Возможные дефекты шлицевых соединении и способы ремонта
Классификация
§ По форме профиля шлицев (зубьев):
§ прямобочные[1];
§ эвольвентные[2];
§ треугольные.
§ По передаваемой нагрузке:
§ Лёгкая серия;
§ Средняя серия;
§ Тяжёлая серия.
§ По способу центрирования сопрягаемых деталей:
§ по наружному диаметру зубьев;
§ по внутреннему диаметру зубьев;
§ по боковым поверхностям зубьев.
§ По степени подвижности:
§ подвижное;
§ нормальное;
§ неподвижное.
Шлицевые (зубчатые) соединения способны передавать большие вращающие моменты и обеспечивают хорошее центрирование детали на валу. Они могут быть подвижными и неподвижными. По мере профиля шлицев различают соединения:
- прямоточные по ГОСТ 1139-80;
- эвольвентные с углом профиля 30° по ГОСТ 6033-80;
- треугольные с углом профиля 60, 72 и 90°.
- Способы центрирования прямобочных шлицевых соединений.
Способ центрирования | Краткая характеристика |
![]() | По наружному диаметру Самый простой и дешевый способ центрирования. Вал фрезеруют и шлифуют по наружному диаметру, втулку протягивают. Применяется при отсутствии термообработки поверхности отверстия втулки или при ее термическом улучшении (НВ 280-300) |
![]() | По внутреннему диаметру Самый точный и дорогой способ центрирования. Вал фрезеруют и продольно шлифуют по внутреннему диаметру и боковым поверхностям шлицев, втулку протягивают и шлифуют по внутреннему диаметру. Применяется при закаленных втулке и вале |
![]() | По боковым сторонам Наиболее равномерное распределение нагрузки между шлицами; точность центрирования невысока. Вал фрезеруют и продольно шлифуют по боковым поверхностям шлицев, втулку протягивают. Применяется для тяжелонагруженных соединений при термически улучшенной поверхности отверстия втулки (НВ 280-300) |
Допуски и посадки для шлицевых соединений с эвольвентным профилем устанавливаются по ГОСТ 6033-80. Их условное обозначение содержит номинальный (равный наружному) диаметр соединения D=m(z+l), модуль, обозначение посадки и номер стандарта. Например:
- 50х2х(9H/9g) по ГОСТ 6033-80 при центрировании по боковым поверхностям зубьев;
- 50x(H7/g6)x2 по ГОСТ 6033-80 при центрировании по наружному диаметру;
- i50x2x(H7/g6) по ГОСТ 6033-80 при центрировании по внутреннему диаметру.
Возможные дефекты шлицевых соединении и способы ремонта
1. Износ или смятие шлицев на валах. При значительном и износе производят дуговую наплавку (лучше электродами ЦН-250 или ЦН-300) с последующей механической обработкой шлицев. При износе по ширине паза до 0,5-1 мм производят раздачу шлицев (вдоль по наружной поверхности) отожженного вала зубилом с последующей заваркой образующейся при этом канавки и механической обработки шлицев. При незначительном износе (0,1-0,2 мм) шлицы восстанавливают электроискровым наращиванием с последующим шлифованием.
2. При наличии забоин, заусенцев, острых краев на поверхности шлицев их запиливают, а на торцах вала и втулки снимают фаски.
3. При износе шлицев во втулке продавливают на прессе отверстие (по внутреннему диаметру) прошивкой, а затем калибруют шлицевой протяжкой. Допускаемый износ элементов шлицевых прямобочных соединений приведен в таблице.
Допускаемый износ элементов шлицевых прямобочных соединений, мм
Элемент шлицевого соединения | Внутренний диаметр соединения, мм | ||||
от 10 до 18 | от 18 до 30 | от 30 до 50 | от 50 до 80 | от 80 до 112 | |
При центрировании по внутреннему диаметру | |||||
Внутренний диаметр отверстия | 0,008 | 0,010 | 0,012 | 0,016 | 0,019 |
Внутренний диаметр вала при посадке: | |||||
с минимальным зазором | 0,006 | 0,007 | 0,008 | 0,010 | 0,012 |
с увеличенным зазором | 0,017 | 0,022 | 0,027 | 0,034 | 0,042 |
Ширина впадины отверстия | 0,015 | 0,020 | 0,020 | 0,025 | 0,030 |
Ширина шлицев вала при посадке: | |||||
с минимальным зазором | 0,017 | 0,024 | 0,025 | 0,030 | 0,035 |
с увеличенным зазором | 0,018 | 0,020 | 0,020 | 0,030 | 0,035 |
При центрировании по наружному диаметру | |||||
Наружный диаметр отверстия | 0,016 | 0,022 | 0,023 | 0,030 | 0,035 |
Наружный диаметр вала при посадке: | |||||
с минимальным зазором | 0,006 | 0,007 | 0,008 | 0,010 | 0,012 |
с увеличенным зазором | 0,018 | 0,022 | 0,027 | 0,034 | 0,042 |
Ширина впадины отверстия | 0,017 | 0,020 | 0,020 | 0,030 | 0,035 |
Ширина шлицев вала при посадке: | |||||
с минимальным зазором | 0,017 | 0,024 | 0,025 | 0,030 | 0,035 |
с увеличенным зазором | 0,018 | 0,020 | 0,030 | 0,035 | 0,040 |
При сборке отремонтированных или вновь изготовленных деталей шлицевых соединений их пригонку производят до термической обработки в следующем порядке: