Тема 3.Учет основных средств и нематериальных активов.

Основные средства - совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере, постепенно переносящих свою стоимость на вновь изготавливаемую продукцию в виде амортизационных отчислений. К основным средствам относятся материальные ценности сроком службы более одного года и стоимостью выше установленного лимита (30 базовых величин).

Аналитический пообъектный учет основных средств ведётся бухгалтером предприятия в инвентарных карточках. При одновременном поступлении нескольких одинаковых объектов допускается открытие одной групповой инвентарной карточки с указанием в ней инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту. Инвентарные карточки ведутся в одном экземпляре. Обязательные реквизиты инвентарных карточек - наименование объекта, его инвентарный номер, завод-изготовитель, номер акта и дата приёма, первоначальная стоимость, срок полезного использования; способ начисления амортизации; признаки участия или неучастия в предпринимательской деятельности, индивидуальная характеристика объекта. и др.

Инвентарноя карточка компьютера представлена в приложении 12.

На принятые в эксплуатацию объекты бухгалтер организации оформляет Акт о приеме-передачи объекта основных средств в одном экземпляре. В этом документе записывается подробная характеристика объекта, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации, результаты испытания, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указывается, кто принял и кто сдал объект основных средств. Данный акт составляется на каждый отдельный объект основных средств.

Приложение 13.

Содержание операции Дт Кт Сумма
Приобретен объект основных средств
Начислен НДС
Введен объект в эксплуатацию

При оформлении внутреннего перемещения основных средств составляется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств. Заполняется в одном экземплярах. В документе указывается наименование объекта основных средств, дата передачи, количество, стоимость, инвентарный номер объекта, подписывается документ передающим и принимающим объект ОС, а также главным бухгалтером и руководителем.

Накладная на внутреннее перемещение компьютера смотреть в приложении 14.

На предъявленные к списанию объекты постоянно действующая комиссия составляет Акт о списании объекта основных средств в двух экземплярах. В акте приводятся данные о начисленной по объекту амортизации за весь период эксплуатации, затраты по ликвидации, первоначальная стоимость.

Акт о списании объекта основных представлен в приложении 14.

Содержание операции Дт Кт Сумма
Списана первоначальная стоимость ОС 01/9
Списана начисленная амортизация 01/9
Отражается остаточная стоимость по выбывшему объекту 91/2 01/9
Отражается финансовый результат 91/9

Смотреть приложение 14

Акт о списании объекта основных средств представлен в приложении 14.

На предприятии ведётся линейный способ начисления амортизации. Заключается в равномерном начислении амортизации в течении всего нормативного срока службы объекта. Сумма начисляемой по объекту амортизации зависят от установленного срока его полезного использования или нормативного срока службы и амортизируемой стоимости.

Расчет амортизации компьютера линейным способом (пример):

1)Определяем месячную норму амортизации:

На= 1/СПИ/12*100, где СПИ – срок полезного использования компьютера, который состовляет 5 лет.

1/5/12*100=1,666667.

2)Определяем сумму амортизации за месяц:

А=(АС*На)/100, где АС – амортизируемая стоимость

А=(2876178*1,666667)/100=47936 р.

Расчёт амортизации основных средств представлен в приложении 15.

Учет амортизации основных средств, смотреть приложение 15.

Содержание операции Дт Кт Сумма
Начислена амортизация ОС 44/1 02/1

В оборотно сальдовой ведомость ведется аналитический учёт по наименованиям основных средств, в ней указывается сумма начисленной амортизации с нарастающим итогом, содержит итоговую информацию об остатках на начало и на конец периода. Сумма амортизации относится на издержки обращения, т.к. данные основные средства находятся в процессе производственной деятельности.

Карточка счета 02/1/1 содержит в себе более подробную информацию, содержит в себе: дату операции, содержание хозяйственной операции, наименование организации, сумму, основание платежа, т.е. является аналитическим учетом по счету02/1. Смотреть приложение 15.

Цель проведения переоценки – приведение балансовой стоимости основных средств в соответствии со складывающимся уровнем цен и обеспечение условий для нормального воспроизводства и обновления базы основных средств. При переоценке изменяется первоначальная стоимость основных средств, сумма накопленной амортизации на момент переоценки, амортизируемая стоимость. После переоценки восстановительная стоимость становится первоначальной.

Для проведения переоценки основных средств издается приказ, в котором назначается специальная комиссия.

Так как на предприятии «Эдия Компани Плюс» имеется объект незавершенного строительства и объект неустановленного оборудования, то применяется индексный метод переоценки. При этом методе пересчет стоимости производится с использованием коэффициентов изменения их стоимости на 1 января года, следующего за отчетным, дифференцированным по периодам принятия объектов к бухгалтерскому учету и группам основных лиц.

Переоценка индексным методом производится путем умножения первоначальной стоимости объектов на соответствующие коэффициенты.

Проведение переоценки основных средств включает следующие этапы:

1.Проводится инвентаризация имущества.

2.Подготавливаются документы и материалы, на основании которых будут производится записи в ведомости переоценки незавершенных строительством объекты и ведомости переоценки неустановленного оборудования.

3.Определяется восстановительная стоимость каждого объекта основных средств индексным методом переоценки.

4.Переоценивается сумма накопленной амортизации каждого объекта основных средств и его остаточная стоимость.

Для этого определяется удельный вес накопленой амортизации (в процентах) на основании данных бухгалтерского учета следующим образом:

1)Сумма накопленой амортизации объекта на 1 января делится на первоначальную стоимость объекта до переоценки на 1 января и умножается на 100%.

2)полученный процент амортизации объекта основных средств умножается на восстановительную стоимость.

В ведомости переоценки основных средств указывается: наименование объекта, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость на 1 января 2011 года, коэффициент пересчета, восстановительная стоимость, амортизация, остаточная стоимость после переоценки, амортизируемая стоимость на 1 января до переоценки и после переоценки, коэффициент переоценки амортизируемой стоимости, документ подписывается членами комиссия, руководителем и главным бухгалтером.

Ведомость переоценки смотреть в приложении 16.

5.Составляется акт по результатам переоценки и отражение на его основе результатов переоценки в бухгалтерском учете.

В акте по результатам переоценки указывается состав комиссии, первоначальная стоимость основных средств до переоценки, восстановительная стоимость основных средств после переоценки, остаточная стоимость до и после переоценки, подписи членов комиссии.

Акт по результатам переоценки смотреть в приложении 16.

Учет результатов переоценки основных средств.

Содержание операции Дт Кт Сумма
Отражается дооценка первоначальной стоимости объекта основных средств
Отражается дооценка начисленой амортизации объекта основных средств  

Инвентаризация основных средств – проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений о внесении изменений в данные бухгалтерского учета.

Для проведения инвентаризации основных средств приказом руководителя назначается специальная комиссия. До начала инвентаризации материально ответственные лица дают расписку о том, что все документы на ценности сданы в бухгалтерию, поступившие- оприходованы, выбывшие- списаны в расход.

Приказ о проведении инвентаризации ОС смотреть в приложении 16

Инвентаризационная комиссия проверяет наличие и полноту за выполнения инвентарных карточек, инвентарных списков, техническую документацию. Затем комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись основных средств полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические показатели. Опись подписывают все члены комиссии, а материально ответственное лицо даёт расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, в отсутствии претензий к членам комиссии и принятие перечисленных ценностей на хранение. Опись передается в бухгалтерию, где фактическое наличие сверяется с данными учета. Так как на предприятии «Эдия Компани Плюс» не выявлено расхождений, то сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств не составляется

Инвентаризационную опись смотреть в приложении 16.

Наши рекомендации