Комплекты мостостроительных средств
Комплект мостостроительных средств КМС-Э предназначен для механизации строительства военных (низководных) мостов на свайных и рамных опорах.
В дорожных войсках комплект мостостроительных средств КМС-Э применяется для возведения опор и строительства военных мостов на свайных и рамных опорах, а также для строительства мостов в особых случаях (на слабых грунтах, при высоких скоростях течения и в зимнее время).
В состав комлекта входят:
сваебойно-обстроечный паром, предназначенный для возведения свайных опор военных мостов;
паром с домкратами, предназначенный для подачи и укладки пролетного строения при строительстве мостов на свайных опорах и для строительства мостов на рамных опорах;
вспомогательная лодка ДЛ-10Н, применяемая для доставки по воде элементов свайных опор и для перевозки личного состава обслуживающих расчетов;
транспортные средства для перевозки.
Сваебойное оборудование размещено на носовых понтонах и включает два спаренных полноповоротных копра с четырьмя дизель-молотами, обеспечивающих одновременную забивку свай опоры вдоль внутреннего или наружного борта носового понтона.
Для подъема и запуска молотов и установки свай на копровых стрелах имеются электрические лебедки, питаемые от двух бензоэлектрических агрегатов, установленных в носовых понтонах.
Обстроечное оборудование смонтировано на малых понтонах и представляет собой агрегат, обеспечивающий крепление сваебойно-обстроечного парома за забитые сваи и механизированную обстройку опоры, производимую одновременно с забивкой свай в очередной опоре. В качестве средств механизации обстройки используются две бензомоторные пилы и две ручные лебедки.
Паром с домкратами смонтирован на двух табельных десантных лодках ДЛ-10Н, соединенных между собой с помощью двух телескопических прогонов.
Для укладки пролетного строения паром снабжен двумя ригелями, шарнирно укрепленными в головках механических домкратов. Передвигается паром с помощью двух подвесных лодочных моторов «Вихрь».
Вспомогательная лодка собрана из двух полулодок ДЛ-10Н и также оснащена подвесным лодочным мотором «Вихрь».
В качестве транспортных средств комплекта КСМ-Э используются: для перевозки сваебойно-обстроечного парома – три понтонных автомобиля ЗИЛ-131 со специальными платформами; для перевозки парома с домкратами, вспомогательной лодки и остального имущества – бортовой автомобиль ЗИЛ-131.
Сваебойно-обстроечный паром. Для возведения опор военных мостов сваебойно-обстроечный паром может быть собран по схеме № 1 или № 2.
При сборке паромов по схеме № 1, являющейся основной схемой для возведения опор (рис. 9.23), носовые понтоны 1 и 4 , несущие на себе копровые блоки 3, состыкованы друг с другом транцами, а с малыми понтонами 10 и 16, на которые установлены стойки 11 прижимной балки 13, - межпонтонными фермами 8 и 9. При этом обстроечный агрегат расположен в зоне между транцами малых понтонов, а межпонтонные фермы выдвинуты в положение, соответствующее заданному пролету моста, и попарно соединены зажимными болтами.
При сборке парома по схеме № 1 копровые блоки 3 обращены стрелами (дизель-молотами 5) внутрь парома, а прижимная балка 13 соединена со стойками так, чтобы ее свайные цепные захваты 14 располагались с внутренней стороны парома.
Навесная рабочая площадка 12 подвешена к прижимной балке с наружной стороны парома.
Рис. 9.23. Сваебойно-обстроечный паром, собранный по схеме № 1:
1, 4 - носовые понтоны с копровыми блоками; 2 – фундамент шпиля; 3 – копровый блок; 5 – дизель-молот; 6 – шпиль; 7 - якорь; 8 – правая передняя межпонтонная ферма; 9 – правая задняя межпонтонная ферма; 10 – правый малый понтон; 11 – стойка с лебедкой; 12 – рабочая площадка; 13 – прижимная балка;
14 – свайный захват; 15 – подкос стойки; 16 – левый малый понтон
В состав парома по схеме № 2 (рис. 9.24) входят: два носовых 1 и 5 и два малых 8 и 16 понтона, два копровых блока 4, установленные на носовых понтонах с четырьмя дизель-молотами 3, две силовые электростанции, расположенные в носовых понтонах; четыре выдвижные межпонтонные фермы (рамы) для соединения понтонов в паром, в том числе две передние 2 и 6 и две задние 10, обстроечный агрегат, смонтированный на малых понтонах и включающий прижимную балку 14, две стойки 12 с лебедками и рабочую площадку 13, образуемую двумя щитами с кронштейнами; съемная оснастка
Паром, собранный по схеме № 2, может быть использован также для возведения шестисвайных опор двухпутных мостов с пролетами до 8,8 м.
