Классификаций скреперов по типу загрузки ковша

а — скрепер с тяговой загрузкой; б — скрепер с элеваторной загрузкой; в — скрепер со шнекош загрузкой; /—заслонка; 2 — ковш; 3 — задняя стенка; 4 — ножи; 5 — трактор-толка ч; 6 — эле­ватор; 7 — откатное днище; 5 — привод; 9 — шнек

же по способу загрузки ковша, (рис. 1.10), Они делятся на два типа: запол­няемые за счет подпора грунта при реализации тягового усилия (условно с загрузкой тяговым усилием); запол­няемые с помощью загрузочного уст­ройства элеватора, расположенного в ковше (скреперы с механизирован­ной загрузкой или элеваторные).

Скреперы с тяговой загрузкой вы­пускают как прицепные, так и само­ходные. Элеваторной загрузкой обо­рудуют, как правило, только самоход­ные скреперы.

У скреперов первого типа срезание стружки грунта ножом (рис. 1.10, а) и заполнение ковша через зев, обра-

зованный поднятой заслонкой, обеспе­чивается за счет силы тяги ведущих колес скрепера и гусениц толкача.

У элеваторных скреперов за счет силы тяги ведущих колес осуществля­ется только срезание стружки грунта и передвижение машины. Наиболее трудоемкий процесс — заполнение ковша грунтом производится скребко­вым элеватором (рис. 1.10,6), разме­щенным в передней части ковша над ножами. Указанное обеспечивает воз­можность загрузки ковша скрепера без толкача.

Преимущества элеваторных скре­перов: обеспечение заполнения ковша с «шапкой», в том числе слабосвязан-

нными грунтами; более высокие планировочные свойства за счет способности внять с постоянной и более тонкой РТ0ужкой грунта; возможность авто­номного использования (вне отряда). Недостатки: ограничение использова­ния на влажных глинистых грунтах; снижение надежности машины; повы-шение стоимости примерно на 25 % эксплуатационных расходов на

13,5%.

В последнее время за рубежом

начали выпускать скреперы со шнеко-вым элеватором {рис. 1.10, в). В ковше такого скрепера размещены один или два вертикальных шнека, приводимых от гидромотора. Шнеки лопастями подхватывают грунт, поступающий с ножа, и транспортируют его вверх, заполняя ковш. Такое загрузочное устройство позволяет унифицировать скреперное оборудование с обычным и может быть использовано в каче­стве дополнительного оборудования.

Самоходные скреперы различают также по колесной формуле. Скрепе­ры выпускают с передними (4X2) и всеми (4X4) ведущими колесами (пер­вые цифры (4) — означают общее количество колес, а вторые (2 или 4) — количество ведущих колес).

Скреперы с передними ведущими колесами, приводимыми от двигателя одноосного тягача, называют также одномоторными. Такие скреперы бла­годаря простоте конструкции, надеж­ности и сравнительно низкой стоимо­сти являются экономически эффектив­ными при разработке и перемещении грунта на расстояние до 3000 м по трассам с подъемами до 12...15% и

получили наибольшее распростране­ние.

Скреперы со всеми ведущими коле­сами (4X4) предназначены для рабо­ты в тяжелых дорожных условиях, на дорогах с большими уклонами, в райо-нах с повышенной влажностью грунта частыми осадками. Приводятся задние ведущие колеса от дополнитель­ного двигателя, поэтому ути скреперы называют двухмоторными. Вмести-

мость ковшей двухмоторных скрепе­ров остается такой же как у одномо­торных. Заполнение ковша таких скреперов должно производиться так­же с помощью трактора-толкача.

Преимуществом двухмоторных скреперов является повышение произ­водительности в указанных для них условиях на 30...50 %.

Первоначальная стоимость и экс­плуатационные расходы (топливо, техническое о…чание и т. п.) та­ких скреперов на 30 % выше, чем у одномоторных.

Грейдеры

Грейдеры предназначены для про­филирования и планировки поверхно­сти земляного полотна дорог; возве­дения насыпей;разравнивания и пере­мещения грунта, гравия или щебня по полотну при постройке или ремон­те грунтовых дорог; смешивания грун­тов с добавками и вяжущими; устрой­ства кюветов, боковых капав и вые­мок; планировки площадей и рисовых чеков; очистки дорог от снега и т. п. Грейдеры выполняют земляные рабо­ты на грунтах I — IV категорий.

Грейдеры делят на грейдеры, рабо­тающие в агрегате с базовыми трак­торами, и автогрейдеры, представляю­щие собой самоходную машину с соб­ственной энергетической установкой для привода хода и рабочего обору­дования.

Существующий парк грейдеров первого типа можно классифициро­вать по тяговому классу базового трактора, типу агрегатирования и ти­пу привода рабочего оборудования.

По тяговому классу базового трак­тора грейдеры делят на легкие (тяго­вый класс 3 и 4) и тяжелые (тяговый класс Ю). В последнее время этот классифицированный признак потерял смысл, так как выпускаемые грейде­ры могут агрегатироватьсн с тракто­рами разных тяговых классов.

В зависимости от способа агрегати­рования грейдерного оборудования с

базовым трактором грейдеры делят на прицепные и полуприцепные. К при­цепным грейдерам, по аналогии со скреперами, относят машины, букси­руемые гусеничными или колесными тракторами.

У таких грейдеров вся масса и на­грузки воспринимаются собственными передними и задними колесами. Полу­прицепные грейдеры часть нагрузок передают на трактор. У полуприцеп­ных грейдеров улучшена проходи­мость и маневренность по сравнению с прицепными. Они имеют меньшую массу и потребность в шинах.

По типу привода рабочего обору­дования грейдеры делят на механи­ческие и гидравлические.

