Договорная (контрактная) стоимость строительства
Сметная стоимость
Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами.
Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ.
Для определения сметной стоимости строительства сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.
Сметная стоимость определяемая локальными сметнами включает в себя прямые затраты, накладные расходы исметную прибыль.
Сметная документация является важным элементом проекта любого сооружения или системы, в связи с чем в проектных организациях обычно существуют специальные отделы, занимающиеся разработкой смет.
В условиях централизованной плановой системы быв. СССР все расчеты заказчиков с подрядчиками основывались на сметах, т.е. сметная стоимость выступала в роли цены строительной продукции. В рыночных условиях РФ цена на строительную продукцию устанавливается на основе взаимного соглашения заказчика и подрядчика на равноправной основе в процессе заключения соответствующего договора. Однако в условиях рынка необходимость в сметной документации сохраняется, хотя функции смет несколько меняются. Во-первых, сметная документация становится как для заказчика, так и для подрядчика ориентиром для установления договорной цены. Во-вторых она необходима для рационального планирования и анализа затрат как у заказчика, так и у подрядчика, для проведения промежуточных денежных расчетов между ними.
При заключения договоров подряда сметная документация не является обязательной, обязателен лишь протокол соглашения о договорной цене. Однако заказчик имеет право затребовать сметную документацию в любой форме, с любой степенью детализации. Большинство заказчиков предпочитает пользоваться таким правом практически во всех случаях, особенно, когда заказчик - государственная организация.
Сметная документация, охватывающая весь комплекс строящихся объектов, именуется "сводной", так как она обычно обобщает документацию по отдельным объектам. Если же она охватывает лишь конкретный объект или его часть (вид работ), она именуется соответственно "объектной" или "локальной". Сметный документ, который рассчитывается без подробной детализации с использованием укрупненных показателей, обычно именуется "сметным расчетом". Если делается детальный расчет стоимости по рабочим чертежам без укрупнения, то получаемый документ обычно именуется "сметой".
Сметная стоимость устанавливается на каждой стадии проектирования, в связи с чем обеспечивается поэтапная ее детализация и уточнение.
На предпроектной стадии при составлении "Обоснования инвестиций" по заданию инвестора определяется предварительная (расчетная) стоимость строительства. Она составляется по предельно укрупненным показателям (на 1 га мелиорируемых земель, на 1м3 строительного объема, на 1 м2 жилой площади и т.д.), ибо проекта на этой стадии еще нет. При отсутствии таких показателей могут использоваться данные о стоимости объектов-аналогов.
На стадии Проект составляются тоже укрупненные, но более точные сметные расчеты. Они основываются на чертежах этой стадии проектирования и включают "Сводный сметный расчет стоимости строительства", объектные и локальные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды работ, в том числе изыскательские и проектные (составляются до начала этих работ) и др. При нескольких видах строительства (и соответственно нескольких источниках финансирования) составляется еще "Сводка затрат" по видам строительства (например, гидромелиоративного, промышленного, жилищного и т.д.).
Основанием для сметных расчетов на этой стадии, как отмечалось, служит проектная документация и действующая сметно-нормативная база 1991г., либо цены 1984г. с введением соответствующих поправочных коэффициентов. При отсутствии сметных нормативов используются индивидуальные расценки, составленные непосредственно для таких случаев.
На стадии "Рабочая документация" (РД) составляются объектные и локальные сметы, причем СНиП 11.01-95 разрешает их не составлять, если договором на выполнение РД это не предусмотрено.
В рыночных условиях РФ применяются четыре метода расчета сметной стоимости:
- ресурсный
- ресурсно-индексный
- базисно-индексный
- базисно-компенсационный
Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат). При таком методе устанавливаются раз- дельно в натуральных измерениях (м3, тонна, штука, чел-час и т.д.) расходы материалов и изделий, затраты времени на эксплуатацию машин, затраты труда рабочих, а цены на эти ресурсы принимаются текущие (на момент составления смет). В качестве нормативной базы используются Нормативные показатели расхода материалов (НПРМ).Этот метод позволяет в дальнейшем достаточно точно пересчитывать сметную стоимость на новые цены.
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы.Индексами цен называют отношения текущих цен к базовым. В качестве базовых цен, как отмечалось, принимают цены на 1.01.91 и допустимо использовать цены 1984г. с поправками.
Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной на базисном уровне или уровне предшествующего периода. В отличие от ресурсно-индексного метода, раздельного определения расхода ресурсов в натуральных показателях обычно не делается. Приведение к текущим ценам выполняется путем перемножения базисной стоимости по каждой строке сметы на соответствующий индекс.
