Трубы под насыпями — плотинами
При строительстве автомобильных дорог в сельскохозяйственных районах возникает необходимость в создании искусственных водоемов, подпираемых земляным полотном дороги, которое выполняет в данном случае роль плотины. Для регулирования уровня воды в водоеме и пропуска излишнего ее количества под насыпью дороги устраивают специальные сооружения — так называемые регуляторы. В зависимости от местных условий и конструктивных особенностей регуляторы могут быть трех типов: труба-регулятор (рис. 78), перепад-регулятор и быстроток-регулятор.
Трубы-регуляторы предназначаются для пропуска воды с расходом до 10 м3; их выполняют из обычных звеньев. Они могут быть одно- или двухочковыми. По конструкции трубы-регуляторы отличаются от обычных водопропускных труб формой входных и выходных оголовков. Труба монтируется из звеньев, имеющих на концах раструбы. В конце трубы устраивают гасители энергии потока, например, ребристые лотки и т.д. Необходимость гасителей определяется повышением скорости потока за счет подпора, достигающего 2 — 3 м.
Напорный шахтный перепад-регулятор с расходом воды до 5 м3/с и высотой падения до 4 м состоит из вертикальной шахты прямоугольного сечения с входным оголовком в верхней ее части. К нижней части шахты примыкает горизонтально расположенный трубопровод, который состоит из звеньев раструбных железобетонных труб и заканчивается гасителем. На входном оголовке, выполненном в виде прямоугольного колодца, устанавливают плоский затвор, позволяющий регулировать сброс воды.
Быстроток-регулятор конструктивно решается аналогично косогорным сооружениям, за исключением регулирующих устройств.
Рис. 78. Конструкция трубы-регулятора:
1 — входной оголовок; 2 — шандорный затвор; 3 —звено трубы; 4 — гаситель;
5 — отводное русло
136
Трубы на пересечениях выемок
При пересечении водным потоком глубокой выемки на дороге иногда устраивают водопропускные трубы-акведуки. Такое сооружение представляет собой мостовую эстакаду, по которой укладывают элементы тела трубы с оголовками. При необходимости пропуска малого водотока, например оросительного канала, под проезжей частью автомобильной дороги в неглубокой выемке устраивают специальные водопропускные трубы — дюкеры, которые отличаются от обычной трубы наличием двух колодцев по обоим концам, выполняющим роль сообщающихся сосудов (рис. 79).
Рис. 79. Конструкция дюкера:
1 — оголовок; 2 — шандорный затвор; 3 — служебные мостики; 4 — отводящая труба;
5 —отстойники; 6 — дюкерная труба; 7 — приемный колодец; 8 — решетка
Тело дюкера выполняют из круглых или прямоугольных железобетонных звеньев, сопрягающихся с каналом или руслом водного потока с помощью входного и выходного оголовков. Водонепроницаемость швов в месте сопряжения оголовков с телом трубы и в стыках звеньев достигается так же, как и в трубах других типов — соответствующим уплотнением.
Чтобы труба не заиливалась, дно колодцев понижают относительно лотка трубы; образуют отстойник. Периодическое вычерпывание отстоя является обязательным, так как в противном случае может возникнуть необходимость перекрытия водотока и откачки воды из дюкера.
Гидравлический режим работы дюкера обеспечивается с помощью шандорных затворов. Обязательным элементом дюкеров является сороудерживающая решетка, устанавливаемая на входе перед шандорами.
137
__
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранов В.А., Габриелян Г.Е., Лисов В.М. Расчет кольца в упругой среде с односторонними связями. Методы и алгоритмы расчета сооружений и конструкций. Воронеж, 1990. С. 55—60.
Виноградов С. В. Расчет подземных трубопроводов на внешние нагрузки. М, 1980. 135 с.
Водопропускные трубы под насыпями / Под ред. О.А. Янковского. М., 1982. 232 с.
Герцог А.А. Гофрированные трубы на автомобильных дорогах. М., 1939. 112 с.