Ледовательно, иски о возмещении вреда вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей по эксплуатации светофоров будут предъявляться к ЦОДД.

адача 1

При решении данной задачи необходимо уяснить правовой смысл такого понятия, как «разрешение» и понять, к какому виду административных действий он относится.

Для начала приведем немного теории. Теория административного права выделяет следующие выделяют следующие наиболее нас интересующие виды административных действий: административно-правовые акты и иные юридические действия (или юридические значимые действия). Смысл вторых заключается в том, что они носят правоподтверждающий характер и возникают только вместе со сложным юридическим составом. Фактически, они носят сопроводительный характер главного юридического факта и удостоверяют его существование.

Иное дело – административно-правовой акт, под которым понимается правовой акт, регулирующий управленческие отношения, устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций.

Разобравшись с понятиями, перейдем к практической части задачи. Поскольку в задаче говорится о разрешении на строительство дома, то целесообразно обратиться к нормам Градостроительного кодекса.

По всей видимости (раз идет речь о муниципальной администрации) строительство ведется на территории муниципального образования, и в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 51 ГрК РФ муниципальный орган является уполномоченным органом для выдачи разрешения.

Ч. 1 ст. 51 ГрК РФ гласит, что разрешение – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Очень важна для нас фраза дающий права, поскольку это означает, что именно разрешение наделяет субъекта правом начать строительство жилого дома, таким образом оно носит правоустанавливающий характер. ГрК РФ не предусматривает иных видов документов, которые обладали бы свойством наделения правами и обязанностями, и, соответственно, не упоминает о подтверждающей функции разрешения строительства. Аргументы муниципальной администрации в таком случае следует признать неосновательными, поскольку они противоречат нормам ГрК РФ.

По сути, разрешение носит признаки индивидуального акта, который являются разновидностью административного акта. Соответственно, налицо все признаки такого акта, вытекающие из толкование норм ГрК РФ:

выдается уполномоченным органом до начала деятельности, пользования объектами;

его получателями являются физические или юридические лица;

является условием для осуществления или прекращения деятельности, пользования объектами;

деятельность или использование объектов без его получения влекут юридическую ответственность;

относится к движимому и (или) недвижимому имуществу и услугам;

В подтверждении своей позиции можно сослаться на позицию Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от 16.06.2015 по делу № 309-КГ15-209, А07-7616/2014. Суть дела отличалась от фабулы нашей задачи, но нас интересует следующий вывод: разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана. Системное толкование положений Градостроительного кодекса (ст. 48 и ст. 51 ГрК РФ) дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта… Кроме того, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения разрешения.

Фактически это правовая позиция означает, что Верховный Суд также считает разрешение административным актом.

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство указан в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. В случае отсутствия правового основания ля отказа ООО «Перестройка» вправе обжаловать такой отказ муниципальной администрации Краснограда в суд на основании ч. 14 ст. 51 ГрК РФ.

http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6067 – о решении ВС РФ;

http://отрасли-права.рф/article/3418 - о разрешении как административном акте.

адача 2

При решении данной задачи необходимо выяснить правовую природу регистрации автотранспортного средства.

Как таковое определение «регистрация» не закреплено в российском законодательстве. С другой стороны, в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указывается, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Основания и порядок регистрации автотранспортных средств регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств". Преамбула указанного Постановления Правительства гласит, что регистрация автотранспортных средств на территории РФ осуществляется в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации.

Но означает ли это, что регистрация в органах ГИБДД (на которую возложены полномочия по регистрации в соответствии с пп. «в» п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) носит правоустанавливающий характер и означает возникновение права собственности на автомобиль?

Аргументы Семенова, приводимые подобной позиции, следует признать обоснованными по следующим основаниям. Договор купли-продажи и возникновение права собственности регулируются гражданским законодательством. Согласно ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Данное общее правило имеет следующее исключение: в ч. 2 ст. 223 ГК РФ указывается, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Очевидно, что автомобиль не подпадает под указанные характеристики.

Постановка на учет в ГИБДД (на основании Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001) является сугубо административным актом и не порождает гражданские правоотношения. Так, п. 6 Правил гласит, что изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника. Из этого с необходимостью вытекает вывод о том, что регистрация как форма административного действия представляет собой юридически значимое действий – оно не является юридическим фактом само по себе, но свидетельствует, подтверждает его существование.

Следовательно, при решении вопроса о переходе права собственности на автомобиль следует руководствоваться общими правилами ст. 223 ГК РФ - право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Данный вывод подтверждается и судебной практикой по аналогичным делам. Так, в решение Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ2003-635 указывается, что переход права собственности на автомобиль не зависит от его регистрации в ГИБДД. Поэтому в данной части аргументы Семенова следует признать обоснованными.

