Рекорды, установленные зданием.
Введение.
Бурдж-Халифа», или «Бурдж-Дубай», как это здание называлось изначально — это легендарная конструкция, которую сложно описать словами. Возвышаясь более чем на 828 метров над землей, она является самым высоким строением в мире, а также зданием с наибольшим количеством этажей (160). Кроме того, «Бурдж-Халифа» может похвастаться самым высокорасположенным последним этажом, самым высокорасположенным фасадом из стекла и алюминия, самым высокорасположенным ночным клубом и рестораном, а также самым высоким лифтом с самой большой траекторией движения. И это еще не все: в здании также установлены самые высокорасположенные револьверные двери.
Концепция сооружения исходила из многокомплексности. Это не должна была быть высотная игла, поражающая только размерами, но гармоничное строение, обрамленное бульварами, газонами и парками, органично вписанное в окружающий ландшафт.
Однако гигантская по масштабу вертикаль лежала в основе имиджевой концепции, поскольку остальные задачи проекта подчинялись ей. Более того, в период проектирования и даже строительства размер башни Бурдж-Халифа содержался в секрете, чтобы здание не имело мировых аналогов и конкурентов.
Автором проекта был выбран американский архитектор Эдриан Смит, имевший подобный опыт (небоскреб Цзинь Мао в Китае). Государственные гарантии финансирования строительства подтверждали предварительные объемы затрат в сумме порядка полутора миллиардов долларов.
Хотя в целом проект носил во многом характер демонстрации финансового, инженерного преимущества и экономического превосходства ОАЭ, было решено придать сооружению практический статус делового центра с развитой инфраструктурой. Было спланировано включение в комплекс офисов, торговых центров, отелей и апартаментов класса «люкс».
Проект здания.
«Дубайская башня» проектировалась как «город в городе» — с собственными газонами, бульварами и парками. Общая стоимость сооружения — около 1,5 млрд долларов[6]. Проект небоскрёба был разработан американским архитектурным бюро Skidmore, Owings and Merrill, которое также проектировало Уиллис-тауэр в Чикаго, Всемирный торговый центр 1 в Нью-Йорке и многие другие известные здания. Автор проекта — американский архитектор Эдриан Смит, уже имеющий опыт проектирования подобных сооружений (в частности, он участвовал в проектировании небоскрёба Цзинь Мао в Китае высотой 420 м). В качестве генерального подрядчика застройки было выбрано строительное подразделение южнокорейской компании Samsung, которая ранее участвовала в строительстве башен-близнецов Петронас в Куала-Лумпуре.
«Бурдж-Халифа» изначально планировался как самое высокое здание в мире. Когда небоскрёб ещё строился, его проектная высота держалась в тайне. Это было сделано на тот случай, если где-то будет спроектирован небоскрёб большей высоты — тогда в проект дубайской башни могли бы внести корректировки.
«Бурдж-Халифа» — ключевой элемент нового делового центра в Дубае. Внутри комплекса размещены отель, квартиры, офисы и торговые центры. Здание имеет 3 отдельных входа: вход в отель, вход в апартаменты и вход в офисные помещения. Отель Armani и офисы фирмы занимают этажи с 1-го по 39-й (за исключением технических 17-го и 18-го этажей). Дизайн отеля разработал Джорджо Армани. 900 квартир занимают этажи 44—72-й и с 77—108-й. Сотый этаж полностью принадлежит индийскому миллиардеру Б. Р. Шетти, здесь расположены 3 квартиры, каждая площадью примерно 500 м²]. Офисные помещения занимают этажи 111—121-й, 125—135-й и 139—154-й. На 43-м и 76-м этажах расположены тренажёрные залы, бассейны, смотровые площадки с джакузи[4]. Самая высокая смотровая площадка в мире находится на 148-м этаже на высоте 555 м, вторая площадка находится на 124-м этаже на высоте 452 м. На 122-м этаже находится ресторан «Атмосфера» («At.mosphere») на 80 мест — ресторан, расположенный на самой большой высоте в мире. Искусственная башня над основным зданием несет, помимо декоративной функции, ещё и коммуникационную, поскольку оборудована необходимой телекоммуникационной техникой.
Воздух внутри здания не только охлаждается, но и ароматизируется благодаря специальным мембранам. Этот аромат был создан специально для «Бурдж-Халифа». Ароматный и свежий воздух подается через специальные решетки в полу.
Стёкла не пропускают тепло и отражают солнечные лучи, позволяя поддерживать оптимальную температуру в здании. Площадь поверхности здания примерно равна площади 17 футбольных полей. Стёкла «Бурдж-Халифа» ежедневно моют, но на мойку всей поверхности требуется около трёх месяцев.
Специально для «Бурдж-Халифа» была разработана особая марка бетона, который выдерживает температуру до +50 °C. Бетонную смесь укладывали только ночью, а в раствор добавляли лёд.