Базисно-компенсационный метод состоит в том, что определяется базисная стоимость с учетоможидаемых изменений цен и тарифов, а в процессе строительства она уточняется в зависимости отфактических изменений этих цен и тарифов.
Выбор метода составления сметной документации законодательством не регламентируется и осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора (контракта) и общей экономической ситуации. Наиболее перспективным считается ресурсный и ресурсно-индексный методы, однако, в настоящее время в строительстве преобладает базисно-индексный метод.
Сметная стоимость строительно-монтажных работ делится на три основных части:
- прямые затраты
- накладные расходы
- сметная прибыль (плановые накопления)
Прямые затраты включают стоимость материалов, изделий, расходы на эксплуатацию машин и механизмов, зарплату рабочих. Они определяются, исходя из сметных норм и цен, объемов конструкций или видов работ, т.е. любым из названных выше методов расчета.
Накладные расходы отражают затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, т.е. включают расходы на организацию, управление и обслуживание стройки. Они определяются чаще всего в процентах от прямых затрат в соответствии с федеральными нормами накладных расходов, либо по индивидуальным нормам конкретной строительной организации. Возможно также их определение с помощью системы показателей накладных расходов по видам строительно-монтажных работ или укрупненным показателям на основные виды строительства.
Сметная прибыль (плановые накопления) - это сумма средств, необходимых для покрытия расходов, непосредственно не связанных с данным строительством, но нужных для дальнейшего функционирования строительной организации. Это расходы на уплату налогов, развитие производства и его инфраструктуры, на материальное стимулирование и обеспечение благоприятных условий жизни работников. Сметная прибыль обычно определяется в процентах от общих затрат или затрат на оплату труда рабочих (например, 50% от затрат на оплату труда рабочих или 12% от сметной стоимости работ). Используются для этого общеотраслевые нормативы или индивидуальные нормы конкретной организации.
Организация проектно сметного дела для жилищного, гражданского и промышленного строительства определяется соответствующими инструкциями Госстроя. В состав и порядок работ входит согласование проектов и смет и их утверждение. Особой популярностью пользуются проектные работы по реставрации и реконструкции сооружений. Как правило, любой производственный процесс начинается именно с проведения проектных работ. Организация проектного дела позволяет повысить безопасность проводимых работ и снизить затраты на строительство.
Проектно сметное дело в строительстве определяет сметную стоимость на основе документации, которая является основой для проведения финансирования и планирования капитальных вложений в строительство, расчетов за выполненные подрядные работы, расходов по приобретению оборудования, транспортных затрат. Основанием для сметного расчета служат следующие показатели:
1) договор на составление сметной документации с заказчиком;
2) проекты и ведомости всех видов работ;
3) спецификации и решения по организации очередности и производства строительства;
4) действующие сметные нормативы, а также цены на материалы, оборудование, транспортные расходы; постановления госуправления.
Проектно-сметное дело ведется по каждому зданию отдельно, будь то производственный корпус, вокзал, овощехранилище, клуб, жилой дом или сооружение (платформа, мост, тоннель, плотина). В смету включается также обустройство стройплощадки (эстакады, галереи), подсобный и вспомогательный инвентарь, оборудование, мебель, инженерные сети и общеплощадочные работы (благоустройство, озеленение, вертикальная планировка и др.).
Объектом строительства может выступать не только отдельное здание, но и их совокупность: группа водозаборных или очистных сооружений, блоков, цехов, резервуаров и др. При строительстве жилых и гражданских комплексов, производственных предприятий, наружные сети могут выступать в качестве отдельного объекта, со всеми вспомогательными сооружениями, подъездными путями и внутриквартальными дорогами.
Проектно сметное дело в строительстве подразумевает ведение строгой сметной стоимости строительства, то есть учета всех затрат инвестора, необходимых для возведения того или иного здания или сооружения. Утвержденный сметный расчет стоимости служит основанием для начала финансирования и формирования цен на строительную продукцию.
Проектно-сметное дело ведет учет даже за тем затратам, которые не предвидены в основном сметном расчете. Дополнительные затраты могут возникнуть как при самом строительстве, после уточнения некоторых условий или решений, или же во время разработки рабочей документации. Приложением к сметному расчету является пояснительная записка, из которой можно получить сведения о месте расположения застройки, сметных нормативах и стоимости работ, выполнявшихся при ее составлении, о нормах сметной прибыли и накладных расходах, расчете капиталовложений и др.
Организация проектного дела включает в себя комплексные проектные работы, проводимые по всем стандартам проектирования. Цены на эти работы могут устанавливаться фиксировано.