Малые понтоны в составе парома являются плавучим основанием. Они образуют обстроечный понтонный блок и предназначены для монтажа обстроечного агрегата.
Рис.9.24. Сваебойно-обстроечный паром, собранный по схеме № 2:
1, 5 – носовые понтоны; 2 – левая передняя межпонтонная ферма; 3 – дизель-молот; 4 – копровый блок; 6 – правая передняя межпонтонная ферма; 7 – шпиль; 8 - правый малый понтон; 9 – якорь; 10 – рама правая задней межпонтонной фермы; 11 – подкос стойки; 12 – стойка с лебедкой; 13 – рабочая площадка;
14 – прижимная балка; 15 – свайный захват; 16 – левый малый понтон
Понтоны являются плавучим основанием для монтажа на них копрового оборудования, источников энергии, межпонтонных ферм и обстроечного агрегата.
Понтон представляет собой стальную сварную коробку прямоугольной в плане формы с вертикальными бортами и транцем. Носовая часть понтона имеет лыжеобразный обвод, образуемый скуловыми полозьями и днищевым листом. Сверху понтон закрыт палубным листом.
На транце понтона имеется сцепное устройство, предназначенное для смыкания понтонов между собой.
Внутри понтона между 5-м и 7-м шпангоутами (ребрами) на фундаменте установлен бензоэлектрический агрегат.
Каждый понтон представляет собой стальную конструкцию прямоугольной формы в плане. Транец малого понтона, конструкция каркаса и обшивки аналогичны носовому понтону, а нос имеет форму усеченного клина.
Малые понтоны делятся на правые и левые. В правом понтоне размещен запасной дизель-молот, в левом - ящик с мотопилами и ящик с ЗИП для дизель-молотов.
После разборки парома малые понтоны для транспортирования стыкуются между собой в понтонный блок. Блок с уложенными на него составными частями обстроечного агрегата грузится на понтонный автомобиль.
Межпонтонные фермы служат для соединения носовых и малых понтонов в паром и обеспечивают изменение величины пролета строящегося моста. На понтонах с копровым оборудованием смонтированы передние фермы, а на понтонах с оборудованием обстроечного агрегата – задние фермы. Правая задняя ферма расположена на одном понтоне, а левая ферма – на другом. По конструктивному исполнению все четыре фермы одинаковы и отличаются друг от друга только расположением на них различных крепежных устройств.
Копровый блок предназначен для производства работ по подъему, установке и забивке в грунт свай. Основными частями копрового блока являются поворотная рама, две копровые стрелы, подкос, два дизель-молота и две электрические лебедки (электротали).
Поворотная рама является основанием, на котором расположено все сваебойное оборудование. В конце рама имеет втулку под шкворень, которым крепится к понтону и вокруг которого она может быть повернута вдоль или поперек понтона.
Копровая стрела предназначена для установки и направления забиваемых свай и для удержания дизель-молота в вертикальном положении. Стрела представляет собой сварную конструкцию, состоящую из тавровой направляющей, двух продольных труб и соединительных диафрагм, образующих в поперечном сечении треугольник.
Подкос служит для удержания стрел копрового блока в вертикальном положении. Подкос складывающийся и состоит из треугольной рамы, верхней и нижней труб, замыкаемых между собой шарниром.
Электрооборудование комплекта КМС-Э включает: два бензоэлектрических агрегата АБ-4-Т/230-М1, четыре копровые лебедки (электротали ТЭ 0,5ВХ-Б), два распределительных щита, аппаратуру управления, фары и светильники для освещения рабочих мест.
