Функциональная схема системы Профиль-30
/ — лазерный излучатель; 2 — лазерный луч; 3 — фотоприемное устройство; 4 — блок коммутации; 5, 18 — усилители сигналов; 6, 17 — электрические сигналы; 7, 15 — электромагниты; 8, 16 — гидрораспределители; 9, 13 — напорные гидролинии; 10, 14 — сливные гидролинии; //, 12 — гидроцилиндры; 19 — сравнивающее устройство; 20 — задатчик; 21 — преобразователь; 22 -— тяговая рама; 23 — отвал; 24 — подъемное устройство; -у, Д-у — отклонения
Так как излучатель может быть наклонен, оптическая плоскость устанавливается с необходимым задаваемым уклоном. Источником питания излучателя служит аккумуляторная батарея.
Фотоприемное устройство (ФПУ) устанавливают на штанге на тяговой раме автогрейдера. Оно предназначено для приема сигналов от лазерного излучателя и состоит из четырех вертикально расположенных световодов, позволяющих принимать сигнал в диапазоне 360°. Между световодами-расположены непрозрачные металлические кольца, определяющие зону нечувствительности прибора.
Фотоприемное устройство при заданном высотном положении отвала относительно разрабатываемой поверхности И выставляется с помощью подъемного устройства по лучу лазерного излучателя. При движении
автогреидера по неровностям отвал вместе с фотоприемным устройством отклоняется от положения, заданного лазерным излучателем.
В результате смещения луча по световодам ФПУ возникает сигнал, который преобразуется в электрический. Информация о положении световодов ФПУ поступает на блок коммутации и усилитель сигналов, а затем в виде электрических сигналов подается на электромагнит гидрораспределителя управления правым гидроцилиндром. Если, например, ФПУ опустилось относительно луча излучателя, т. е. отвал заглубился, сигнал поступает на электромагнит гидрораспределителя, подающий рабочую жидкость в што-ковую полость гидроцилиндра, и отвал выглубляется.
Угловые перемещения отвала от заданного положения преобразуются
Автогрейдеры
Показатель | ДЗ-122А | ДЗ-143 | ДЗ-98А | ДЗ-140 |
Мощность двигателя, кВт | ||||
Трансмиссия | Гидромеханическая | Механическая | Гидромехани- | |
или механическая | ческая | |||
Скорость максимальная, км/ч | ||||
Колесная схема | 1X2X3 | 1X2X3 | 1X3X3 | 1X3X3 |
База, мм | ||||
Колея, мм | 2470; 2350 | |||
Дорожный просвет под отва- | ||||
лом, мм | ||||
Радиус поворота, м | 12,5 | 12,5 | ||
Тип рамы | Жесткая, шар- | Жесткая | Жесткая | Шарнирно-со- |
нирно-сочле- | члененная | |||
ненная | ||||
(ДЗ-122А-6... | ||||
...11) | ||||
Угол складывания шарнирно- | ±17 | — | — | ±20 |
сочлененной рамы, град | ||||
Смещение передних колес при | — | — | ||
движении «крабом», мм | ||||
Размер шин, дюйм | 14,00 - 20 | 14,00 — 20 | 16,00 — 24 | 20,5 — 25 |
Рабочее оборудование | ||||
Грейдерный отвал: | ||||
длина, мм | ||||
высота, мм | ||||
угол, град: | ||||
резания | 30... 70 | 30.. .70 | 30.. .70 | 30.. .70 |
наклона | 0...90 | 0...90 | 0...90 | 0...90 |
захвата | Полнотюворотный | |||
заглубление, мм | ||||
боковой вынос, мм | ||||
Бульдозерный отвал: | ||||
длина, мм | — | |||
высота, мм | — | |||
Кирковщик: | ||||
ширина киркования, мм | ||||
глубина, мм | ||||
Габариты, мм: | ||||
длина | ||||
ширина | ||||
высота | ||||
Масса эксплуатационная, кг | ||||
Выпуск | Серийный | Серийный | Серийный | Опытная пар- |
тия | ||||
Изготовитель | Орловское ПО | Брянский за- | ПО «Челябинский завод до- | |
«Дормашина» | вод дорожных | рожных машин им. Колющенко» | ||
машин |
датчиком углового положения в электрический сигнал, который поступает на сравнивающее устройство, где сравнивается с задатчиком поперечного угла. Результирующий сигнал
поступает на усилитель и подается к электромагниту гидрораспределителя левого гидроцилиндра для опускания или подъема тяговой рамы и выставления заданного угла -у наклона отвала.