Проектно-сметное дело является первостепенной задачей при строительстве любого здания, поскольку без предварительной и тщательной подготовки невозможно построить серьезный объект. Организация проектного дела и есть сам проект, поскольку он включает в себя сбор, согласование и утверждение документации – без всего этого не обходиться ни одно строительство. Проектно сметное дело в строительстве является на сегодняшний день подтверждением законности всех мероприятий, связанных с архитектурой и застройкой, привлечением к строительству высококвалифицированных архитекторов и проектировщиков.
В строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ).Гражданский кодекс правомерно отражает взаимосвязь между технической документацией и сметой, как отдельными самостоятельными документами, и сметной стоимостью, как результатом сметных расчетов в строительстве. В других нормативных документах и в прочих административных указаниях по ценообразованию в строительстве, например, в Градостроительном кодексе Российской Федерации и в письмах Минрегиона РФ последнего периода, эти понятия смешиваются и отождествляются, что вносит хаос в понятийный и смысловой аппарат сметного нормирования и ценообразования строительства. Профессиональные основы сметного дела разделяют понятия «техническая документация», «смета» и «сметная стоимость».
Строительство, а тем более, экономические расчеты при планировании будущего строительства - составление смет, законодательно государством (исполнительными органами власти) не регулируется, а является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на положениях Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Составление сметы на строительство и расчеты сметной стоимости являются независимой коммерческой и профессиональной деятельностью специалистов в области строительного инжиниринга.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами (статья 2 ГК РФ), «осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свойриск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Всоответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора и понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Действующее законодательство - Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ, не содержит требования лицензирования деятельности по составлению сметной документации, так как эти работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и сооружений (письмо Минстроя России от 28.02.97 № БЕ-19-7/12).
Порядок определения цены как экономического обоснования стоимости будущего строительства устанавливается в статье 709 Гражданского кодекса РФ- «1. В договоре строительного подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. 3. Цена работы может быть определена путем составления сметы».Таким образом, по законодательству составление сметы не является обязательным условием определения стоимости строительства, а расчеты сметной стоимости определяются как один из равноправных вариантов формирования текущей цены строительства.
Строительная сметаявляется обобщающим понятием, объединяющим все виды экономических расчетов и обоснований в строительстве на этапах планирования, организации работ и учета расхода ресурсов при сооружении объекта и на период его полезной эксплуатации. Сметой устанавливаются как средние, общественно-необходимые затраты ресурсов, так и индивидуальные издержки производителей строительных работ и заказчиков строительства. Смета в строительстве может принимать разные формы и качества экономических расчетов в зависимости от поставленных задач, интересов потребителей - субъектов строительной деятельности, уровня управления проектом, этапов строительства, конъюнктуры рынка строительных ресурсов и услуг. В строительных сметах отражаются все элементы экономических обоснований, представляется исходная информация расчетов, источники ее получения и результаты составления сметы. Задачей сметных расчетов является определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для строительства объекта.
Сметная документация является итогом сметных расчетов, определенным образом оформленных материалов расчета потребности в ресурсах для основных этапов и уровней планирования и управления строительным проектом. Общепринятая публичная форма сметного расчета в строительстве реализуется в виде сметной документации, которая является собственностью заказчика, независимо от разработчиков - составителей сметного расчета.
Сметная стоимость является составной частью сметных расчетов, наиболее важным и значительным результатом разработки смет на строительство, и устанавливает потребность строительства в финансовых ресурсах. Физические показатели сметы (перечни и объемы работ, расход ресурсов, потребность в услугах) в натуральных измерителях определяются в полном объеме при проектировании строительства и являются постоянными, неизменяемыми характеристиками строительного проекта, а сметная стоимость может быть рассчитана на любой момент времени по новым текущим ценам на ресурсы и услуги в строительстве. Стоимостные показатели сметного расчета
- сметная стоимость строительства, используется только в преддоговорной период реализации инвестиционно-строительного проекта. После проведения конкурсов (торгов) и заключения подрядных договоров с исполнителями
- строительными и прочими организациями, правоотношения и взаиморасчеты между участниками строительства осуществляется только на основе договорной (контрактной)стоимости строительства.
Строительная смета
В «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования встроительстве в условиях развития рыночных отношений» - информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 № БЕ-19-21/12, были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве современной России:
«(п.1.1.) При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:
- гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
- возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;
- соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
- рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;
- возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
(п.1.5.) Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.»
Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными органами исполнительной власти. Насаждение в России административного порядка составления смет и внедрение нерыночных методов определения стоимости строительства привело к тотальной дискреции ценообразования строительства - неограниченной возможности должностных лиц решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.
