Общая характеристика правового регулирования использования земель гражданами

Правовое регулирование использования земель физическими и юридическими лицами имеет важное значение. Актуальность проблемы определяется еще и то, что физические и юридические лица составляют основную часть собственников, владельцев и пользователей земли. От урегулирования земельных отношений с участием данных субъектов во многом зависит обеспечение рационального использования и охраны земель, обеспечение условий повышения его эффективности.

Правовому режиму земель физических и юридических лиц посвящена большая совокупность норм земельного законодательства, наблюдается выделениеих в самостоятельные разделы ряда нормативных актов, осуществляется дифференциация правового режима земель граждан, проживающих в городах и сельской местности.

Правовой режим земель юридических и физических лиц различен в зависимости от цели предоставления земель (сельскохозяйственная и несельскохозяйственная), форм ее использования (коллективная и индивидуальная), организационной структуры юридического лица (государственное предприятие, кооперативноеобщество с ограниченной или дополнительной ответственностью и др.).

Правовое регулирование использования земель физическими и юридическими лицами имеет ряд общих черт.

Так, во-первых, как физические, так и юридические лица в настоящее время могут иметь землю на праве собствен­ности или пользования, в том числе аренды.

Во-вторых, на данных субъектов права распростра­няется ряд общих правовых норм, регулирующих отно­шения по поводу земли как имущества, сделок с землей.

В-третьих, наблюдается сближение целей землеполь­зования. Землепользование граждан перестало быть вто­ричным, зависимым от землепользования предприятий и организаций. Как предприятия, так и граждане могут получить земельные участки для предпринимательства.

В-четвертых, переход от административно-команд­ной системы управления и регулирования определил но­вые подходы к правовому режиму земель физических и юридических лиц. Практически утратило значимость де­ление форм землепользования на общественную и инди­видуальную. Расширение круга юридических лиц спо­собствовало появлению и земельно-правовых норм о них.

Земельные участки физическому и юридическому лицу могут быть предоставлены в двух и более местах, в установленных законом случаях они могут получить од­новременно несколько земельных участков разных ви­дов и целей использования.

Под правовым режимом земель физических и юриди­ческих лиц следует понимать особую, целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране земель, которая характеризуется едиными прин­ципами и специфическими приемами регулирования.

Элементами, составляющими правовой режим земель граждан, являются:

а) принципы, распространяющиеся на совокупность правовых норм, регулирующих отношения по ис­пользованию и охране земель граждан;

в) порядок возникновения и прекращения прав и обязанностей данной категории субъектов;

г) порядок осуществления и защиты прав данных субъектов;

д) санкции за нарушение правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земель.

Правовой режим земель физических лиц может быть охарактеризован следующим образом. Само понятие физическое лицо в соответствии с нормами гражданского законодательства включает в себя граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства. Причем иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь на территории Беларуси пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Граждане обладают земельной правоспособностью и дееспособностью в объеме, установленном нормами земельного законодательства. Земельная правоспособно как способность иметь права и нести обязанности возникает у гражданина в момент рождения и прекращает со смертью. Она признается в равноймере за всеми гражданами, не зависит от пола, национальности и принадлежности к религии. Земельные права в настоящее время предоставляются вне зависимости от связи гражданина с производством, земельная правоспособность не зависит от трудовой функции гражданина. Он может получить участок исключительно для предпринимательстваи, кроме того, быть собственником юридического лица, использующего землю.

Правоспособность граждан в области земельных отношений включает их права иметь землю в собственности или на другом праве, получить земельный участок по на­следству, совершать с землей разрешенные законодатель­ством сделки и участвовать в обязательствах, иметь права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению землей, установленные земельным законодательством.

Земельная дееспособность граждан - этоих спо­собность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их в соответствии с законодательством. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Новым Граж­данским кодексом в п.2 ст. 20 установлено, что в случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возрас­та, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством.

Правовой режим земель граждан отличают следую­щие характеристики:

1. Размер земельных участков, предоставляемых гражданам, по общему правилу нормируем. Так, общая площадь земельного участка, предостав­ляемого в частную собственность или пожизнен­ное наследуемое владение граждан для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превы­шать размеров, установленных ст. 70 Кодекса о земле. Площадь земельных участков, приобрета­емых в собственность граждан для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства, также нормируема и оп­ределяется в соответствии с нормами, установ­ленными ст. 70—73 Кодекса о земле.

2. Использование земель гражданами утратило свой подсобный, второстепенный характер, способный удовлетворить только их потребности и личные нужды. Так, граждане Республики Беларусь могут получить земельные участки для занятиякрестьянским (фермерским) хозяйством в размере 100 гектаров сельскохозяйственных земель.Онимогут заниматься предпринимательской деятельностью не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в других областях.

3. Нормы земельного права выделяют ряд форм пользования земель гражданами: право собственности, право пожизненного наследуемого землевладения, право пользования, аренду и собственность на землю граждан может быть индивидуальной и общей. Общая собственность в свою очередь подразделяется на совместную и долевую. Если граждане используют землю на праве пользования, они могут быть долгосрочными или временными пользователями земельных участков.

4. Правовой режим земель граждан отличает целевой характер и устойчивость. Цель использования земли может быть основной и дополнительной. Она определяет объем прав и обязанностей граждан. Использование земель гражданами сельской местности преследует в основном сельскохозяйственные цели, в то время как в городах - несельскохозяйственные.

5. Правовой режим земель граждан установлен нормативными актами высокой юридической силы: законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства.

6. Выделение земельных участков гражданам осуще­ствляется в добровольном порядке и зависит от их места нахождения, а в ряде случаев - и от местных условий и возможностей. Так, например, размеры земельных участков, предоставляемых в пожизненное наследуемое владение для традици­онных народных промыслов, устанавливаются соответствующими исполнительными и распоря­дительными органами в зависимости от местных условий и особенностей при наличии обосновыва­ющих материалов.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Наши рекомендации