Автогрейдеры классифицируют по следующим основном признакам: классу мощности, колесной схеме, типу задней тележки, типу транс­миссии.

Класс мощности является основ­ным классификационным признаком, по которому все автогрейдеры делят на три группы— 100, 160 и 250.

Колесная схема оказывает сущест­венное влияние на тяговое усилие, развиваемое автогрейдером и его пла­нирующие способности. Колесная схе­ма автогрейдера определяется фор­мулой А—Б—В, где А — число осей с управляемыми колёсами; Б — число осей с ведущими колесами; В — об­щее число осей.

Колесная схема выпускаемых ав­тогрейдеров — 1 Х2ХЗ и 1 ХЗХЗ, т. е. 3-осные автогрейдеры с 2 или 3 ведущими осями. У всех автогрейде­ров передние колеса управляемые. Ав­тогрейдеры класса 100 и 160 обору­дуют двумя задними ведущими осями, класса 250 — всеми тремя ведущими осями.

По типу задней тележки автогрей­деры делятся на две конструктивные схемы: с балансирами, в которые встроены бортовые редукторы, являю­щиеся составной частью заднего ве­дущего моста; с балансирами в виде балок, соединяющих раздельные зад-

ние ведущие мосты. Первая схема бо, лее распространена и используется на автогрейдерах класса 100 и 160. Вто. рую схему применяют только на авто, грейдерах класса 250.

Тип трансмиссии существенно вли-нет на конструкцию и общую харак-теристику автогрейдера. Выпускают автогрейдеры с механической и гид. ромеханической трансмиссией.

1.10.Грунтоуплотняющие машины

Грунтоуплотняющие машины по методу воздействия на уплотняемый материал делятся на машины стати­ческого, ударного, вибрационного ц комбинированного действия, которые в зависимости от способа их переме­щения по уплотняемому материалу выполняются, как прицепные или как самоходные, а также как навесное оборудование к базовым машинам (тракторам, одноосным тягачам или стреловому оборудованию экскавато­ров).

По виду рабочего органа уплотня­ющие машины подразделяются на следующие типы: катки статические и вибрационные с гладкой, кулачковой и решетчатой металлической обечай­кой и катки пневмоколесные; трам­бующие машины на базе гусеничных -тракторов, управляемые вручную, трамбовки с электрическим или бен­зиновым двигателем, а также трам­бовки на базе гидромолотов к гидрав­лическим экскаваторам; самопередви­гающиеся и навесные к базовым шас­си виброплиты, а также виброплиты, навешиваемые на стреле гидравли­ческого экскаватора вместо его ковша.

Внутри каждого из типов уплот­няющие машины условно делятся по своей массе на легкие, средние и тяже­лые.

1.11. Машины для разработки
мерзлых грунтов

Для разработки мерзлых грунтов используют землеройные машины как

со сменными рабочими органами (рыхлителями, захватно-клеше-ыми, гидромолотами), многоковшовые траншейные экскаваторы, цепные экскаваторы, роторные безковшовые фрезерные машины, машины послой­ного фрезерования (землеройно-фре-дерные), бульдозеры с рыхлителями на базе гусеничных промышленных тракторов тяговых классов 10...75.

Нашли применение также ряд спе­циальных машин для разработки мерзлых грунтов, освоенных строи­тельными организациями; баровые цепные машины с рабочими органа­ми, оборудованными режущей частью врубовых машин типа КМП-3, клино­вые рыхлители ударного действия с падающим и забиваемым рабочим органом на базе гусеничных промыш­ленных тракторов тягового класса 10.

По принципу воздействия разли­чают машины для разработки мерз­лых грунтов силовым (тяговым уси­лием базовой машины или принуди­тельным движением рабочего органа), динамическим (ударными импульса­ми) и комбинированным (сочетание силового и динамического) рабочи­ми органами.

Машины с силовым воздействием производят резание (копание) или рыхление мерзлого грунта приложе­нием высоких удельных нагрузок, до­стигающих в ряде случаев 24...150 кН на 1 см режущей кромки рабочего органа (большие значения для сверх­мощных тракторов).

Машины динамического воздейст-вия производят разрушение мерзлого грунта приложением ударного импуль­са энергией 30...40 Дж на 1 см'2 пло-

 
обшестроительното, так и специально­го назначения, выпускаемые заводами отрасли:одноковшовые экскаваторы

щади максимального поперечного се­чения клина, внедренного в грунт. Машины с комбинированным воз­действием разрушают грунт одновре­менно силовым воздействием и удар­ным импульсом. Энергия удара совре­менных гидромолотов составляет 160... ...360 Дж на 1 см режущей кромки инструмента.

1.12. Индексация дорожно­строительных машин, используемых для земляных работ

Индексация начинается с двух букв. Первая буква Д означает при­надлежность машин к группе дорож-но-строительных. Вторая буква меня­ется в зависимости от назначения машин: ДЗ — означает придлежность к землеройно-транспортным машинам (бульдозеры, скреперы, автогрейде­ры) , ДП—к машинам для подгото­вительных работ (рыхлители), ДУ -уплотнительным машинам (катки).

Цифры, следующие за буквенным обозначением индекса, присваивают­ся новой машине по море ее освоения и означают порядковый номер при регистрации (например, автогрейдер ДЗ-98).

При модернизации машины, т. е. некотором изменении конструкции без изменения основных параметров, к индексу прибавляют букву в алфа­витном порядке (автогрейдер ДЗ-98А). Модификации машин, имеющие новые признаки, например, автоматическую систему управления при неизменных прочих параметрах и основной конст­рукции, получают к индексу дополни­тельную порядковую цифру (авто­грейдер ДЗ-98А-02).

Глава 2. Экскаваторы

Наши рекомендации