На автоматическом режиме управления отвалом производят преимущественно такие виды работ, как перемещение и разравнивание грунта, отделка готового профиля. Операции более грубые и требующие значительного тягового усилия, например резание, целесообразно проводить на ручном режиме.
Техническая характеристика автогрейдеров приведена в табл. 13.3.
13.4. Количество машинистов, обслуживающих грейдеры .,,
Разряд | Прицепной и полупрнцепной грейдер | Автогрейдер |
5-й | — |
Разряд
6-Й
13.4. Технико-эксплуатационные
показатели работы грейдеров
Количество и разряд машинистов, обслуживающих грейдеры, зависят от типа грейдера (табл. 13.4).
13.5. Максимальный часовой расход топлива,
определенный из удельного расхода топлива и
номинальной мощности двигателя
Расход топлива и смазочных материалов для эксплуатации автогрейдеров может быть определен по данным, приведенным в табл. 13.5—13.8.
Для определения эксплуатационного часового расхода топлива необходимо учитывать коэффициенты ис-
13.7. Расход масел и смазочных материалов, % расхода топлива
Машина (класс) | кг/ мат. -ч | л/мат. -ч |
Грейдер СД-105А Автогрейдер ДЗ-122А(160) Автогрейдер ДЗ-98А (250) | 30 25 43,6 | 36,1 30,2 52,5 |
Машины | Масла | Смазочный материал | |
моторные | трансмиссионные | ||
Автогрейдеры | 1...2 | 0,7 | 0,5 |
13.6. Коэффициенты использования двигателя
пользования двигателя по времени
' к /Сд.в, по мощности /<д.м и коэффициент
' удельного расхода топлива в зависи-
Автогрейдеры |
0,9 |
0,5 |
1.02...1,19 мости от степени использования дви-
________ гателя по мощности К,\/ .
13.8. Вместимость баков, систем и картеров автогрейдеров, л
Баки, системы, картеры | Д 3-1 22 А | ДЗ-143 | ДЗ-98А |
Топливный бак двигателя | |||
Системы двигателя: | |||
смазочная | 34,5 | 34,5 | |
охлаждения | |||
Гидросистема рабочего оборудования и рулевого управле- | |||
нии | |||
Картеры: | |||
коробки передач | |||
заднего моста, включая балансиры | 80 (три | ||
моста) | |||
Редуктор поворота отвала | 6,5 | 6,5 |
Глава 14. Машины для уплотнения грунта
14.1. Прицепныеи полуприцепные статические катки
Прицепной кулачковый статический каток ДУ-26А предназначен для послойного уплотнения связных грунтов при возведении насыпей, плотин, дамб, оснований автомобильных и железных дорог и других земляных сооружений.
Каток ДУ-26А (рис. 14.1) состоит из металлического вальца с кулачками, рамы со скребками, двух дышел со сцепными устройствами.
Валец с кулачками является рабочим органом катка. Внутренняя полость вальца заполняется балластом, в качестве которого используется песок или каменные материалы. К наружной поверхности обечайки вальца в шахматном порядке приварены стальные кулачки. Днища вальца имеют люки со съемными крышками, через которые производятся загрузка и выгрузка балласта. На оси вальца в специальных корпусах вмонтированы подшипники, с помощью которых устанавливается охватывающая валец рама катка.
