Основные сведения о магистральных трубопроводах технологии перекачки нефти и газа
2.1. Основные сведения о магистральных трубопроводах. Классификация магистральных трубопроводов
Магистральные трубопроводы - это капитальные инженерные сооружения, рассчитанные па длительный срок эксплуатации и предназначенные для бесперебойной транспортировки на значительные расстояния природных и искусственных газов (в газообразном или сжиженном состоянии), нефти, нефтепродуктов, воды, твердых и сыпучих тел, взвешенных в потоке воздуха или воды, от мест их добычи, переработки, забора (начальная точка трубопровода) к местам потребления (конечная точка).
В настоящее время все вновь строящиеся, а также реконструируемые магистральные трубопроводы и отводы от них условным диаметром до 1400 мм включительно с рабочим давлением не выше 10 МПа должны проектироваться с учетом основных положении строительных норм и правил.
Эти нормы не распространяются на трубопроводы, прокладываемые внутри городов и населенных пунктов, на участках вечномерзлых грунтов, в районах морских акваторий, а также в районах с повышенной сейсмичностью интенсивностью 8 баллов и более для подземных и 6 баллов и более для надземных трубопроводов.
Магистральные газопроводы в зависимости от нормативного рабочего давления делятся на два класса:
· I класс - 2,5 МПа (кгс/см2 ) < р ≤ 10 МПа (кгс/см2);
· II класс – р ≤ 2,5 МПа (кгс/см2).
Магистральные нефтепродуктопроводы в зависимости от условного диаметра Dу подразделяются па четыре класса:
· I класс - 1000 мм < Dу ≤ 1400 мм;
· II класс - 500 мм < Dу ≤ 1000 мм;
· III класс -300 мм < Dу ≤ 500 мм;
· IV класс - Dу ≤ 300 мм.
Чем выше класс трубопровода, тем большую опасность он представляет в случае разрушения и тем, будут большие расстояния от оси трубопровода до близлежащих населенных пунктов, промышленных предприятий, а также отдельных зданий и сооружений.
Конструктивные схемы прокладки линейной части трубопроводов
Основной составляющей магистрального трубопровода является линейная часть - непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секции и уложенная вдоль трассы тем или иным способом.
В настоящее время существуют следующие принципиально различные конструктивные схемы прокладки магистральных трубопроводов:
· подземная,
· полуподземная,
· наземная,
· надземная.
Выбор той или иной схемы прокладки определяется условиями строительства и окончательно принимается на основании технико-экономического сравнения различных вариантов.
Подземная, схема укладки является наиболее распространенной (98% от общей протяженности) и предусматривает укладку трубопровода и грунт па глубину, превышающую диаметр труб. При подземной укладке достигается максимальная механизация работ всех видов, не загромождается территория и после окончания строительства используются пахотные земли, отсутствует воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков, трубопровод находится в стабильных температурных условиях. Однако па участках с вечномерзлыми, скальными и болотистыми грунтами данная схема укладки является неэкономичной из-за высокой стоимости земляных работ. Кроме того, необходимость специальной балластировки (особенно газопроводов) на участках с высоким стоянием грунтовых вод и надежного антикоррозионного покрытия от почвенной коррозии значительно удорожает стоимость строительства.
Полуподземная схема укладки применяется при пересечении трубопроводом заболоченных и солончаковых участков, при наличии подстилающих скальных пород. Трубопровод укладывается в грунт на глубину менее диаметра с последующим обвалованием выступающей части.
Рисунок 1 - Подземная и полуподземная схемы укладки:
а - с вертикальными боковыми откосами;
б - комбинированная траншея;
в - наклонными боковыми откосами;
г - пригрузка одиночными грузами;
д - пригрузка металлическими винтовыми анкерными устройствами;
е - полуподземная схема укладки.
Наземная схема укладки в насыпи преимущественно используется в сильно обводненных и заболоченных районах. При всех ее преимуществах недостатком является слабая устойчивость грунта насыпи и устройство большого числа водопропускных сооружений.
