коридоров на существующих метрополитенах мира колеблется 2-6 м; высота в отделке не менее 2,5 м. Минимальную глубину заложения принимают равной 4 м с таким расчетом, чтобы над перекрытием оставался слой засыпки толщиной не менее 1 м. При меньшем слое засыпки над перекрытием устраивают теплоизоляцию.
Наиболее современная конструкция подходных коридоров состоит из железобетонных элементов, образующих лоток, стены и перекрытие.
Вестибюли
Подземные вестибюли предназначены для того, чтобы объединить все входы и выходы, расположенные в различных пунктах городского квартала, и соединить их с платформой станции метрополитена при помощи лестниц или эскалаторов.
Подземные вестибюли располагают непосредственно под поверхностью земли. Их конструкция, объем и планировка в большей степени зависят от глубины заложения станции метрополитена. При мелком заложении станции подземный вестибюль располагают в торце или середине станции и конструктивно соединяют с ней. В одном из наиболее современных решений такого вестибюля для его создания применяют почти все конструктивные элементы станции, увеличивается лишь высота колонн.
Планировка подземных вестибюлей, расположенных над мелко заложенными станциями метрополитена, очень проста: она должна предусматривать расположение лестниц или эскалаторов облегченной конструкции, автоматов контроля и в отдельных случаях касс для продажи билетов или размена денег.
Более сложную планировку имеют подземные вестибюли станций глубокого заложения. К вестибюлю примыкают эскалаторы с приводными устройствами, занимающими нижний этаж эскалаторного зала (машинное помещение). Как правило, эскалаторный зал подземного вестибюля выделяют из общего объема либо расположенными по кругу колоннами, либо стенами с широкими проемами для входящих и выходящих пассажиров.
В тех случаях, когда коридоры подходят к подземному вестибюлю с различных сторон, вокруг эскалаторного зала устраивают широкий проход, объединяющий все подходные коридоры. По этому объемлющему эскалаторный зал коридору пассажиры переходят к эскалаторам и в обратном направлении. В этом же коридоре располагают необходимые служебные помещения. Кроме того, он часто используется и для перехода площади и улиц.
У всех будет одна задача, только у каждого будут свои В, h, , f
Задачу нужно решить вот так (пример):
Величину пролёта свода обрушения определяем по формуле:
, (1)
= 9,83 м
где В = 6 м – минимальная ширина пролета свода обрушения;
h = 8,5 м – высота пролета свода обрушения от уровня замка;
= 77 ⁰ – значение кажущегося угла внутреннего трения грунтового массива в пределах сечения тоннельной обделки;
= 7 м – ширина основания замка.
Высоту свода обрушения определяем по формуле:
, (2)
= 0,70 м