С другой стороны, п. 4 Правила устанавливает обязанность водителей зарегистрировать или изменить регистрационные данные об автотранспортном средстве. Это подтверждает и Верховный Суд в своем Решение от 06.03.2014 N АКПИ13-1251(«регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования их в дорожном движении. При этом возможность такой регистрации связывается с соответствием транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения»). Из этого следует, что Семенов был обязан перерегистрировать своей автомобиль в ГИБДД.

адача 3

Правовая проблема данной задачи заключается в установлении возможности выражения административных актов путем конклюдентных действий.

Следует заметить, что данный вопрос не получил надлежащего теоретического осмысления. Однако можно попытаться дать на него следующий ответ.

Помимо, безусловно, письменной формы административного акта (который представляет собой оформленный в соответствии с предъявляемыми требованиями письменный документ) доктрина административного права выделяет также устные административные акты (ими являются, как правило, приказы, распоряжения, команды, указания и т.п.) и административные акты, выражаемые в конклюдентной форме, как-то: дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения, звуковой и шумовые сигналы и т.д.

Сама по себе возможность конклюдентных действий, по сути, предусмотрена в ч. 3 ст. 158 ГК РФ. В административном праве, как уже указывалось, о таком практически не упоминается. Однако вполне можно исходить из общих признаков административного акта. Во-первых, он должен быть издан надлежащим субъектом. По условию нашей задачи таким субъектом будет выступать ГИБДД, на которую в соответствии с пп. «д» п. 1 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 возложены полномочия по регулированию безопасности дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий. Как мы видим, косвенно данное нормативное положение подразумевает совершение административных действий в форме конклюдентных действий.

Во-вторых, такие действия должны являться юридически властным волеизъявлением субъекта публичного управления, в котором выражается властная природа государственно-управленческой деятельности. Из Методических рекомендаций по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах, утв. распоряжением Федерального дорожного агентства от 27 февраля 2013 г. N 236-р, в соответствии с которым светофором дорожным признается светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог, это свойство вполне вытекает. Во избежание опасных ситуаций на дорогах автомобилисты вынуждены подчиняться сигналам светофора, тем самым в отношении них распространяются властные предписания органов ГИБДД, на которые и возложено обеспечение безопасности дорожного движения. То есть, по сути, сигналы светофора являются актами управления, содержащие путем подачи специальных сигналов нормативные предписания, обязательные для исполнения.

Взятый из гражданско-правового лексикона этот термин призван охарактеризовать часто встречающиеся в управленческой практике повеления, не имеющие характера, например, письменного акта. Это — сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак и т.п. Больше оснований, однако, не рассматривать подобные повеления как правовые акты управления, поскольку в них получают свое опосредст­вованное выражение соответствующие административно-принуди­тельные меры, обеспечивающие общественную безопасность и поря­док в сфере государственного управления. Несоблюдение таких пове­лений может повлечь за собой издание правового акта (например, о привлечении к административной ответственности).

Таким образом, совершение конклюдентных действий путем сигналов светофора вполне возможно. С другой стороны, представляется сомнительным обжалование «действий» именно светофора, поскольку это противоречит самой сути права. В правоотношения могут вступать только люди, которые являются субъектами права. Светофорное устройство, подавая сигналы, само по себе не вступает ни в какие правоотношения, но, своего рода, «издает» нормативные акты, выражая волю надлежащего субъекта – ГИБДД. Нормативно этот подтверждает Кодекс административного производства, содержащий в ч. 2 ст. 1 указания на возможность оспаривания только действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, а также издаваемых ими нормативных актов.

Поэтому требовать возмещения причиненного ущерба можно в порядке ст. 1069 ГК РФ с организации, которая осуществляет эксплуатацию светофорных объектов в Москве. Судя по условию задачи, ДТП случилось из-за неполадок в работе светофора. В соответствии с пп. 2.2.18-2.2.19 п. 2.2 Распоряжением Правительства Москвы от 19.02.2007 № 272-РП "Об утверждении Регламента взаимодействия городских организаций и служб по вопросам проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации технических средств организации дорожного движения в городе Москве" осуществление контроля за техническим состоянием и эксплуатацией объектов ТСОДД (к коим и относится светофоры на основании пп. 1.1.2 п. 1.1 указанного Распоряжения), а также производство ремонтных работ и техническое обслуживание осуществляется Государственным учреждением г. Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы.