В здании установлено 57 лифтов. При этом только служебный лифт поднимается с первого этажа на последний. Жильцам и посетителям небоскрёба придётся перемещаться между этажами с пересадками. Лифты, установленные в небоскрёбе, развивают скорость до 10 м/с.
У подножья небоскрёба в искусственном озере площадью 12 га находится музыкальный фонтан Дубай. Фонтан освещают 6600 источников света и 50 цветных прожекторов. Длина фонтана составляет 275 м, а высота струй достигает 150 метров. Фонтан имеет музыкальное сопровождение из современных арабских и мировых музыкальных произведений.
Особенности здания
Строительство небоскрёба началось в 2004 году и шло со скоростью 1—2 этажа в неделю. Ежедневно на строительстве было задействовано до 12 000 рабочих. На его создание ушло около 320 тыс. м³ бетона и более 60 тыс. тонн стальной арматуры. Бетонные работы были завершены после возведения 160 этажа, далее шла сборка 180-метрового шпиля из металлических конструкций.
Форма здания асимметрична, чтобы уменьшить эффект раскачивания от ветра. Здание отделано тонированными стеклянными термопанелями, уменьшающими нагрев помещений внутри (в Дубае бывают температуры свыше 50 °C), что уменьшает необходимость в кондиционировании.
Во всём мире в качестве одной из зелёных технологий применяется система сбора дождевой воды для последующего её использования на различные хозяйственно-бытовые нужды и на полив зелёных насаждений. В Дубае дождей практически не бывает. Незначительные осадки выпадают в зимний период, поэтому организовывать сбор дождевой воды неразумно. Но жаркий и влажный климат в сочетании с высокими потребностями здания в охлаждении обуславливает образование значительного количества конденсата из окружающего воздуха. В здании спроектировали систему сбора конденсата, который по системе трубопроводов доставляется в сборный резервуар в подвальных этажах здания. Собранная вода используется для орошения зелёных насаждений на территории комплекса. Данная система позволяет собирать ежегодно до 40 млн л воды, которая обычно просто теряется в виде отходов эксплуатации, что особенно важно в таком регионе, где вода является ограниченным и крайне ценным ресурсом.
В отличие от нью-йоркских небоскрёбов, фундамент «Бурдж-Халифа» не закреплён в скальном грунте. В фундаменте здания применялись висячие сваи длиной 45 м и диаметром 1,5 м. Всего таких свай около 200.
Существуют многочисленные упоминания в разных источниках о том, что в здании находятся самые быстрые в мире лифты, передвигающиеся со скоростью 18 м/с, однако на официальном сайте здания, а также на сайте производителя лифтов указано, что скорость лифтов достигает только 10 м/с. На самом деле самые быстрые лифты расположены в небоскрёбе Тайбэй 101, их скорость — 16,83 м/с.
История.
В начале 2000-х годов правитель Дубая, шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум приступил к реализации плана по превращению своего эмирата в один из главных центров мирового туризма. Одним из пунктов этого плана, стало строительство нового района - Dubai Downtown, включающего в себя более 100 жилых и офисных зданий, отели, самый большой торговый центр, впечатляющие фонтаны и многие другоие проекты. Но ключевым элементом нового района должен был стать самый высокий в мире небоскреб.
Весной 2002 года, дубайская строительная компания Emaar, обратилась к архитектору Адриану Смиту с предложением спроектировать самое высокое здание в мире. Адриан Смит был выбран из-за его небоскребаДзинь Мао, построенного в самом центре Шанхая. Первоначальный проект был 518 метров в высоту, этого было достаточно, чтобы обогнать тогдашнего рекордсмена тайваньский небоскреб Taipei 101, высота которого 509 метров. Но на начальном этапе строительства проект менялскя как минимум 7 раз, последние варианты предусматривали высоту 705 и 750 метров. Смит был не в восторге от постоянных требований изменить проект и предложил 5 окончательных вариантов башни, которые изменяться не будут. Emaar выбрали проект с высотой 828 метров.
Проект стартовал под названием Burj Dubai, строительные работы начались в январе 2004 года.
В декабре 2004 был завершен фундамент башни.
Почти год потребовался на возведение первых 10 этажей здания. Сентябрь 2005 года:
Специально для Бурдж Халифа была разработана особая марка бетона, способная долгое время выдерживать температуру до +50 °C. Его заливали только по ночам, а в раствор добавляли лед. Иначе, слишком высокая температура не позволила бы бетону набрать необходимую прочность при застывании. Апрель 2006:
Средняя скорость строительства башни составляла 1-2 этажа в неделю. Октябрь 2006:
Октябрь 2007: Бурдж Халифа достигла 160 этажа, далее будет возводится 200-метровый стальной шпиль.
Разработанные специально для Бурдж Халифа стекла, будут пропускать достаточно света, но при этом отражать часть тепла, что существенно снизит затраты на кондиционирование. Кроме того, они должны выдерживать огромные ветровые нагрузки на башню. Март 2008:
Октябрь 2008: возведение шпиля почти завершено.