Рисунок 2 - Наземная схема укладки:
1- трубопровод; 2 - торфяная или хворостяная подготовка;
3 - обвалование или насыпь из песчаного грунта; 4 - лежневая дорога;
5 - противопожарная канава.
Надземная прокладка как линейной части магистральных трубопроводов, так и отдельных его участков рекомендуется в пустынных районах, районах горных выработок и оползней, на участках вечномерзлых грунтов и болот III типа, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия. При надземной прокладке сводится к минимуму объем земляных работ, отпадает необходимость в дорогостоящей пригрузке и в устройстве защиты от почвенной коррозии и блуждающих токов. Однако надземная укладка имеет недостатки: загроможденность территории, устройство опор, специальных проездов для техники и миграции животных и значительная подверженность трубопровода суточному и сезонному колебаниям температуры, что требует принятия специальных мер.
2.2. Трассы магистрального трубопровода
Трассы магистрального трубопровода разделяются по категориям.
Магистральные трубопроводы проходят по участкам с различным рельефом местности, с различными гидрогеологическими условиями, пересекают водные преграды, автомобильные и железные дороги, электрические подземные кабели и воздушные высоковольтные линии электропередач, линии сияли и т. д.
Поэтому в зависимости от условий работы трубопровода, а также для безопасности расположенных вблизи трассы объектов согласно СНиП линейная часть и отдельные участки магистральных трубопроводов подразделяются па пять категорий - В, I, II, III и IV. В каждой категории предъявляются определенные требования к прочности трубопровода, к контролю качества сварных соединении, предварительным гидравлическим испытаниям и типам изоляционного покрытия.
Категорийность линейной части магистральных трубопроводов и их участков зависит от вида транспортируемого продукта и условного диаметра трубопровода.
Рисунок 3 - Надземная схема укладки линейной части магистрального трубопровода:
а - трубопровод с компенсаторами;
б - трубопровод в виде зигзагообразного самокомпенсирующего контура;
в - упругоискривленный самокомпенсирующий трубопровод;
г - трубопровод со слабоизогнутыми участками;
1- трубопровод; 2 - промежуточная продольно-подвижная опора;
3 - неподвижная опора; 4 - П- образный компенсатор;
5 - промежуточная или скользящая опора; 6 - шарнирная опора;
7 - свободноподвижная опора; 8 - слабоизогнутый участок (компенсатор);
Рисунок 4 - Надземная прокладка отдельных магистральных трубопроводов:
Блочные системы:
а - однопролетный трубопровод;
б - многопролетный трубопровод в обычных грунтах;
в - многопролетный трубопровод на земляных призмах;
г - трубопровод с П пли Г-образным компенсатором.
Арочные системы:
д - однотрубный переход по круговой или параболической форме очертания оси;
е - треугольный;
ж - трапецеидальный.
Висячие системы:
з - вантовый переход;
и - гибкий переход;
к - самонесущий переход
РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Расчет технологических параметров нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
Технологический расчет трубопроводов, по которым перекачиваются нефть и нефтепродукты, имеющие постоянную температуру по длине всего трубопровода, включает определение оптимальных параметров:
· диаметра трубопровода,
· давления на нефтеперекачивающих станциях и числа насосных станций;
· расстановку НС вдоль фиксированной трассы трубопровода;
· определение режимов перекачки.
Гидравлический расчет трубопровода при изотермическом режиме перекачки выполняют по основным формулам, устанавливающим взаимосвязь между перечисленными факторами.
Пропускная способность нефтепровода (Q - объемная или G - массовая) является основной исходной величиной для гидравлического расчета
(1)
где ρt - расчетная плотность нефтепродукта,
(2)
где ρ20 - плотность нефтепродукта при 20° С; ξt - температурная поправка,
(3)
Средняя скорость движения нефтепродукта по трубопроводу с расходом связана соотношением
(4)
где Fсв - площадь поперечного сечения трубы в свету; Dв - внутренний диаметр трубопровода.
