Учреждения культурно-бытового обслуживания
Общие указания
6.1. Учреждения культурно-бытового назначения следует разрешать с учетом создания единой системы обслуживания населения на территории населенного места и пригородной зоны. При этом необходимо предусматривать:
в группе жилых домов в радиусе обслуживания до 0,3 км - детские ясли-сады и физкультурные площадки;
в микрорайоне в радиусе обслуживания до 0,5 км - школы, предприятия торговли и общественного питания, физкультурные площадки, гаражи для индивидуальных автомобилей;
в жилом районе, как правило, в общественном центре в радиусе обслуживания до 1,5 км - торговый центр или отдельные предприятия торговли и общественного питания, клуб, кинотеатр, библиотеку, поликлинику, гаражи для автомобилей;
в населенном месте - здания советских, партийных и профсоюзных организаций (в городах - в городском центре), один или несколько торговых центров, специализированные магазины, рестораны, кафе и столовые, гостиницы, больницы, а также в зависимости от величины и значения города: высшие учебные заведения, театры, концертные залы, выставки и музеи, Дома культуры, Дома пионеров, парки, депо городского общественного транспорта и т.п.;
в пригородной зоне - учреждения, предназначаемые для обслуживания кратковременного и длительного отдыха населения города, а также населения пригородной зоны: пансионаты, летние городки отдыха, пионерские лагеря, дома отдыха, санатории, лыжные и водные станции, спортивные базы и сооружения, туберкулезные и психиатрические больницы.
В поселках и сельских населенных местах с населением менее 5 тыс. человек следует предусматривать размещение детских яслей-садов, общеобразовательных школ, физкультурных и спортивных площадок, предприятий торговли и общественного питания, а также других учреждений, необходимых для обслуживания жителей данного населенного места с учетом требований п. 6.2 настоящей главы.
Примечание. В поселках и сельских населенных местах радиусы обслуживания культурно-бытовыми учреждениями могут быть увеличены, в зависимости от местных условий и при соответствующем обосновании.
6.2. В малых городах и поселках, не имеющих в своей структуре жилых районов и микрорайонов, при расчете учреждений культурно-бытового обслуживания, приведенных в табл. 10-21, следует принимать общую (суммарную) норму для населенного места в целом.
При проектировании системы обслуживания культурно-бытовыми учреждениями группы населенных мест в одном из них надлежит предусматривать размещение учреждений культурно-бытового назначения, состав и вместимость которых должны быть рассчитаны на обслуживание жителей этой группы населенных мест.
6.3. На территории населенного места следует предусматривать резервные участки для размещения учреждений культурно-бытового обслуживания, которые могут потребоваться на перспективу.
6.4. Учреждения культурно-бытового обслуживания в населенных местах, располагаемых в климатических подрайонах IA, IБ, IГ и IIA, следует блокировать между собой и с жилыми зданиями при соблюдении санитарных требований.
Детские ясли-сады
6.5. Детские ясли-сады следует размещать преимущественно в группах жилых домов на обособленных участках с отступом от красных линий не менее 25 м.
В районах со сложившейся застройкой допускается, с учетом последующей планировки микрорайонов, выборочное размещение детских яслей-садов на участках, изолированных от улиц с интенсивным движением транспорта.
Разрывы от границ участков детских яслей-садов до стен жилых домов со входами должны быть не менее 10 м, а без входов - 5 м, до зданий коммунальных предприятий - не менее 50 м.
Примечание. Отступ зданий детских яслей-садов от красных линий может быть уменьшен до 10 м при расположении подсобных помещений в этих зданиях в сторону красных линий.
