Компоновка катка ду-49а
Каток ДУ-49А имеет жесткорамную конструкцию. Основными узлами катка являются рама, подмоторная рама, двигатель, коробка передач, рычаги управления, редуктор, передние и задний вальцы, топливная и гидравлическая системы. Размещение узлов и агрегатов катка представлено на рис. 11.9.
Рис. 11.9. Общий вид катка ДУ-49А:
1 - рама; 2 - устройство для очистки и смачивания вальцов; 3 - гидроцилиндр;
4 - топливный бак; 5 - кнопка; 6 - тент; 7 - рычаг управления катком;
8 - двигатель; 9 - подмоторная рама; 10 - коробка передач; 11 - редуктор;
12 - задний валец; 13 - средний валец; 14 - дополнительный валец
Рама представляет собой сварную конструкцию из листового фасонного проката и стального литья, на которой смонтированы все узлы и механизмы катка.
Уплотнение покрытия производится вальцами, которые одновременно являются ходовой частью катка.
Задний валец ведущий, два передних ведомые. В вальцах предусмотрены специальные ёмкости для заполнения балластом. В качестве балласта применяется песок с водой.
Ведущий валец представляет собой сварную конструкцию из листового проката и стального литья. На одной из литых ступиц закреплена бортовая шестерня, находящаяся в зацеплении с цилиндрической шестерней редуктора. Валец вращается на конических подшипниках, установленных на оси, которая закреплена на опорах, установленных на раме катка.
Средний валец представляет собой сварную конструкцию из листового проката и состоит из двух секций, которые вращаются вокруг неподвижной оси на конических роликоподшипниках. Такая конструкция дает возможность поворота вальцов и предотвращает сдвиг уплотняемого материала. Ось вальца неподвижно закреплена в опорах рамки болтами. Рамка вальца жестко связана с рамой катка через вилку и шкворень, который установлен на конических подшипниках.
Работа катка ДУ-49А
Для достижения безволновой укатки покрытий дорожного полотна на катке установлен дополнительный валец. Конструкция его аналогична конструкции среднего вальца.
Силовая установка катка ДУ-49Б предназначена для преобразования тепловой энергии используемого для работы топлива в механическую энергию коленчатого вала двигателя. Кинематическая схема катка приведена на рис. 11.10.
Рис. 11.10. Кинематическая схема катка ДУ-49А:
1 - двигатель; 2 - коробка передач; 3 - карданный вал; 4 - бортовой редуктор;
5 - ведущий валец
В агрегатах трансмиссии получаемый от двигателя крутящий момент преобразуется по величине и направлению, передается для привода рабочих органов катка и вспомогательного оборудования.
Двигатель закреплен на подмоторной раме с помощью кронштейнов. Крутящий момент от двигателя передается к ведущему вальцу через силовую передачу, состоящую из гидромеханической коробки передач карданного вала и бортового двухступенчатого редуктора, который через бортовую шестерню непосредственно связан с ведущим вальцом.
Коробка передач гидромеханическая. Она закреплена на подмоторной раме болтами с помощью двух опор, с бортовым редуктором соединена карданным валом.
Наличие гидротрансформатора является отличительной особенностью трансмиссии катка. Гидротрансформатор (рис. 11.11) предназначен для бесступенчатого увеличения крутящего момента, передаваемого от двигателя на трансмиссию катка, и предохранения двигателя от перегрузок при возникновении циркуляции мощности, реактивных моментов в агрегатах трансмиссии и резком изменении сил сопротивления движению катка во время его работы.
|
Гидротрансформаторы относятся к гидродинамическим передачам, принцип действия которых основан на отсутствии жесткой связи между ведущими и ведомыми элементами. Передача крутящего момента происходит в результате гидродинамического взаимодействия между насосным и турбинным колесами гидротрансформатора посредством рабочей жидкости, имеющей определенные вязкостные свойства.
Бортовой редуктор двухступенчатый цилиндрический служит для передачи крутящего момента от коробки передач на ведущий валец.
Поворот катка осуществляется гидроцилиндром через рычаги, установленные на шкворне ведомых вальцов.
Каток имеет рычаги управления двигателем, коробкой передач, тормозом и поворотом вальцов. Все рычаги управления сосредоточены на рабочем месте машиниста. Для контроля за работой катка имеются контрольные приборы, размещенные на щитке приборов.
Самоходный каток с изменёнными параметрами вибрации ДУ-62 предназначен для послойного уплотнения предварительно спланированных насыпных грунтов, гравийно-щебенчатых материалов на строительстве дорог, аэродромов и гидротехнических сооружений при температуре окружающей среды от -10 до +400С.
Каток ДУ-62 (рис. 11.12) с изменяемыми параметрами вибрации представляет собой самоходную машину с шарнирно сочлененной ходовой частью, приводимую в движение двигателем внутреннего сгорания и гидрообъемной трансмиссией. В состав ходовой части катка входят следующие основные агрегаты: вибрационный валец с полурамой и полурама заднего моста с пневмоколесами.