Учитывая значения Q и Fсв определим внутренний диаметр трубопровода
(5)
Имея заданную пропускную способность трубопровода и приняв среднюю скорость ориентировочно равной 1-2 м/с, можно выбрать рациональный диаметр трубопровода , который в последующем оптимизируется с учетом не только всех технических параметров, но и экономической эффективности всей системы трубопровода. Потери напора от трения жидкости hr по длине трубопровода определяются по формуле Дарси—Вейсбаха
(6)
где λтр- коэффициент гидравлического сопротивления; L - длина трубопровода; g - ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с2).
Гидравлический режим течения жидкости по трубопроводу при заданных пропускной способности Q, длине L и внутреннем диаметре Dв трубопровода характеризуется числом Рейнольдса
(7)
где ν, μ - соответственно кинематический и динамический коэффициент вязкости нефтепродукта.
При ламинарном течении λтр определяется по формуле Стокса
(8)
Ламинарный режим сохраняется до Re ≈ 2320, при 2320 < Re ≤ 2800 существует так называемый переходный режим. Коэффициент λтр при этом можно определять по формуле
(9)
При турбулентном режиме течения (Rе > 2800) коэффициент λтр можно определить по формулам.
Гидравлический уклон i есть потеря напора на трение на единицу длины трубопровода
(10)
где m - коэффициент, характеризующий режим течения (для ламинарного режима m = 1, для переходного режима m = 0,25, для турбулентного режима m = 0).
Если трубопровод имеет параллельно действующую нитку (трубопровод - лупинг), то гидравлический уклон на участке установки лупинга
(11)
где i - гидравлический уклон трубопровода без лупинга; Dл - диаметр лупинга; Dв - диаметр основной магистрали.
Для трубопровода, имеющего вставку другого диаметра Dвс, гидравлический уклон
(12)
где i - гидравлический уклон основного трубопровода.
Суммарный расход на сдвоенном участке равен расходу в одиночном трубопроводе
(13)
где Q - расход в одиночном трубопроводе; Qл - расход и лупинге,
(14)
где Qм - расход в основной магистрали на сдвоенном участке,
(15)
Потери напора в трубопроводе с лупингом длиной xл и диаметром Dл определяются по формуле
(16)
где
(17)
Если Dл = Dв, то при ламинарном течении ω = 0,5; при турбулентном течении в зоне гидравлически гладких труб ω = 0,296; в зоне квадратичного закона сопротивления ω = 0,25.
Потери напора в трубопроводе, имеющем вставку, определяются аналогичным образом:
(18)
где
(19)
xвс - длина вставки
Потери на местные сопротивления определяют по формуле
(20)
где ξм.с - коэффициент местного сопротивления. Для магистральных трубопроводов потери напора в местных сопротивлениях незначительны и их принимают равными 1 - 2% от потерь на трение.
Полные потери напора в трубопроводе
(21)
где ∆Z = Z2 – Z1; Z1 и Z2 – геодезические отметки начала и конца трубопровода.
Число НС ( насосных станций) вдоль фиксированной трассы трубопровода определяется следующим образом:
(22)
где
(23)
[р] - допускаемое давление для труб с толщиной стенки δ.
Определив гидравлический уклон в трубопроводе, формулу можно представить в виде
(24)
Расчетное число насосных станций nн.с , как правило, получается дробным и может быть округлено как в сторону большего числа nн.с , так и в сторону меньшего nн.с . При округлении числа станций в сторону увеличения изменяется Q. Увеличение расхода подсчитывается по формуле
(25)
При округлении числа станции в сторону уменьшения для обеспечения заданной пропускной способности Q предусматривают лупинг длиной хл
(26)
В случае применения вставки большего диаметра существует аналогичная формула, в которой вместо хл и iл следует принимать хвс и iвс. Гидравлические уклоны iл и iвс определяются по формулам .
3.2. Расчет толщины стенки трубопровода
Номинальная толщина стенки трубопровода определяется согласно СНиП следующим образом:
(27)
Если же при этом продольные осевые напряжения σпр N, определяемые от расчетных нагрузок и воздействий, например для прямолинейных бесконечных трубопроводов от воздействия температуры и внутреннего давления,
(28)
будут иметь отрицательное значение (σпр N < 0), то величина δ корректируется по формуле
(29)
где ψ1 – коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб, определяемый при сжимающих продольных осевых напряжениях (σпр N < 0) по формуле
(30)
Толщина стенки трубопровода, определяется по формулам, округляется в большую сторону до ближайшей в сортаменте труб. В формулу следует подставлять значение δ, округленное по сортаменту.