В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: - «(п.10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».
Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями до настоящего времени, не прошел государственной регистрации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.
В рыночной системе ценообразования строительная сметаопределяется как экономический расчет потребности всех видов ресурсов, необходимых для осуществления строительства объекта. К ресурсам в сметном нормировании и ценообразовании относятся затраты живого труда, предметы и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и прочие ресурсы, используемые и уничтожаемые в процессе строительного производства для создания объектов недвижимости - зданий, сооружений, передаточных устройств. Порядок, методы и формы разработки строительных смет (сметные расчеты)не регламентированы, однако практика делового оборота сметного дела установила определенные правила составления смет и характеристики результатов сметного расчета в виде сметной документации с типовым содержанием, структурой и формами публикации.
По содержанию строительные сметы разделяются по методам получения важнейшего результата расчета - сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:
- по базисным расценкам на строительные работы с индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен - базисно-индексный метод;
- по расчетной потребности в ресурсах на строительство объекта и текущим региональным ценам на эти ресурсы - нормативный и проектный методы.
Базисно-индексный метод использует традиционные нормы, правила и порядок сметных расчетов директивного управления строительством с приведением базисной цены прошлых периодов к текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной стоимости. Такие модели сохраняют и переносят в настоящее время принципы ортодоксального затратного механизма административно-командной системы. Применяемые индексы пересчета базисной сметной стоимости (для 2000 года) в текущий уровень цен, разрабатываются не для отдельных строительных ресурсов или их номенклатурных групп, а для абстрактного набора ресурсов внормативно-технологических моделях (ПТМ) строительства. Базисно-индексный метод дает приблизительные и неопределенные по точности результаты планирования стоимости предстоящего строительства.
Сметные расчеты в текущих ценах используют сегодняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строительстве и требуют определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах измерения. Принципиальный порядок определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах - нормативный или проектный.
Нормативный метод сметного расчета устанавливает порядок расчета потребности на основе норм расхода ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных базах и показателей физических объемов для этих работ на объекте строительства. В нормативном методе сметного расчета объемы сметных работ принимаются по данным проекта строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные базы). Сметные нормы в действующих базах усредняют расход ресурсов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни сметных работ ограничены и укрупнены по отношению к реальным строительным работам и процессам. Сметная потребность в ресурсах, рассчитанная нормативным методом, оценивается приблизительно и зависит как от качества норм расхода ресурсов в сметно-информационных базах, так и от квалификации исполнителей - разработчиков смет, описывающих технологию строительства конкретного объекта в понятиях и терминах сметно-нормативных баз прошлых периодов.
Проектный метод предусматривает использование для определения потребности в ресурсах расчетных данных проектной документации строительства и любых нормативных или справочных материалов, кроме показателей расхода ресурсов в сборниках сметных норм. Проектная потребность в ресурсах на объект строительства определяется «прямым счетом» по данным проектных спецификаций, проектов производства работ, технологических карт, расчетов продолжительности строительства и прочей проектной информации в рабочей документации строительства конкретного объекта. Проектный метод устанавливает объективное, необходимое и достаточное количество строительных ресурсов и услуг в специфицированной номенклатуре, с максимально возможной точностью при качественной разработке проекта строительства.
Форма сметного расчета в строительстве не регламентирована. Практика делового оборота сметного дела установила табличную форму сметной калькуляции с выделением граф для исходных данных, промежуточных расчетных показателей и результатов расчета сметной стоимости строительства. Сметы в строительстве составляются, как правило, в двух форматах: технологическая и ресурсная формы сметного расчета.
Технологическая форма сметного расчета (технологическая смета) включает перечень строительных (монтажных, пусконаладочных, ремонтно-строительных, специальных) законченных рабочих процессов, необходимых по технологии и организации строительства объекта, в формулировке работ, принятой в действующих сметно-нормативных базах. По каждой сметной работе приводятся идентификационные характеристики из базы (основание - шифр работы, наименование, единица измерения), количественные показатели (объемы работ) по данным проекта строительства объекта и сметные нормы расхода основных ресурсов (затраты труда рабочих, стоимость прямых затрат и их составляющих) из сметно-нормативной базы. Калькулирование сметных затрат в технологической форме расчета выполняется по каждой строке перечня рабочих операций, по разделам и в целом по локальной смете. Потребность в материалах, деталях, конструкциях, строительных машинах и оборудовании, других ресурсов в натуральных единицах измерения (ведомость «Выборка ресурсов по смете») не обязательна, но может рассчитываться по данным технологического формата и включаться в состав сметной документации нормативного метода составления строительных смет.