ледовательно, иски о возмещении вреда вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей по эксплуатации светофоров будут предъявляться к ЦОДД.

http://oplib.ru/random/view/439635 - о формах административных актов

Правовые акты управления могут издаваться:

1. в письменной форме;

2. в устной;

3. в конклюдентной;

4. в форме молчания.

Письменная форма издания правовых актов занимает господствующее положение. Она придает управлению определœенную стабильность и упорядоченность, позволяет фиксировать, закреплять информацию документально. Акты в письменной форме являются разновидностью служебных документов.

Действующее законодательство четко не определяет, в какой форме должны издаваться акты управления. При этом анализ отдельных норм права позволяет сделать вывод о том, что указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, приказы республиканских органов управления, решения местных исполнительных комитетов, постановления о привлечении к административной ответственности могут издаваться только в письменной форме. Распоряжения Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, председателя местного исполнительного комитета (руководителя местной администрации) должны иметь также только письменную форму, но не могут иметь иной формы, кроме письменной, нормативные акты управления.

Издание актов в письменной форме требует соблюдения определœенных правил, реквизитов, техники. Это более сложный процесс по сравнению с изданием актов в устной форме.

Устные управленческие акты также направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Οʜᴎ наиболее оперативны, с помощью их решаются разнообразные управленческие вопросы.

Акты в устной форме широко применяются при непосредственном и оперативном руководстве в армейских условиях, в руководстве производственно-хозяйственной деятельностью и т.д. В такой форме акты могут издаваться руководителями (должностными лицами) по существу любого ранга, от Президента Республики Беларусь до руководителя самого низкого управленческого звена, ᴛ.ᴇ. руководителями, которые наделœены властными полномочиями. Обладают подобным правом и представители власти по отношению к неподчинœенным по службе лицам.

Виды (формы) подобных актов многочисленны и правом не определяются. Главная их суть, как и документального акта͵ состоит в том, что они должны иметь определœенное решение, требование, предписание, указание, ᴛ.ᴇ. властное волеизъявление полномочного на то лица. Устные решения могут приниматься (даваться) «непосредственно во время личной беседы с подчинœенным, на заседании или совещании, по телœефону или с использованием иных технических средств». Вероятно, следует считать управленческими правовыми актами и такие действия контролеров на транспорте, как требование предъявить проездной билет или безбилетнику приобрести билет, выйти из транспортного средства, ᴛ.ᴇ. прекратить проезд. Работники милиции вправе требовать (давать указания) остановить движение транспортного средства, предъявить проездные документы и др. Подобные акты издают инспекторы многочисленных государственных инспекций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, акты управления, издаваемые в устной форме, занимают существенное место в системе правовых актов рассматриваемой категории и в целом в системе государственного управления, они многочисленны, с помощью их оперативно решается немалое количество вопросов. Обязательность (авторитарность) их исполнения подобна таковой письменных актов. В случаях неисполнения (ненадлежащего исполнения) возможно применение мер принуждения, в том числе и мер ответственности.

емаловажное место в системе правовых актов управления занимают конклюдентные акты. Вопрос о них, как и об устных актах, не получил надлежащего освещения в административно-правовой литературе.

Слово «конклюдентный» латинского происхождения: concludere означает - заключаю, делаю вывод. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, конклюдентный акт - это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можйо сделать заключение о таком намерении. Термин «конклюдентный» больше присущ для гражданского права. Его нормами регулируется совершение различных сделок.

сфере административного права рассматриваемый термин применяется к актам управления (управленческим действиям), в которых выражается властная воля соответствующих государственных органов (лиц) не в устной или письменной форме, а путем жестов, световых и звуковых сигналов, знаков, к примеру, дорожного движения, и т.п.

онклюдентные акты управления по юридической силе не однородны. Одни из них имеют информационный характер. Οʜᴎ применяются в лесах, в местах использования речного флота͵ для обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности движения воздушных средств передвижения и т.д. Ряд таких актов носит запрещающий и разрешающий характер и в случаях их несоблюдения обеспечивается санкциями.

конклюдентные акты в системе правовых актов не столь многочисленны и распространены. Между тем их роль в вышеперечисленных отдельных сферах управленческой деятельности весьма значительна.