Принятая толщина стенки труб должна быть не менее 1/140 значения наружного диаметра труб и не менее 4 мм, т.е. удовлетворять условиям
(31)
Приведенная методика расчета толщины стенки трубопровода представляет собой итерационный процесс, так как в выражение для определения σпр N требуется подставить значение δ, после чего значение принимаемой толщины стенки по сортаменту может измениться и вычисления приходится повторять с новым значением δ.
Рекомендуется следующая формула для определения толщины стенки трубопровода, позволяющая обойтись без последующих итераций:
(32)
3.3. Расчет устойчивости трубопровода на болотах при различных способах балластировки
Трубопровод, укладываемый в болотистом и обводненном грунте, должен быть закреплен против всплытия, если он имеет положительную плавучесть.
Трубопровод закрепляют одиночными утяжеляющими железобетонными и чугунными грузами, сплошным о бетонированием, металлическими винтовыми анкерными устройствами и засыпкой минеральным грунтом. Проверка против всплытия трубопроводов, прокладываемых на обводненных участках, выполняется по расчетным нагрузкам и воздействиям из условия
(33)
где Б - необходимая величина пригрузки или расчетного усилия анкерного устройства, приходящаяся на трубопровод длиной 1 м; Км - коэффициент безопасности по материалу, принимаемым равным для анкерных устройств 1; для железобетонных, чугунных грузов 1,05; при сплошном о бетонировании в опалубке 1,07; при сплошном о бетонировании методом торкретирования 1,1; при балластировке грунтом -,2; Кн.в - коэффициент надежности при расчете устойчивости положения трубопровода против всплытия, принимаемый равным для болот и периодически заливаемых участков 1% обеспеченности Кн.в=1,05; qдоп - расчетный вес продукта на воздухе, дополнительных обустройств в воде, а также обледенения в воде при транспортировке продукта с отрицательной температурой; qв - расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод (с учетом изоляции), определяемая по формуле
(34)
Dтр - наружный диаметр трубы с учетом изоляционного покрытия; ρв - плотность воды с учетом растворенных солей и взвешенных частиц грунта,
ρв = 1100 ÷ 1150 кг/см3;
qтр - расчетный вес трубопровода (с учетом изоляции) на воздухе,
qтр = qсв + qиз (35)
qсв - собственный вес трубы; qиз = qл + qбр - вес изоляционного покрытия; qл - вес липкой лепты; qбр - вес оберточного слоя (бризола).
Расстояние между отдельными грузами балластировки трубопровода определяется по формуле
(36)
где Qг.ср - средний вес одного груза в воздухе; Vг.ср - фактическим объем груза:
для железобетонных грузов
(37)
для чугунных
(38)
Рисунок 5 - Железобетонный седловидный груз
Рисунок 6 - Чугунный кольцевой груз
Параметры одиночных грузов приведены на рисунках и в таблицах
таблица 2
Железобетонные седловидные грузы для балластировки трубопроводов | ||||||||
Наружный диаметр трубопроводов | Масса груза, кг | Размеры, мм | ||||||
A | b | c | d | R | ∆ | h | ||
таблица 3
Чугунные кольцевые грузы для балластировки трубопроводов | ||||||||
Наружный диаметр трубопровода, мм | Масса груза, кг | Размеры, мм | ||||||
R1 | R2 | R3 | A | M | d | l | ||
6 30 | ||||||||
1 020 |
таблица 4
Значение коэффициента kгр | ||
Группа грунта | Грунты | Коэффициент несущей способности грунта |
I | Мягкопластичные глины и суглинки, пластичные супеси | |
II | Пески мелкие, плотные и средней плотности, маловлажные, влажные и водонасыщенные; полутвердые тугопластичные глины и суглинки | |
III | Пески гравелистые, крупные е средней зернистости, маловлажные, влажные и водонасыщенные; твердые супеси, глины и суглинки |
При сплошном обетонировании требуемый наружный диаметр забалластированной трубы определится из выражения
(39)
где ρб – плотность бетона, кгс/м3 ; Dиз – диаметр заизолированного трубопровода.