Август 2009: идет благоустройство территории.
4 января 2010 года состоялась торжественная церемония открытия Бурдж Халифа.
Рекорды, установленные зданием.
· высочайшее наземное сооружение за всю историю человеческого строительства — 828 м (до 2008 года рекорд принадлежал Варшавской радиомачте — 646 м);
- высочайшее наземное сооружение из ныне существующих — 828 м (ранее рекорд принадлежал телерадиомачте KVLY — 628 м);
- высочайшее свободно стоящее сооружение — 828 м (предыдущий рекорд — 553,3 м у башни Си-Эн Тауэр);
- высочайшее здание — 828 м (предыдущий рекорд — 508 м у небоскрёба Тайбэй 101);
- здание с наибольшим количеством этажей — 163 (предыдущий рекорд — 110 у небоскрёбов Уиллис-Тауэр и разрушенных башен-близнецов);
- здание с самым высоко расположенным последним этажом
- самый высокий лифт;
- самый быстрый лифт — 18 м/с; официальный сайт и сайт компании производителя лифтов, установленных в Бурдж-Халифа сообщают о скорости 10 м/с[28][29].
- наибольшая высота нагнетания бетонной смеси для зданий — 601,0 м (предыдущий рекорд — 449,2 м у небоскрёба Тайбэй 101);
- наибольшая высота нагнетания бетонной смеси для любых сооружений — 601,0 м (предыдущий рекорд — 532 м у ГЭС Рива-дель-Гарда);
- самая высоко расположенная смотровая площадка — на 148 этаже на высоте 555 метров;
- самый высоко расположенный ресторан Атмосфера («At.mosphere») — на 122 этаже на высоте 442 м (предыдущий рекорд принадлежал ресторану «360» на высоте 350 м в Си-Эн Тауэр).
Заключение.
Проект Бурдж-Халифа стал воплощением концепции будущего подобных строений, а именно «город в городе». Когда здание объединяет в себе торговые и учебные центры, жилые апартаменты, превращаясь в полностью автономный и энергоэффективный городской комплекс.
Знаковые здания и сооружения, служащие визитной карточкой того или иного города или региона, придают данному рынку недвижимости дополнительную ценность. Девелоперы воспринимают такие объекты как основополагающую деталь своей комплексной застройки, а правительство, в свою очередь, оказывает таким проектам существенную поддержку, рассматривая их в качестве значимого элемента для стратегического развития территории.
Как показывает статистика деятельности рынка недвижимости Дубая, знаковые здания и сооружения способны оказать существенное влияние на рост стоимости прочих находящихся здесь объектов недвижимости.
Бурдж Халифа служит наглядным тому подтверждением – результатом строительства и ввода в эксплуатацию этого небоскреба стало повышение стоимости недвижимости во всем районе Downtown Dubai, а также в других микрорайонах, находящихся от небоскреба в непосредственной близости. Застройщики, возводящие объекты жилой, коммерческой и гостиничной недвижимости в шаговой доступности от Burj Khalifa, позиционируют эксклюзивные виды из окна как уникальное преимущество своих предложений, и за счет этого получают возможность несколько поднять цену реализуемых объектов. Статистика показывает, что стоимость жилой и коммерческой недвижимости, расположенной в непосредственной близости от таких объектов, как Бурдж Халифа и комплекс музыкальных фонтанов Дубая, или же имеющей вид из окна на эти или сходные по значимости объекты, в среднем на 35% выше стоимости аналогичной недвижимости, расположенной в удалении от подобных объектов.
Возведение примечательных зданий и сооружений, помимо всего прочего, стимулирует и дополнительный спрос на находящиеся неподалеку объекты недвижимости. Проекты, подобные Бурдж Халифа, превращают отдельный микрорайон в сообщество с уникальной средой, не имеющее себе равных, и, соответственно, вызывают к нему более высокий инвестиционный интерес. Инвесторы, приобретающие объекты недвижимости в непосредственной близости от культовых зданий и сооружений, могут рассчитывать на рост стоимости этих объектов в долгосрочном периоде, а значит, и на надежные инвестиции с солидной рентабельностью
Более того, культовые сооружения наглядно демонстрируют и нацеленность застройщика на длительный характер работы с возводимым проектом – нередки случаи, когда девелоперы ориентируются только на краткосрочный период работы, стремясь как можно быстрее получить прибыль и на этом завершить свою деятельность по проекту. Для знаковых объектов подобный подход неприменим – возведение проектов подобного типа традиционно сопряжено с существенными дополнительными затратами, связанными с более сложным архитектурным решением, комплексной методикой строительства, решением вопросов экологической рациональности и пр. Вкладывая дополнительные средства в работу с этими задачами, застройщик наглядно демонстрирует свою личную заинтересованность в успехе проекта и в преобразовании городской среды