Морских гидротехнических сооружений

Задачами геодезического обслуживания строительства оградительных и причальных портовых, а также берегозащитных сооружений являются: вынос в натуру их основных, осей, точное размещение в плане и по высоте как всего комплекса сооружений, так и его отдельных элементов, производство детальных разбивок, обеспечивающее соблюдение заданных проектом размеров сооружений, осуществление геодезического контроля за работами в процессе строительства. Для объектов, возводимых в сложных геологических и гидрогеологических условиях, предусмотрены также периодические наблюдения за их горизонтальным сдвигом и осадкой и за состоянием прилегающих участков береговой зоны и акватории.

Несмотря на такой, казалось бы, традиционный характер перечисленных геодезических работ, они значительно отличаются от соответствующих видов работ на других сооружениях. Их специфика обусловлена, прежде всего, особенностями технологии строительства оградительных и причальных портовых сооружений. В большинстве случаев эти сооружения возводятся на акватории подводным способом, без применения перемычек и водоотлива, их строительству препятствуют большие глубины, воздействие морских волн и течений, плохая видимость при работе под водой. В результате значительно осложняется и производство геодезических измерений: разбивочные работы приходится выполнять в условиях обширного водного пространства и переносить оси сооружений на дно акватории, закрепляя их плавучими знаками (буями).

В качестве геодезической основы разбивочных работ используются сети триангуляции или ходы полигонометрии 4 класса, пункты разрядных сетей этих же видов и реперы нивелирования III класса.

Согласно принятой в портовом гидростроительстве классификации разбивке подлежат следующие основные и вспомогательные оси сооружений.

Основные оси:

1. Для причалов типа набережных: линия кордона, т. е. линия пересечения верхней плоскости сооружения и его лицевой вертикальной грани (рис. 15.1), оси свайных рядов.

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.1. Разбивочные оси причала эстакадного типа:

1 — линия кордона; 2, 3, 4, 5 — оси свайных рядов; 6 — оси швартовых тумб; 7 - нижняя бровка откоса; 8 — верхняя бровка откоса; 9 — тыловая грань; 10 — базис разбивки.

2. Для оградительных сооружений из обыкновенных массивов - боевая линия, т. е. фасадная линия торцов нижнего курса массивов (рис. 15.2);

3. Для молов, волноломов, пирсов и бун — продольная осевая линия;

4. Для голов молов и причалов островного типа — продольная и поперечная оси (рис. 15.3).

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.2. Разбивочные оси оградительных и причальных сооружений: 1 — боевая линия массивовой кладки; 2, 3, 4 — габаритные и осевая линии каменной постели; 5 — габаритная линия котлована; 6, 7 — бровки откоса и бермы; 9 — линии изменения уклонов ступенчатого берегоукрепления.

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.3. Разбивка осей мола: 1, 2, 3, 4, 5 — пункты продольной оси; 6 — центр головы мола; 7, 8 — оси голов мола; 9, 10 — буи.

Вспомогательные оси:

1. Для котлованов и каменных постелей; продольная осевая линия, верхняя и нижняя бровки (см. рис. 15.2).

2. Для берегового откоса - бровки откоса, бермы и линии изменения уклонов откоса;

3. Для верхних строений причалов - оси основных элементов (ригелей и плит);

4. Для швартовых тумб — линии их центров.

Основным способом выкоса в натуру осей молов, волноломов, пирсов и причалов островного типа является способ угловой засечки. Вначале оси фиксируются буями, а затем переносятся на сооружение после его возведения выше уровня воды. Если пирс строится внутри закрытой акватории, то ось закрепляется также на внешнем оградительном молу (рис. 15.4).

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.4. Разбивка продольной оси пирса: 1, 2, 3 — пункты продольной оси; 4 — створный осевой знак на внешнем молу; 5 – буй.

Разбивка линий кордона причальных набережных, расположенных вдоль берега, ведется от исходного направления I - II полярным способом (рис. 15.5). Полярные расстояния до осевых точек О - 4 откладываются светодальномером или дальномером двойного изображения; применение мерных лент и рулеток требует предварительного устройства специальных деревянных мостков.