Для обеспечения комплекта электрической энергией принят переменный ток напряжением 220 В для силовой сети и цепей управления, и переменный ток напряжением 12 В для сети освещения.
Копровая лебедка предназначена для подъема и запуска дизель-молота, а также для подъема и установки свай.
В качестве копровой лебедки в комплекте КМС-Э использован грузоподъемный механизм электротали ТЭ 0,5ВЗ-Б.
Управление электрической лебедкой осуществляется следующим образом. При нажатии на кнопку управления «ПОДЪЕМ», расположенную на стреле, происходит включение катушки магнитного реверсивного пускателя. Образуется электрическая цепь, катушка, получив питание, замыкает в силовой цепи главные контакты на двигатель и электромагнитный тормоз. Электромагнит растормаживает тормозной шкив, а электродвигатель вращает барабан, поднимая дизель-молот (крюковую обойму).
Подъем дизель-молота происходит до тех пор, пока нажата кнопка, или до крайнего верхнего положения, когда сработает конечный выключатель и разомкнет цепь. Катушка теряет питание, главные контакты размыкаются и обесточивают электродвигатель и электромагнит тормоза, пружина прижимает колодки к тормозному шкиву и затормаживает двигатель.
Для опускания дизель-молота нажимают на кнопку «СПУСК». Катушка магнитного пускателя получает питание по цепи и замыкает в силовой цепи главные контакты на электродвигатель и электромагнитный тормоз. Электромагнит растормаживает тормоз, электродвигатель вращает барабан, опуская дизель-молот (крюковую обойму). Остановка произойдет после того, как оператор отпустит кнопку или напряжение в силовой цепи снизится до 0,8 от номинала. В последнем случае магнитный поток, созданный катушкой, будет недостаточен для удержания якоря катушки, а следовательно, и ее контактов во включенном состоянии.
Обстроечный агрегат обеспечивает обстройку свайных опор с механизированной опиловкой свай на заданном уровне от воды в пределах 0,5-1,8 м с интервалом 0,1 м.
Обстроечный агрегат (рис. 9.25) включает прижимную балку 2, две стойки 1 с лебедками 5 и ползунами 7, навесные рабочие площадки, состоящие из щитов с кронштейнами, и две мотопилы.
В транспортном положении узлы и механизмы агрегата размещаются на двух состыкованных малых понтонах. Мотопилы уложены в ящик, установленный в трюме левого малого понтона.
Прижимная балка служит для удержания парома в оси моста при забивке свай очередной опоры, выравнивания свай обстраиваемой опоры, навешивания рабочей площадки и установки пил при опиловке свай. Балка состоит из верхнего и нижнего швеллеров, обращенных друг к другу полками, и двухсторонних планок, объединяющих швеллеры в пространственную конструкцию.
Стойка прижимной балки с лебедкой представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух направляющих швеллеров, связанных между собой поперечинами и основанием, к которому снизу крепится лебедка.
Лебедка грузоподъемностью 240 кг открытого типа выполнена с цилиндрическими прямозубыми шестернями. Она оборудована рукояткой безопасного типа с грузоподъемным тормозом, усилие на рукоятке 14 кг.
Навесная рабочая площадка предназначена для размещения расчета, обслуживающего обстроечный агрегат при опиловке свай и установке насадки. Площадка монтируется из двух щитов с кронштейнами.
Рис. 9.25. Обстроечный агрегат:
1 – стойка; 2 – прижимная балка; 3 – щит рабочей площадки; 4 – втулка для установки мотопилы; 5 –лебедка; 6 –подкос; 7 – ползун; 8 – малый понтон
Для опиловки свай при обстройке опор используются две мотопилы «Дружба-4» («Урал-2»).
Съемная оснастка.В съемную оснастку входят шпили, якоря с канатами, ломы и ломики, анкерные колья, зажимные болты, стяжные болты, элементы крепления дизель-молота в транспортном положении, ящик для мотопил, ящики с ЗИП к дизель-молотам и бензоэлектрическим агрегатам, кран-балка и багры.