Рама катка представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух продольных и двух поперечных балок коробчатого сечения. К, продольным балкам рам приварены планки для крепления подшипниковых узлов вальца. С внутренней стороны к поперечным балкам приварены скребки, которые предназначены для очистки вальца от налипающего грунта. В балках рамы вмонтированы чугунные балластные грузы. С наружной стороны к поперечным балкам болтами прикреплены дышла, представляющие собой сварную конструкцию. На дышлах установлены петли, которые могут поворачиваться вокруг своей продольной оси. При помощи дышла с петлей каток сцепляется с трактором. За счет тяги трактора ва-
лец перекатывается по уплотняемой поверхности и кулачками уплотняет грунт. Конструкция дышла позволяет производить сцепку либо из нескольких катков «цугом» либо двух катков параллельно, либо трех катков.
Прицепной каток на пневмоколесах ДУ-39Б предназначен для послойного уплотнения насыпных грунтов, стабилизированных грунтов и гравий-но-щебеночных материалов при сооружении насыпей, плотин, дамб и оснований автомобильных и железных дорог.
Каток ДУ-39Б (рис. 14.2) состоит из пяти секций, дышла с передней балкой, задней балки с механизмом стопорения, средних секций, пневматического и электрического оборудования. Крайние секции при помощи передней и задней балок соединяются между собой, образуя жесткую раму. Внутри рамы к передней балке шар-нирно крепятся три средних секции, благодаря чему они имеют возможность независимо перемещаться в вертикальной плоскости. В задней части средних бункеров имеются направляющие пазы для фиксации бункеров от бокового смещения. К нижним швеллерам бункеров секций приварены кронштейны, в которых закрепляются оси пневмоколес. Крайние пневмоко-леса катка оборудованы пневмотормозами. Затормаживание колес катка осуществляется при транспортировке катка в прицепе к автомобилю.
Электрооборудование катка предназначено для подачи сигналов во время транспортировки с автомобилем, указатели габаритов и поворота. Для соединения катка стяговым средством на передней балке, соединяющей крайние секции, предусмотрено дышло. На дышле установлены верхний и нижний буксиры для сцепки катка. Уплотняющими рабочими органами катка являются пневмоколе-са, оснащенные шинами с регулируемым давлением. Бункеры катка пред-
14.1. Прицепной кулачковый статический катокДУ-26А
1 — кулачки; 2 — валец с кулачками; 3 — рама; 4 — скребки; 5 — дышло; 6 — люк для загрузки
балласта
назначены для загрузки балластом. В днище бункеров имеются люки для выгрузки балласта.
Полуприцепной пневмоколесный каток ДУ-16Г (рис. 14.3) агрегати-руется с одноосным пневмоколесным тягачом МоАЗ-546П и представляет собой унифицированную с прицепным катком ДУ-39Б конструкцию. Каток ДУ-16Г предназначен для послойного уплотнения грунтов и гравийно-ще-беночных материалов в различных областях строительства при широком фронте работ. Он состоит из пяти секций, крайние из которых образуют жесткую раму, охватывающую три внутренних секции. Каждая из секций выполнена в виде бункера, под которым устанавливается пневмоко-лесо. Средние скции закреплены в
раме катка шарнирно, что дает возможность каждой из секций опускаться или подниматься независимо друг от друга. Колеса крайних секций оснащены пневмотормозами. Колеса секций имеют возможность подкачки шин в процессе укатки, управление которой производится из кабин тягача.
Полуприцепной пневмоколесный каток ДУ-37В агрегатируется с пневмоколесным трактором Т-158 и предназначен для послойного уплотнения грунтов и гравийно-щебеночных материалов, в том числе стабилизированных грунтов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, в дорожном строительстве.
Конструкция катка ДУ-37В аналогична конструкции катка ДУ-16Г и