В некоторых странах наличествуют так называемые подразумеваемые правовые акты управления. Οʜᴎ вытекают из молчания, сохраняемого органом управления (должностным лицом), администрацией. В Республике Беларусь подобное относится к принятию законов. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Беларусь Совет Республики должен рассмотреть законопроект, переданный Палатой представителœей в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней. В случае нерассмотрения законопроекта в указанные сроки, закон считается одобренным Советом республики. По ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь закон, принятый Палатой представителœей и Советом Республики, представляется Президенту Республики Беларусь на подпись. В случае если Президент не возвращает его на протяжении двух недель, то закон считается подписанным. Думается, что подобный порядок следовало бы распространить и на отдельные случаи принятия правовых актов управления, особенно на сферу рассмотрения обращений граждан. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» обращения граждан должны быть рассмотрены не позднее одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее пятнадцати дней. Здесь же подчеркивается, что может быть обжаловано лишь решение, принятое по обращению. А если решение не принято, если срок рассмотрения нарушен? Таких нарушений Закона предостаточно. Правильным было бы дополнить Закон примерно следующим: «В случае если обращение не рассмотрено в указанный срок и не поступило сообщения о продлении его рассмотрения, то считается, что в обращении отказано (принято отрицательное решение, просьба отклонена)».

адача 4

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 5 июня 2007 г. N 640 "О Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ

http://oplib.ru/random/view/439635

Статья 21. Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета

4. Орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов

1. Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

2) межевой план

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка и т.д.

Статья 26.1. Обжалование решения о приостановлении

1. Решение о приостановлении может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем

2. Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию

адача 8

http://www.be5.biz/administrativnoe_pravo/2012-1/12-5.php - очень хорошо все расписано здесь.

Самая важная мысль: Действие индивидуального административно-правового акта распространяется на одно или на несколько индивидуально определенных физических и (или) юридических лиц. При этом их необходимо отграничивать не только от нормативных, но и от ненормативных актов, не имеющих индивидуально-определенной направленности, т.е. от актов, не содержащих норм права, но действующих в отношении неопределенного конкретно круга физических и (или) юридических лиц.

К числу таких ненормативных правовых актов можно отнести, например, постановление государственного санитарного врача о введении карантина на определенной территории, распоряжение правительства субъекта Российской Федерации о закрытии автомобильных дорог на территории этого субъекта для проезда большегрузного транспорта в период весенней распутицы и т.п.

Приведем также пример из судебной практики. Определением Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. № 9-ГО4-26 было признано ненормативным правовым актом Положение «Об организации конкурса среди коммерческих банков на право долгосрочного кредитования организаций потребительской кооперации на льготных условиях», утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области. При этом Верховный Суд исходил из того, что данное Положение не содержит норм права, распространяется только на коммерческие банки и имеет однократное действие.

аким образом, понятия «ненормативный административно-правовой акт» и «индивидуальный административно-правовой акт» не являются тождественными: первое шире по объему и включает в себя второе понятие, однако не исчерпывается им.

Логически соотношение названных понятий выглядит следующим образом: каждый индивидуальный административно-правовой акт является ненормативным, однако не каждый ненормативный административно-правовой акт является индивидуальным. Это связано с тем, что действие ненормативного административ-но-правового акта может распространяться как на индивидуально определенный круг физических лиц и (или) организаций, так и на неопределенный конкретно круг субъектов административных правоотношений. Действие же индивидуального административно-правового акта всегда распространяется только на индивидуально определенных, т.е. конкретно поименованных и идентифицированных по другим признакам субъектов административных правоотношений.

В этой связи индивидуальным административно-правовым актом может быть признан не всякий ненормативный административно-правовой акт, а только тот, действие которого распространяется на индивидуально определенного, т.е. конкретно поименованного и идентифицированного субъекта (физического лица или организацию) административного правоотношения либо на определенный круг (группу) таких конкретно поименованных и идентифицированных субъектов данного отношения.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу N А46-2725/2008 - Таким образом, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации является тем ненормативным правовым актом, которым устанавливается санитарно-защитная зона в виде обременения земельного участка.

Посмотри, каким актом является у нас решение Главного санитарного врача.

Верховный Суд ориентируется прежде всего на формальные признаки нормативного правового акта, в частности, издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом или должностным лицом (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»). Акт, принятый с нарушением указанных требований, не будет признан нормативным, даже если содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц.

Для арбитражных судов содержание акта является приоритетным по отношению к признакам, определяющим его форму. Вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например, государственной регистрации, опубликования в официальном издании. Похожей позиции придерживается и Конституционный Суд.

Например, Определение Московского городского суда от 06.05.2016 N 4га-2661/2016 - Нормативный правовой акт - это юридический документ, изданный в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом, содержащий правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование общественных отношений. То есть главными отличиями нормативного правового акта от ненормативного правового акта являются наличие норм универсального характера, обязательных для неопределенного круга лиц, а также неоднократное применение таких норм. К отличительным признакам нормативного правового акта также относятся наличие установленной формы, реквизитов, порядка принятия и вступления в силу.

Ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.

П. 5 ч. 1 ст. 51 ФЗ О санитарном благополучии - при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции; а также производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий. Принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Наши рекомендации