6.6. Нормы и расчетные показатели детских яслей-садов следует принимать по табл. 10
Таблица 10
Нормы и расчетные показатели детских яслей-садов
Размещение | Количество мест на 1000 человек | Площадь участка в м2 на 1 место | |
при 9 м2 на 1 человека | на перспективу | ||
Группа жилых домов - микрорайон | 70-90 | Из расчета охвата 75 % детей в возрасте от двух месяцев до семи лет | 35-40, но не менее 2000 м2 на объект |
Примечания: 1. Расчетные показатели для яслей-садов в зависимости от демографического состава населения и других местных особенностей допускается увеличивать или уменьшать, но не более чем на 10%. 2. В условиях реконструкции населенного места площади участков детских яслей-садов допускается уменьшать, но не более чем на 20%. 3. Для сельских населенных мест 40-50% количества ест в детских яслях-садах допускается предусматривать для сезонного использования, климатических подрайонах IA, IБ, IГ и IIA количество мест в детских яслях-садах допускается увеличивать до 120 на 1000 жителей в зависимости от демографического состава населения, а площади катков допускается уменьшать до 25 м2 на одно место. |
Учебные заведения
6.7. Школы следует размешать на территориях микрорайонов на обособленных участках с отступом от красных линий не менее 25 м. Пути для пешеходного движения к школам не должны пересекать улиц с интенсивным движением транспорта.
В районах со сложившейся застройкой допускается размещение отдельных зданий школ с учетом последующей планировки микрорайонов.
Разрывы от границ участков школ до стен жилых домов должны быть не менее 10 м, до зданий коммунального назначения и пожарных депо - не менее 50 м.
Примечание. Здания школ в районах усадебной застройки следует размещать с разрывом от других строений не менее 50 м.
6.8. Нормы и расчетные показатели общеобразовательных школ и школ-интернатов следует принимать согласно табл. 11, обеспечивая 100%-ный охват детей в возрасте от 7 до 15 лет восьмилетним образованием и не менее 80% детей старшего школьного возраста средним образованием.
Таблица 11
Нормы и расчетные показатели общеобразовательных школ и школ-интернатов
Размещение | Учреждение | Количество мест на 1000 человек | Площадь участков на объект в га |
Микрорайон (поселок) | Средняя школа (в зависимости от местных условий допускается восьмилетняя или начальная школа | Для I-VIII класса 150, для IX и X класса - 30 | Для начальных школ - 0,5-1; для средних школ на 8-16 классных помещений - 1,7-2; то же на 24-32 классных помещения - 2,8-3 |
Населенное место | Школа-интернат | По специальному заданию (в счет расчетных показателей по средней школе) | При числе учащихся: |
280-2 | |||
370-2,2 | |||
560-2,5 | |||
Средняя вечерняя школа | 6-8 (уточняется по местным условиям) | 0,7 | |
Примечания: 1. Расчетные показатели количества ученических мест надлежит уточнять для каждою населенного места в зависимости от демографического состава населения. 2 Для сельских населенных мест количество ученических мест в восьмилетних; школах допускается увеличивать до 180, а в IX и X классе до 35 на 1000 жителей. 3. В условиях реконструкции населенного места площади школьных участков допускается уменьшать, но не более чем на 20%. при этом площадь участков должна быть не менее 0.5 га. 4. Для учащихся IХ и X класса в населенных местах с количеством жителей до 3 тыс. человек следует предусматривать соответствующее количество мест в старших классах школ и школ-интернатов в одном из населенных мест, с учетом обслуживания группы населенных мест. 5. В населенных местах, располагаемых в IA, IБ, IГ и IIA климатическом подрайоне, размеры школьных участков допускается уменьшать, но не более чем на 40% с учетом требований «Указаний по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и вооружений в северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66) |
6.9. Высшие учебные заведения следует размешать, как правило, на периферии города или в его пригородной зоне.
В случае размещения в одном городе нескольких высших учебных заведений целесообразно их территориально объединять, создавая учебные центры.
Студенческие общежития и жилые дома профессорско-преподавательского состава рекомендуется размещать на участках, смежных с участками учебных заведений.
Для предварительных расчетов количество учащихся в средних специальных учебных заведениях допускается принимать в пределах 5-6%, а учащихся в высших учебных заведениях в городах с населением более 100 тыс. человек в пределах 3-4% расчетной численности населения.
Площади участков учебных заведений следует принимать в соответствии с табл. 12.
Таблица 12
Нормы площадей участков
профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений