Машины для транспортирования бетонных смесей
Основными способами транспортирования бетонных смесей и строительных растворов являются перевозка их автотранспортом от места приготовления к строительным площадкам, перекачивание по трубопроводам, подача на место укладки в бадьях или других емкостях с помощью кранов.
Определенные требования к конструкции бетонотранспортных средств накладывают такие свойства бетонных смесей и растворов, как схватывание в течение ограниченного времени, расслаивание при перевозках без побуждения, испарение затворителей, подверженность воздействию атмосферных осадков, отрицательных и повышенных температур и т. п. С учетом этих требований, а также неизбежных потерь при транспортировании, сопровождающихся загрязнением окружающей среды, неспециализированные транспортные средства – самосвалы, бадьи, бункера и т. п. – повсеместно вытесняются специализированными бетонотранспортными машинами-автобетоносмесителями, автобетоновозами, растворовозами, бетононасосами, растворонасосами, установками для набрызга бетонной смеси.
Наибольшая экономическая эффективность использования бетонотран-спортной техники достигается при сосредоточении ее в едином бетоно-укладочном комплексе в составе бетононасоса (растворонасоса) и нескольких автотранспортных средств (3 - 10 автобетоносмесителей), число которых рассчитывают исходя из условия непрерывного подвоза бетонной смеси и в зависимости от расстояния между бетонным заводом и строительной площадкой. С усовершенствованием организации бетонных работ в состав комплекса могут быть также включены бетоносмесительные установки, а персонал комплекса дополнен бригадой бетонщиков.
Автобетоносмесители и авторастворовозы
Автобетоносмесители предназначены для доставки отдозированных компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на строительный объект, а также доставки готовой смеси потребителю.
Автобетоносмесители представляют собой гравитационные смесители грушевидной формы, установленные на шасси автомобиля (табл. 7.1). В качестве приводного двигателя используется двигатель шасси либо автоном ный дизель-мотор. Смесительный барабан приводится во вращение либо через механическую передачу, включающую редуктор, цепь и зубчатый венец, закрепленный на барабане, либо через гидромеханическую передачу, включающую гидронасос, гидромотор, и планетарный редуктор.
Смесительные барабаны имеют внутри винтовые лопасти, обеспечивающие перемешивание бетонной смеси при вращении барабана в одну сторону и разгрузку – при вращении в обратном направлении.
Автобетоносмесители снабжены лоточными загрузочно-разгрузочными устройствами, баками для воды затворения и промывки, аппаратурой для подачи воды под давлением и ее дозирования.
Для обеспечения эксплуатации, в зимний период водяной бак, водяные трубы и другую водяную арматуру утепляют.
Автобетоносмеситель СБ-159А показан на рис. 7.3. Рама 8 технологического оборудования прикреплена и раме шасси 1 автомобиля КамАЗ-5511 с помощью болтов и кронштейнов и представляет собой сварной узел, состоящий из продольной рамы, задней стойки и передней стойки, которая является
Таблица 7.5
Техническая характеристика автобетоносмесителей
Показатели | СБ-159А | АБС-5 | АБС-6 | СБ-92В-1 |
Базовое шасси | КамАЗ-5511 | КрАЗ-250 | КамАЗ-5511 | |
Привод смесительного барабана | Гидромеханический от дизеля шасси | Механический от автономного дизеля | ||
Максимальный объем перевозимой бетонной смеси, м3, в зависимости от плотности , т/м3: 1,8 2,2 | 5,0 4,0 | 5,0 4,1 | 6,0 5,0 | 5,0 4,0 |
Время перемешивания, мин | 15…20 | |||
Частота вращения смесительного барабана, мин-1 | 0…20 | 0…18 | 0…12 | 6…14 |
Темп выгрузки, м3/мин, при подвижности бетонной смеси: 2…5 см 7…8 см | ||||
Наибольшая скорость автобетосмесителя при полной загрузке на горизонтальном участке дороги с твердым покрытием, км/ч | ||||
Габаритные размеры автобетоносмесителя, мм, не более: длина ширина высота | ||||
Масса автобетоносмесителя, т, не более: снаряженного (порожнего) загруженного | 9,75 19,15 | 9,85 19,425 | 12,75 | 10,15 19,15 |
опорой для редуктора, и бака для воды. На задней стойке установлена роликовая опора барабана из двух роликов 4.
Смесительный барабан 3 выполнен в виде двух усеченных конусов, повернутых друг к другу основаниями и соединенных цилиндрической вставкой. Ось барабана имеет наклон 15°. Лопасти смесительного барабана винтовые двухзаходные. В переднем конусе барабана имеются два смотровых люка, через которые можно осуществлять аварийную разгрузку. Передней частью смесительный барабан прикреплен к редуктору; бандажом, установленным на заднем конусе, барабан опирается на роликовую опору.
Загрузочно-разгрузочное устройство 5 состоит из приемного бункера и системы лотков, которые могут поворачиваться относительно друг друга и изменять наклон, обеспечивая выгрузку бетонной смеси в нужном направлении.
Рис. 7.3. Автобетоносмеситель СБ-159А
Водяной бак 2 выпускается в двух модификациях (вместимостью 400 и 800 л), снабжен указателем уровня и водомером. Наполнение бака производится по рукаву. Дозируемая вода подается сжатым воздухом в смесительный барабан через разбрызгиватель; расход воды контролируется по указателю уровня и водомеру. Вода для промывки подается в обход водомера. Для подогрева воды в бан помещен теплообменник гидросистемы.
Для подачи воды используется избыточный сжатый воздух тормозной системы шасси, который через систему вентилей и предохранительный клапан, настроенный на 0,4 МПа, поступает в водяной бак и выдавливает из него воду.
Привод смесительного барабана осуществляется следующим образом. Крутящий момент от двигателя шасси передается через коробку отбора мощности и карданный вал 9 главному гидронасосу 7. От гидронасоса рабочая жидкость поступает в реверсивный гидромотор. Рабочее давление в системе составляет 16...20 МПа. Гидромотор соединен с трехступенчатым планетарным редуктором, выходной вал которого вращает смесительный барабан.
Гидросистема автобетоносмесителя включает также подпиточный насос, восполняющий утечки в системе главного гидронасоса и гидромотора, систему клапанов, рукавов высокого давления, бак и теплообменник.
Изменение подачи и направления потока масла (реверсирования подачи насоса) осуществляется изменением угла наклона поворотного корпуса главного насоса, выполненного по аксиально-поршневой схеме. При изменении угла от нуля до максимума в ту или иную сторону гидромотор вращает смесительный барабан по часовой стрелке или против нее.
Процессом загрузки и выгрузки управляют с выносного пульта 6, расположенного на задней стойке рамы; процессом побуждения в пути следования можно управлять из кабины водителя.
Автобетоносмеситель СБ-92В-1 отличается от автобетоносмесителя СБ-159А преимущественно конструкцией привода и органов управления. Автобетоносмеситель снабжен индивидуальным двигателем внутреннего сгорания Д144-66 для привода барабана. От двигателя крутящий момент передается через фрикционную муфту сцепления карданным валом на входной вал редуктора. Редуктор имеет зубчатую муфту, два рабочих положения которой обеспечивают реверсирование направления вращения выходного вала; при нейтральном положении зубчатой муфты вращение на выходной вал не передается. Управление автономным двигателем, фрикционной и зубчатой муфтами обеспечивается с помощью рычагов и тяг, расположенных с левой стороны машины.
Вода из водяного бака подается в смесительный барабан центробежным насосом, приводимым с помощью кли-ноременной передачи от того же индивидуального двигателя Д144-66.
Авторастворовоз СБ-89В используется для перевозки строительных растворов различных марок и их порционной выдачи на строительные объектах. В пути и на строительном объекте раствор находится в режиме побуждения.
Авторастворовоз выполнен в виде цистерны с встроенным лопастным побудителем, установленной на шасси ЗИЛ-431412.