Расчет производительности ковшового элеватора
Билет 27.
Тракторный кран и кран-трубоукладчик
Стреловые краны на базе тракторов выпускаются многофункциональные и особые. Базовыми машинами являются гусеничные тракторы Т-100М. ТТ-4, Т-130 и колесные К-700.
Краны выполняются полноповоротными и неполноповоротными. Все краны имеют электрический привод с питанием от генератора переменного тока, вращаемого от дизеля трактора.
Рабочее оборудование кранов — решетчатые стрелы и установочные неуправляемые гуськи длиною 3 м. Легкие базовые шасси тракторов обеспечивают грузоподъемность 5 — 10 т.
Тракторные краны используются на погрузочно-разгрузочных и частично монтажных работах. Краны КТС-5Э, КМТТС-10 применяются при электрификации железных дорог.
Краны-трубоукладчики, относящиеся к специальным видам тракторных кранов, в основном предназначены для прокладки различного назначения магистральных трубопроводов большой протяженности. Они являются основными машинами в специализированной изоляционно-укладочной колонне (ИУК) на прокладке трубопроводов.
Трубоукладчики в большинстве случаев эксплуатируют на значительном удалении от баз обслуживания и ремонта. Выход из строя одной машины, входящей в состав ИУК, приводит к остановке большого комплекса механизмов. Это обстоятельство требует высокой надежности и хорошей ремонтопригодности всех без исключения узлов трубоукладчиков.
При сооружении линейной части магистрального трубопровода трубоукладчики передвигаются по бездорожью, что предъявляет высокие требования к их проходимости, определяемой совокупностью ряда показателей: среднего давления на грунт, дорожного просвета и тяговой характеристики.
Современные краны-трубоукладчики выполняют при строительстве трубопроводов многие виды трубоукладочных и вспомогательных работ.
Особенности устройства кранов-трубоукладчиков. Конструкция этих кранов учитывает то, что при прокладке магистральных трубопроводов основная нагрузка приходится на одну их боковую сторону, что определило их конструктивное исполнение как стреловых самоходных грузоподъемных машин без поворотной части с боковым расположением стрелы. Ходовая часть современных кранов-трубоукладчиков может быть двух типов: гусеничная и пневмоколесная.
Трубоукладчики на гусеничном ходу, наиболее распространенные, состоят из базового шасси и установленного на нем грузоподъемного оборудования, включающего лебедку, раму, противовес, стрелу, подвеску крюка, подвесную и стреловую обоймы и гидросистему.
Скреперы
Скреперы предназначены для послойной разработки грунтов I—IV групп (III и IV групп, предварительно разрыхленных), не содержащих сосредоточенных каменистых включений, перемещения их из забоя в отвал на различную дальность и отсыпки слоем заданной толщины с одновременным частичным его уплотнением.
По типу агрегатирования (соединения) скреперного оборудования и базовой машины скреперы подразделяют на прицепные и самоходные.
К прицепным скреперам относят машины, буксируемые гусеничными или колесными тракторами. У этих машин вся нагрузка, включая массу грунта в ковше, передается только на колеса скрепера.
Самоходные скреперы выпускают 3-осными и 2-осными. У самоходных 3-осных скреперов, называемых также полуприцепными, часть нагрузки от массы оборудования и грунта передается на колесный трактор.
Скреперы по способу загрузки ковша делятся на два типа: заполняемые за счет подпора грунта за счет тягового усилия; заполняемые с помощью загрузочного устройства элеватора или шнека, расположенных в ковше.
Скреперы с тяговой загрузкой бывают как прицепные, так и самоходные. Элеваторной загрузкой оборудуют только самоходные скреперы.
У скреперов первого типа срезание стружки грунта ножом и заполнение ковша через зев, образованный поднятой заслонкой, обеспечивается за счет силы тяги ведущих колес скрепера и гусениц толкача.
У элеваторных скреперов за счет силы тяги ведущих колес производится только срезание стружки грунта и передвижение машины. Наиболее трудоемкий процесс — заполнение ковша грунтом — производится скребковым элеватором, размещенным в передней части ковша. Благодаря этому обеспечивается загрузка ковша скрепера без толкача.
В последнее время за рубежом начали выпускать скреперы со шнековым элеватором. В ковше такого скрепера размещены один или два вертикальных шнека, приводимых от гидромотора. Шнеки лопастями подхватывают грунт, поступающий с ножа, и транспортируют его вверх, заполняя ковш.
Расчет производительности ковшового элеватора
Производительность ковшового элеватора, т/ч:
,
где V – объем ковша;
– насыпная плотность груза;
- коэффициент заполнения ковша, принимаемый для порошкообразных грузов и продуктов размола 0,8—1,0; для зерновых 0,75—0,9; кусковых грузов средних размеров 0,6—0,7; тяжелых крупнокусковых грузов 0,5—0,6 (0,6—0,85);
t – шаг ковшей;
v – скорость передвижения ковшей.