Ресурсная форма сметного расчета (ресурсная смета) составляется в формате расцененной ведомости всех необходимых ресурсов и услуг на строительство объекта. Сметная потребность в ресурсах определяется по проектным данным, с добавлением трудноустанимых и неустранимых потерь, а цена на ресурсы принимается в текущим уровне оптовых цен для территории, где осуществляется строительство. В составе ресурсной сметы отдельно выделяется расчетная потребность в ресурсах и сметная стоимость логистических затрат на доставку материальных ресурсов на строительные площадки, а также расход ресурсов и затраты на работы внутрипостроечного транспорта материалов. Калькулирование сметной стоимости строительства в ресурсной форме выполняется по каждой строке перечня ресурсов, по разделам и в целом по локальной смете. Ресурсная форма сметного расчета применяется при разработке строительных смет проектным методом. Сметный перечень технологических операций на объекте строительства при использовании ресурсной формы сметного расчета не составляется.
Сметная документация
Публичная форма сметного расчета - сметная документация на проект строительства, установлена практикой делового оборота в стране и сохраняет роль и значение единой экономической информации, необходимый всем потребителям на период строительства. Сметная документация разрабатывается в соответствии с техническим заданием заказчика, который является правообладателем всех сметных расчетов по объекту строительства. Сметная документация как публичная форма результатов составления смет в строительстве, должна иметь строго установленные параметры, необходимые и достаточные для однозначного понимания и интерпретации результатов сметного расчета всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сметная документация в строительстве обозначается как «Смета...» с указанием вида строительства и идентификационных характеристик объекта строительства. Сметная документация в строительстве включает комплект расчетных материалов - стандартных форм сметных калькуляций и расчетных ведомостей с дискрептивными пояснениями, в объеме и перечне, установленным техническим заданием заказчика. Отдельные формы расчетов в сметной документации обозначаются как «смета» с указанием значащего признака принадлежности к общепринятому виду регистрации и публикации результатов сметного расчета.
Основные виды смет в сметной документации, используемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные расчеты сметной стоимости по этапам строительства - концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные законченные и обособленные компоненты самого сметного расчета - локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта.
Состав и содержание сметной документации меняется в соответствии с уровнями управления и этапами определения сметных показателей строительства. На начальном этапе реализации инвестиционно-строительного проекта выполняются расчеты обоснования инвестиций, и формируется концептуальная смета - ориентировочная сметная стоимость строительства. Концептуальная смета инвестора разрабатывается в произвольной форме экономического расчета на основе укрупненных сметных показателей стоимости строительства и цены строительства по объектам-аналогам.
На этапе проектирования и планирования базовой стоимости строительства разрабатывается тендерная документация заказчика(тендерная смета) в форме стандартной сметной документации. Заказчик может разработать тендерную документацию в любой произвольной форме, удобной для планирования и контроля строительства инвестором и заказчиком-застройщиком, например, в формепообъектного и поэтапного графика строительства и финансирования. Базовая сметная стоимость объектов строительства устанавливается в процессе разработки тендерной документации и является основой предложения заказчика цены строительства на конкурсных торгах (тендерах) на подрядные строительные работы. В преддоговорной период строительные организации - участники конкурса на подрядное строительство, выполняют собственные расчеты стоимости предстоящего строительства в произвольной форме на основе проектных данных строительства, общих и фирменных сметных норм, рыночных цен на ресурсы, технических и финансовых возможностей организации.
Исполнительная сметная документация (исполнительная смета) составляется подрядчиком после заключения подрядного договора и установления договорной цены строительства или порядка её определения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации только такая сметная документация имеет значение нормативного документа, легитимно регулирующего финансовые и прочие взаимоотношения сторон - «В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком» (пункт 3 статья 709 ГК РФ). Послеутверждения исполнительной сметы заказчиком все изменения и добавления в смете, а также исправления ошибок и корректировка результатов расчета относится к компетенции заказчика и выполняется за его счет. При разработке исполнительных смет строительные подрядчики могут использовать сметные расчеты базовой стоимости - формы тендерной документации заказчика, или выполнять собственные расчеты по правилам и нормативам фирменной сметно-информационной базы и текущей конъюнктуры регионального рынка строительных ресурсов. В состав исполнительной сметной документации могут включаться, кроме форм стандартной сметной документации, календарные и сетевые графики строительства, планы материально-технического снабжения, объемы и сроки расчетов за выполненные строительные работы. Итогом разработки исполнительной сметной документации строительства является график строитель