Рама силового агрегата и полурама вибровальца соединены шарнирным сочленением с вертикальной осью, расположенной на равном расстоянии от осей пневмоколес и вибровальца.
Рама представляет собой жесткую сварную металлоконструкцию из листового и фасонного проката. На ней монтируются узлы механизма катка. Внутренние полости рамы образуют два блока - гидробак и топливный, к которому крепится шарнир сочленения.
На наружных поверхностях рамы имеются крышки, закрывающие окна, предназначенные для доступа к аккумуляторам, пневмосистеме, электропроводке. Подмоторная рама крепится на основной раме в четырех точках через резинометаллические амортизаторы. Шарнир сочленения монтируется в двух проушинах, приваренных к раме силового агрегата. Вращение шарнира вокруг горизонтальной оси необходимо при наезде вибровальца на неровности уплотняемой поверхности. Вертикальная ось шарнира служит для поворота катка при движении. Угол поворота вправо и влево составляет по 350.
Рабочим уплотняющим органом катка является жесткий металлический вибровалец, в котором смонтирован вибровозбудитель. Вибровалец имеет изменяемые параметры вибрации. Рама вибровальца сварной конструкции.
На катке установлен двухчастотный регулируемый вибровозбудитель, состоящий из двух пар дебалансов. Изменяя направление потока рабочей жидкости, в гидросистеме работы вибратора, дебалансы автоматически поворачиваются относительно друг друга на угол до 1300, при этом вынуждающая сила уменьшается до 110 кН.
Пневмосистема катка служит для включения блокировки заднего моста и накачки шин.
Система электрооборудования катка однопроводная. Источником электроэнергии на катке является генератор. Каток оборудован проблесковым маячком.
Кабина двухместная со стеклоочистителями, с местами для установки термоса, аптечки, вешалкой для одежды. Сиденье моториста полужесткое с подушкой и спинкой с регулировкой по массе и высоте.
Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам осуществляется через узлы и агрегаты гидрообъемной трансмиссии.
Силовая установка включает в себя двигатель А-01М с радиатором и глушителем, раздаточный редуктор, два аксиально-поршневых регулируемых насоса, два шестеренных насоса и механизм управления насосами. Силовая установка выполнена в одном жестком блоке и монтируется на подмоторной раме в трех точках.
Рис. 11.12. Общий вид катка ДУ-62:
1 – редуктор; 2 - установка заднего моста; 3 - силовая установка; 4 - облицовка;
5 - топливная система; 6, 7 – пневмооборудование; 8 - установка электрооборудования; 9 - управление двигателем; 10 - управление насосами; 11 - основание кабины; 12 - рулевое управление; 13 - шарнир сочленения; 14 - разводка гидропривода; 15 - вибровалец; 16 - рама вибровальца
Главная передача, дифференциальный механизм и полуоси объединены в общий картер и составляют ведущий мост.
Работа катка ДУ-62
Вращение коленчатого вала двигателя через муфту сцепления передается на ведущую шестерню первичного вала раздаточного редуктора. От шестерни первичного вала крутящий момент передается на шестерню, связанную через зубчатые муфты с регулируемым насосом, обеспечивающим работу гидрообъемного привода трансмиссии, вибровальца и вибровозбудителя. Гидрообъемный привод обеспечивает бесступенчатое изменение скорости движение катка и его плавное реверсирование.
Статическое давление рабочей жидкости от гидронасоса по гидромагистралям передается на гидромотор привода одноступенчатого цилиндрического редуктора, от него на карданный вал и планерный редуктор заднего моста. От этого же насоса крутящий момент передается на гидромотор конического редуктора привода вибровальца. Гидромотор привода конического редуктора установлен соосно с валом вибровозбудителя.
От гидронасоса жидкость поступает в гидравлический контур привода рулевого управления. Рулевой привод включает в себя два рулевых колеса, две рулевые колонки, гидроруль, два гидроцилиндра, предохранительный клапан и цепную передачу.
Механизм управления катком расположен в зоне рабочего места моториста. Управление реверсированием и движением катка осуществляется одним рычагом, связанным через систему рычагов со штоками гидроусилителей регулируемых насосов. Управление тормозом гидравлическое, производится через гидрораспределитель.
Гидросистема катка включает два силовых контура с закрытой циркуляцией рабочей жидкости и рулевое управление. Каждый силовой контур имеет регулируемый насос с гидроусилителем управления и клапанной коробкой, предназначенной для подпитки, обмена рабочей жидкости в контуре и предохранения насоса от перегрузки. Управление насосами механическое и осуществляется одним рычагом.
Гидролинии регулируемого насоса в транспортном положении постоянно подключены к гидромотору привода заднего моста. В рабочем положении к насосу подключается также гидромотор привода хода вибровальца с помощью распределителя. Насос соединен с гидромотором привода вибровозбудителя.
В фильтрах гидросистемы применены фильтроэлементы «Реготмас».