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.5. Разбивка лини кордона причальной набережной.

Как видно из рис. 15.5, величина разбивочных углов φ остается постоянной: φ = 900 – Δα, где Δα разность дирекционных углов линии кордона и базисной линии I – II.

Одним из наиболее трудоемких видов геодезических работ на портовых стройплощадках является геодезическое обеспечение строительства причалов из кладки массивов. По данным проекта из концов базиса I и II (рис. 15.6) теодолитом разбиваются и закрепляются буями боевая линия О1 – О2 и габаритные линии каменной постели 1—1’, 2—2’, 3—3’ и 4—4’.

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.6. Разбивка осей массивовой кладки.

Отсыпка камня непрерывно контролируется наметкой, вначале с точностью до нескольких дециметров, а затем по мере выравнивания постели — нивелиром и закрепленной на наметке рейкой с погрешностью в пределах З см (см. рис. 15.2). Плановое положение бровок постели выверяется водолазом с помощью опускаемых со створных линий 1—1’, 2—2’, З—З’ и 4—4’ разбивочных лотов — отвесов с массой груза 8—10 кг. Далее проводится цикл уплотнения каменной постели с постоянным геодезическим контролем: ежедневно нивелируются четыре угла устанавливаемого поверх кладки отгрузочного массива с целью определения стабилизации процесса осадки постели. Непосредственно перед укладкой нижнего (первого) курса массивов проводится исполнительное нивелирование их основания по сетке квадратов 2 х 2 м. Для контроля кладки массивов в районе конца ОII створа боевой линии намывается остров, на котором сооружается командный пункт (КП) — место установки теодолита на весь период строительства. Командный пункт оборудуется световой и звуковой сигнализацией для дачи указаний крановщику об уклонениях массивов от проектного положения. Положение исходной точки А первого курса массивов определяют створной засечкой с командного пункта и нулевого поперечного створа а - А, фиксирующего начало массивовой набережной (см. рис. 15.6). В этом месте с плавучего крана опускают маячную плиту 1 (рис. 15.7) с заделанной в нее скобой 2.

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.7. Разбивка боевой линии акватории.

На стропе 3 крана на высоте 1 м над уровнем воды укреплена горизонтально труба с выдвижной рейкой 4; с конца рейки спущен отвес. По сигналу с командного пункта струна отвеса 5 вводится в створ визирной оси трубы теодолита, и водолаз фиксирует на скобе положение груза отвеса — точку боевой линии 6. Такие же действия выполняются на маячной плите, опущенной с другого конца первой секции массивов. Через риски, фиксирующие на скобах положение боевой линии, перебрасывают и натягивают с помощью грузов разбивочный трос, по которому укладывают промежуточные массивы. Отклонение массивов первого курса от проектного положения не должно превышать 30 мм в плане и 40 мм по высоте. По мере возведения сооружения производят контрольное нивелирование верхних граней массивов каждого курса.

Если строительство причала осуществляется с применением полуавтоматического самораскрывающегося захвата со съемным кондуктором, без участия водолазов, геодезический контроль сводится к слежению за положением двух трубок телескопического футштока захвата (рис. 15.8), которые должны находиться строго в створе визирной оси трубы теодолита.

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.8. Геодезический контроль кладки массивов с применением полуавтоматического самораскрывающегося захвата: 1 — трубка телескопического футштока; 2 - полуавтоматический захват; 3, 4 - первый и второй курсы массивов; 5 — теодолит.

На рис. 15.9 приведена схема геодезической разбивки буны гравитационного типа.

морских гидротехнических сооружений - student2.ru

Рис. 15.9. Схема геодезической разбивки буны. 1 – реперы; 2 - штыри (вехи); 3 – ось буны; 4 - верхние границы постели; 5 – нижние бровки; 6 – верхние бровки котлована; 7 – граница головной части буны; 8 – буна; 9 – граница корневой части буны.

Наши рекомендации