Рисунок 7 - Винтовое анкерное устройство
При балластировке металлическими винтовыми анкерными устройствами расчетное усилие (допускаемая нагрузка) Банк определяется по формуле
(40)
где Zанк - число анкеров в одном анкерном устройстве; kгр - коэффициент несущей способности грунта, в котором находятся лопасти анкеров; mанк - коэффициент условий работы анкерного устройства, принимаемый равным 0,5 при Zанк ≤ 2 и 0,4 при Zанк > 2; Nанк - максимальная (критическая) нагрузка на одни винтовой анкер, завинченный в грунт I группы на глубину не менее шести диаметров лопасти
таблица 5
Подбор анкеров | |
Диаметр анкера, мм | Максимальная (критическая) нагрузка на одни винтовой анкер Nанк , кгс |
Расстояние между анкерами
(41)
Дополнительно определяется расстояние между анкерами из условия прочности
(42)
где R2 - расчетное сопротивление трубной стали; W - осевой момент сопротивления поперечного сечения трубы; Рпл - положительная плавучесть,
(43)
Vв – объем воды, вытесненной 1 м трубы с учетом изоляции,
(44)
δиз - толщина изоляционного покрытия.
Рисунок 8 - Расчетная схема балластировки трубопровода минеральным грунтом:
1 - начальная форма засыпки; 2- измененная форма засыпки; 3 - линия передачи давления; 4 - трубопровод
При замене слабого торфяного грунта минеральным всплытию трубопровода будет противостоять вес призмы грунта над ним. Уравнение устойчивости трубопровода в этом случае будет
(45)
где ρсух — плотность сухого песка; hн — проектная высота насыпи; Dтр — диаметр сооружаемого трубопровода; hs — осадка насыпи,
(46)
Вн - ширина насыпи поверху;
ан - угол откосов насыпи после засыпки, ан = 40÷45°;
А - коэффициент, равный 0,088 для болот II типа; 0,193 для болот I типа.
3.4. Изделия для закрепления трубопроводов против всплытия
Для закрепления (балластировки) трубопроводов, прокладываемых через водные преграды, на заболоченных и обводненных участках, должны предусматриваться утяжеляющие навесные и кольцевые одиночные грузы, скорлупообразные грузы, сплошные утяжеляющие покрытия, балластирующие устройства с использованием грунта и анкерные устройства. В особо сложных условиях Западной Сибири и Крайнего Севера при соответствующем обосновании для балластировки подводных переходов трубопроводов диаметром 1020 мм и более в русловой части допускается применять чугунные кольцевые грузы.
Все изделия, применяемые для закрепления трубопроводов, должны обладать химической и механической стойкостью по отношению к воздействиям среды, в которой они устанавливаются.
Навесные утяжеляющие одиночные грузы должны изготавливаться в виде изделий из бетона, особо тяжелых бетона и железобетона и других материалов с плотностью не менее 2200 кг/куб.м (для особо тяжелых бетонов не менее 2900 кг/куб.м ).
Каждый груз подлежит маркировке масляной краской с указанием массы и объема груза, а грузы, предназначенные для укладки в агрессивную среду, маркируются дополнительным индексом.#G1
#G0Номинальная масса утяжеляющего бетонного груза устанавливается проектом.
Кольцевые одиночные утяжеляющие грузы должны изготавливаться из чугуна, из железобетона или других материалов в виде двух половин.
Каждый полугруз подлежит маркировке масляной краской с указанием массы и наружного диаметра трубопровода, для которого предназначен этот груз.
Скорлупообразные грузы следует предусматривать из железобетона в виде продольных частей цилиндрической оболочки.
Анкерные устройства изготавливаются из чугуна или стали, обеспечивающих механическую прочность и возможность соединения их между собой.