Определение нормальной глубины
Введение
Из года в год расширяется строительство автомобильных дорог в различных регионах нашей страны, отличающихся климатическими, рельефными и гидрологическими особенностями. Современная автомобильная дорога представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для интенсивного движения транспортных средств с большими скоростями при обеспечении безопасности движения. Для этого при проектировании автомобильных дорог большое внимание уделяют вопросам обеспечения устойчивости земляного полотна, необходимым условием которого является организация водоотводных и водопропускных сооружений.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Расход — Q0=4,3 м3/с;
2. ширина канала понизу — b=2,2 м;
3. уклон подводящего канала — =0,001;
4. уклон быстротока — =0,15;
5. уклон отводящего канала — =0,0025;
6. длина быстротока — l=10 м;
7. Высота перепада — P=2,5 м;
8. коэффициент заложения откоса канала — m=3,0, для трапецеидального сечения; m= 0, для прямоугольного сечения;
9. коэффициент шероховатости стенок канала — n=0,0250,для трапецеидального сечения; n=0,014, для прямоугольного сечения(для быстротока).
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Подводящий канал
Устройство подводящего канала необходимо для принятия вод, стекающих по склонам к логу, и подведения к трубе, мосту или быстротоку. Исскуственные подходные русла должны обеспечивать пропуск всего расхода без их переполнения.
Расчёт подводящего канала сводится к определению нормальной и критической глубины, критического уклона, анализа состояния потока, определению средней скорости и обоснованию укрепления русла. Кроме этого необходимо привести расчёт гидравлически наивыгоднейшего профиля канала.
Определение нормальной глубины
Нормальная глубина h0 — это такая глубина, которая при заданном расходе установилась бы в русле, если в этом русле движение было бы равномерным.
Эта глубина никак не связана с типом искусственного сооружения, а определяется естественным(бытовым) состоянием водотока, поэтому её также называют бытовой глубиной hб.
Основная расчётная формула — формула Шези:
(2.1)
где ω — площадь живого сечения, м2; С — коэффициент Шези, м0,5/с; R — гидравлический радиус, м; i0 — уклон канала.
Для трапецеидального сечения
(2.2)
где h — глубина канала, м
Для определения коэффициента Шези С может применятьсяформула Н.Н.Павловского:
(2.3)
где y=f(n,R).
Приближённо можно по Н.Н.Павловскому считать:
при R<1,0 м у=1.50*0,025=0.038 (2.4)
при R>1,0 м у=1.30*0,025=0.033 (2.5)
Гидравлический радиус в общем случае определяется по формуле:
(2.6)
где χ — смоченный периметр, м и для трапецеидального русла может быть определён:
(2.7)
Важным показателем при расчёте является расходная характеристика(модуль расхода) К0, м3/с:
(2.8)
Графоаналитический метод определения нормальной глубины.
(2.9)
м3/с
Таблица 2.1
Расчётные формулы | Ед.изм. | Назначаемые и определяемые величины | ||||
h1 | h2 | h3 | h4 | h5 | ||
h | м | 0,50 | 0,80 | 1,00 | 1,05 | 1,10 |
м2 | 1,85 | 3,68 | 5,20 | 5.62 | 6.05 | |
м | 5.36 | 7.26 | 8.52 | 8.84 | 9.16 | |
м | 0,35 | 0,51 | 0,61 | 0,64 | 0,66 | |
м0,5/с | 31.09 | 34.03 | 35.53 | 35.94 | 36.20 | |
м3/с | 34.03 | 89.43 | 144.30 | 161.59 | 177.92 |
(определяем графоаналитическим методом, приложение1)