Структура расходования ресурсов по стадиям жизненного цикла инноваций

Для различных периодов жизненного цикла инновации и, соответственно, для элементов длительности инновационного процесса, характерны существенные различия в поведении его результирующих показателей и в структуре потребных ресурсов.

Период зарождения продукта характеризуется следующими ресурсными особенностями:

• в структуре иммобилизованных активов наибольший удельный вес занимает дорогостоящее специальное научное оборудование, для использования которого объективно характерна низкая степень загрузки; во многих случаях высок уровень затрат на приобретение нематериальных активов, которое позволяет сократить затраты на оборудование и рабочую силу за счет использования готовых интеллектуальных продуктов;

• высок уровень потребления информационных ресурсов, которые могут быть выражены как основными фондами (например, компьютерная и коммуникационная техника), так и нематериальными активами (например, программными продуктами);

• потребление оборотных производственных фондов относительно невелико, поскольку ограничено в основном специальными материалами для исследований и обеспечением процесса проектирования;

• в затратах на заработную плату (приобретение трудовых ресурсов) высока значимость оплаты персонала высшей квалификации (научные работники, проектировщики высших категорий).

Примечание: Иммобилизованные активы – это часть средств производства, которая используется в течение длительного времени и переносит свою стоимость на стоимость объекта производства частями, в ходе амортизации. Главными составляющими иммобилизованных активов в инновационной деятельности являются основные фонды и нематериальные активы – патенты, лицензии и иные права на использование интеллектуальных продуктов.

Общие затраты в период зарождения продукта растут достаточно высокими темпами, но не достигают высокого уровня, поскольку работы в этот период являются «кабинетными», а продолжительность его относительно невелика.

Для периода создания продукта отметим следующие ресурсные особенности:

• величина иммобилизованных активов резко возрастает, поскольку создаются новые основные производственные фонды: возможно строительство производственных зданий и сооружений, как правило, приобретается новое современное (часто импортное) оборудование, проводятся строительно-монтажные и пусконаладочные работы, однако, затраты характерные в этой части для первого периода практически исключаются;

• потребление информационных ресурсов в большинстве случаев продолжает расти за счет компьютерного оснащения производственного процесса (создание автоматических и автоматизированных производственных комплексов);

• радикально возрастает объем и изменяется структура потребления оборотных производственных фондов, которые в основном составляют сырье, материалы и полуфабрикаты для производства инновационного продукта, часть оборотных средств связывается в незавершенном производстве и расходуется непродуктивно (объективно высокий уровень производственного брака – см. ниже);

• структура затрат на заработную плату изменяется: сокращается доля персонала, занятого исследованиями и разработками, растет удельный вес работников, выполняющих строительно-монтажные работы (временно, до окончания периода), производственного и управленческого персонала;

• объем затрат на оплату труда растет: несмотря на то, что численность высокооплачиваемого научного и конструкторского персонала сокращается, численность иных групп увеличивается темпами, которые генерируют рост общих расходов на приобретение трудовых ресурсов.

Темпы прироста затрат в период создания продукта продолжают оставаться высокими, хотя к концу его падают за счет того, что оснащение производства закончено и начинается процесс его амортизации.

Отметим, что важным фактором высоких затрат в период освоения производства является брак, который возникает как результат применения новых средств труда и новых технологий производства продукта, отладка которых предполагает непродуктивное использование предметов труда.

Теорией управления производственными системами установлено, что в период освоения производства затраты на брак сокращаются за счет связи между опытом, накопленным в производстве продукции, и суммарными издержками. Эта связь заключается в том, что удвоение объема производства ведет к снижению издержек производства на единицу продукции на определенный процент, что графически отображается кривыми освоения.

Общей характеристикой периодов зарождения и создания продукта (предпроизводственная стадия жизненного цикла инновации) является их затратность – на протяжении достаточно большого промежутка времени предприятие, предполагающее производить инновационный продукт, несет только издержки, размер которых определяется масштабностью инновации. Эти издержки не компенсируются производственными результатами и покрываются исключительно инвестициями.