Поворотная кран-балка с лебедкой предназначена для механизации работ по замене неисправного дизель-молота запасным, а также для снятия дизель-молота с копровых стрел при подготовке комплекта к перевозке по железной дороге в габарите погрузки 0,2-Т (ГОСТ 9238-83). Лебедка кран-балки с ручным приводом, грузоподъемность 500 кг.
Понтонные автомобили, под которые оборудуются шасси автомобилей ЗИЛ-131 с лебедками, служат для перевозки, разгрузки и погрузки понтонных блоков сваебойно-обстроечного парома.
Вся материальная часть парома в транспортном положении размещена на понтонных автомобилях.
Паром с домкратами монтируется на двух десантных лодках ДЛ-10Н и может быть собран для строительства низководных мостов на рамных опорах или для укладки пролетного строения при строительстве низководных мостов на свайных опорах.
В состав парома для строительства мостов на рамных опорах входят: две лодки (рис. 9.26), являющиеся плавучими опорами; два подвесных лодочных мотора 9 с приспособлениями 8 для навески, обеспечивающие передвижение парома; два телескопических прогона 3 для соединения лодок; два шаблона 7 с цепными захватами для крепления за стойки опоры; две стойки 1 с роликами для направления тросов при установке рамных опор из горизонтального (на плаву) положения в вертикальное; две двухбарабанные лебедки 2 с тяговыми тросами для подъема рамных опор; четыре винтовых домкрата 4 для подъема ригелей и опускания пролетного строения с рамной опорой в линию моста; два ригеля 6 для укладки на них пролетного строения.
Рис. 9.26. Паром с домкратами:
1 – стойка; 2 – лебедка; 3 – прогон; 4 – домкрат; 5 – лодка ДЛ-10Н; 6 – ригель;
7 – шаблон; 8 – приспособление для навески; 9 – лодочный мотор
Домкраты обеспечивают опускание ригелей с уложенным пролетным строением с высоты 1,9 м до уровня 1,1 м над водой при осадке парома 0,3.
Для производства работ по укладке пролетного строения при строительстве мостов на свайных опорах паром собирают по той же схеме, что и для строительства мостов на рамных опорах, с исключением из его состава стоек 1, двухбарабанных лебедок 2 и шаблонов 7.
Прогонслужит для жесткого соединения лодок в паром. Он включает два полупрогона и соединительную балку, объединяющую полупрогоны. При минимальной длине прогона паром возможно строительство моста пролетом 4 м, а при максимальной – пролетом 4,5 м.
Каждый полупрогон опирается угольниками на борта лодки и крепится к ним с помощью винтов.
Винтовой домкрат предназначен для удержания и опускания пролетного строения на опоры моста. При этом пролетное строение лежит на двух ригелях, каждый из которых сочленен с двумя домкратами. Грузоподъемность каждого домкрата 1 т.
Ригельслужит опорой для пролетного строения. Он представляет собой сварную балку швеллерного сечения с зевами по концам, которыми балка устанавливается на опорные втулки домкратов.
Стойка с роликами служит для направления тросов при подъеме с воды рамной опоры и для ее развертывания в вертикальное положение перед установкой на дно водной преграды.
Двухбарабанная лебедка служит для подъема с воды и установки в вертикальное положение рамных опор. Тяговое усилие на барабане лебедки 500 кгс.
Шаблонслужит для закрепления парома за стойки рамной опоры при строительстве моста.
Приспособление для навешивания мотора служит для установки подвесного лодочного мотора на посадочное место (транцевую доску), расположенное ниже борта лодки, этим обеспечивается полное заглубление гребного винта в воду.
Вспомогательная лодка. В состав вспомогательной лодки входят: десантная лодка ДЛ-10Н с оснасткой, подвесной лодочный мотор «Вихрь» с приспособлением для навешивания мотора и катушка с тросом.
Лодка состоит из двух складных полулодок, смыкаемых кормовыми транцами с помощью сцепных устройств.
В оснастку лодки входят четыре весла, четыре банки (сиденье, скамейка для гребцов), четыре уключины, спасательный круг, черпак для откачки воды, два причальных стропа и сумка с материалами для ремонта трех лодок комплекта КМС-Э.
Таблица 9.6