Назначение, область применения, классификация, устройство, технические характеристики и работа лесопильных средств
Лесопильные средства предназначены для механизации работ по распиловке бревен на доски (обрезные и необрезные) и брусья (двух- и четырехкантные), используемые в дальнейшем для изготовления различных деревянных конструкций и сооружений.
Лесопильные средства по принципу действия и конструктивному выполнению подразделяются на лесопильные рамы, круглопильные, ленточнопильные и цепнопильные станки.
Лесопильная рама (рис. 8.6, а) представляет собой рамку с натянутыми пилами, совершающую возвратно-поступательное движение в вертикальной плоскости, на которую с постоянной скоростью или толчками подается бревно.
Рис. 8.6. Принципиальные схемы основных типов средств
продольного пиления
Основным достоинством лесопильных рам является простота компоновки многопильных поставов, что обеспечивает возможность получения за один проход бревна определенного количества необрезных досок или двухкантных брусьев.
Круглопильные станки(рис. 8.6, б) в зависимости от конструктивного выполнения могут применяться как для продольного, так и поперечного пиления. Рабочий процесс осуществляется пильным диском, вращающимся на валу с постоянной угловой скоростью. Подача в таких станках может происходить как за счет надвижки бревен на пилу (продольное пиление), так и пилы на бревно (чаще при поперечном пилении).
Одним из недостатков этих станков является конструктивная трудность создания многопильных поставов. Существующие однопильные станки имеют высокую производительность только при распиливании бревен на одно- и двухкантные брусья, за что они и получили название «шпалорезок». При распиливании бревен на доски производительность этих станков ниже, чем у лесопильных рам из-за необходимости многократного пропуска бревен через станок.
К существенным недостаткам круглопильных станков, кроме того, следует отнести: трудность подготовки пил к работе (рихтовку), вибрирование пил при большом числе оборотов, что ведет к увеличению ширины пропила (трудоемкости процесса резания) и к снижению полезного выхода древесины, а также большой расход пил из-за выбраковки их по минимально допустимым размерам диаметра.
Все отмеченные недостатки ограничивают применение круглопильных станков при продольном пилении.
Ленточнопильные станки (рис. 8.6, в) представляют собой два быстровращающихся шкива (ведущий и натяжной), охватываемые пильным полотном, спаянным в бесконечную ленту. Подача обычно производится за счет надвижки обрабатываемого материала на пилу.
Ленточные станки имеют ряд недостатков, которые ограничивают их применение в дорожных войсках. Станки имеют большие габариты и массу. В станках отсутствует возможность установки многопильного постава. Этот недостаток устраняется снабжением станков сменными ступенчатыми шкивами или за счет последовательной установки нескольких однопильных станков, смещенных относительно предыдущего на толщину, что приводит к утяжелению агрегата в целом. Серьезным недостатком является также сложность пайки оборванных пил, особенно в полевых условиях.
Цепнопильные станки(рис. 8.6, г), рабочий орган которых, выполнен в виде вертикально поставленных цепных пил, обеспечивает большую производительность, чем ленточные станки, однако применение их ограничивается трудностями создания качественных цепных пил для продольного пиления.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что основным средством для распиловки бревен являются лесопильные рамы.
Лесопильные рамы предназначены для распиловки бревен на брусья и доски. В дорожных войсках используются лесопильные рамы ЛРВ-1 и ЛРВ.
Лесопильная рама ЛРВ-1(рис. 8.7) состоит из дышла 1, ходовой части 2, станины 3, масляного бака 4, механизма подъема верхних вальцов 5, механизма подачи 6, механизма главного движения 7. Принадлежности лесопильной рамы, инструмент и запасные части перевозятся в кузове автомобиля. К принадлежностям лесопильной рамы относятся транспортер, рельсовый путь, тележки, щиты рабочей площадки, разборная металлическая эстакада и электрошкаф. Запасные части и инструмент перевозятся в четырех ящиках.
В табл. 8.3 дана производительность лесопильных рам по сырью. Для определения производительности по пиломатериалам необходимо данные таблицы умножить на коэффициент выхода пиломатериалов при распиловке круглого леса и брусьев (табл. 8.4).
Принцип работы лесопильной рамы ЛРВ-1 показан на кинематической схеме (рис. 8.8).
Рис. 8.7. Лесопильная рама ЛРВ-1:
1 – дышло; 2 – ходовая часть; 3 – станина; 4 – масляный бак; 5 – механизм подъема верхних вальцов; 6 – механизм подачи; 7 – механизм главного движения
Таблица 8.3