В период вывода продукта на рынок (роста) ресурсные потребности предприятия еще раз изменяются по объему и структуре:

• размер иммобилизованных активов стабилизируется, поскольку оснащение производства завершено, и их определенный (как правило, незначительный) рост возможен только в результате текущего усовершенствования общего проектного решения, а также (в ряде случаев весьма существенный) - за счет формирования инфраструктуры продаж (транспорт, складская сеть, дилерская сеть);

• в структуре информационных ресурсов значительно увеличивается удельный вес затрат на проведение рыночных исследований, которые требуют специального программного обеспечения;

• объем затрат на формирование оборотных производственных фондов в целом повышается в силу увеличения незавершенного производства, создания складских, транспортных и страховых запасов готовой продукции; в целом размер оборотных средств приближается к объективно необходимой (нормативной) величине, но одновременно несколько снижается за счет выхода качества производственного процесса на проектный уровень;

• структура затрат на оплату труда определяется масштабом производства: если он велик, то главной составляющей становится оплата труда производственного, вспомогательного и обслуживающего персонала; при небольших объемах производства доминирует оплата труда управленческого персонала, в том числе, маркетологов.

Следует отметить, что в период вывода продукта на рынок постоянно и объема производства (продаж) валовой доход начинает компенсировать затраты и, далее, превосходит их, в результате чего предприятие получает прибыль. При эффективном маркетинге этот процесс развивается высокими темпами: инновационность товара при его правильном рыночном позиционировании и продвижении является фактором установления высокой цены и получения дополнительной прибыли. Это явление, которое в маркетинге определяется как «эффект новизны», является главным экономическим стимулом инновационной деятельности.

Период зрелости продукта в целом характеризуется стабилизацией как результатов инновационного процесса, так и общих затрат на его реализацию. Вместе с тем отметим следующие возможные, главным образом, структурные изменения ресурсной базы:

• структура иммобилизованных активов может измениться в результате выбытия физически или морально изношенных основных фондов и их замены, что приведет к определенному увеличению затрат, поскольку накопленные амортизационные отчисления, как правило, не компенсируют рост цен на оборудование и обновление требует дополнительных инвестиций;

• структура информационных ресурсов, как правило, изменяется в направлении снижения доли затрат на исследования и разработки, а затраты в целом снижаются при сохранении их объема в части обеспечения анализа рынка с целью прогнозирования момента начала упадка товара;

• оборотные фонды предприятия окончательно стабилизируются и по структуре и по объему;

• затраты на оплату труда структурно могут изменяться в направлении повышения доли обслуживающего и вспомогательного персонала в связи с износом основных фондов; возможно некоторое увеличение доли разработчиков и маркетологов при принятии решения о модернизации продукта.

Заметим, что в период зрелости продукта возможно получение дополнительного дохода от продажи нематериальных активов – прав (как правило, неисключительных, поскольку производство продукта продолжается) лицензий, патентов, торговых марок и т.п., представляющих собой результаты начальных стадий инновационного процесса.

Потребности в ресурсном обеспечения инновационного процесса в период упадка продукта снижаются:

• объем иммобилизованных активов сокращается за счет их амортизации, а в ряде случаев, из-за продажи основных фондов, ставших избыточными в результате сокращения продаж;

• затраты на информационное обеспечение практически исключаются;

• объем оборотных фондов уменьшается пропорционально уменьшению объема продаж;

• расходы на оплату труда снижаются в процессе сокращения объема производства.

По ходу периода упадка продукта валовой доход от его реализации постоянно и возрастающими темпами снижается. Причинами этого является окончательное прекращение действия эффекта новизны, снижение спроса на продукт, стремление противостоять этой тенденции путем радикального снижения цен, распродажа складских запасов по ценам ниже затрат. Действие всей совокупности этих факторов приводит к тому, что в конце периода продукт начинает приносить убытки.

Для обеспечения непрерывного поддержания необходимого уровня эффективности функционирования предприятия его инновационная деятельность должна носить непрерывный характер. Инновационные процессы должны накладываться друг на друга во времени с тем, чтобы к моменту начала периода упадка продукта (сменяющие инновации). С точки зрения ресурсного обеспечения наиболее рациональными являются сменяющие инновации, которые позволяют в максимальной степени использовать имеющиеся иммобилизованные активы и оборотные средства. На практике такой подход может привести к ориентации предприятия исключительно на модифицирующие инновации и, таким образом, лишить возможности использования преимуществ радикальных.


Наши рекомендации