Позиция Евросоюза в подходе к определению ответственности изготовителя

ПРЕДИСЛОВИЕ

Более десятилетия назад Совет Европейских Сообществ принял решение о гармонизации в своих странах—членах законов, правил и других нормативных актов, регулирующих вопросы ответственности изготовителя за ущерб, причинен­ный потребителю вследствие дефектов в приобретенной им продукции — Директиву 85/374/ЕЭС от 25 июля 1985 г. В соответствии с правилами Сообщества и статьей 19 этой Ди­рективы все государства—члены Сообщества должны были в течение трех лет со дня ее обнародован Позиция Евросоюза в подходе к определению ответственности изготовителя - student2.ru ия ввести в силу за­коны, правила и административные акты, необходимые для выполнения требований данной Директивы.

Тем самым, начиная со второй половины 1988 года на территории всех стран Европейского Союза действуют еди­нообразные подходы к определению ответственности изго­товителя за вред, вызванный его дефектной продукцией.

Вместе с другими документами и решениями, приняты­ми в направлении повышения качества продукции, реали­зуемой на территории Евросоюза,— по вопросам общеевро­пейской политики и стратегии в области качества, унификации

и гармонизации механизмов сертификации продукции, услуг и систем качества, аккредитации испытательных лабо­раторий и органов по сертификации, аттестации кадров в области менеджмента-качества и др.,— указанная Директива. . составляет в настоящее время правовую основу деятельно­сти производителей, поставщиков и продавцов товаров на европейском рынке.

Стержневой идеей Директивы ЕЭС от 25 июля 1985 г. является положение о том, что в условиях быстрого развития науки и техники, роста сложности выпускаемых изделий на изготовителя должна быть возложена особая ответственность за безопасность предлагаемой им на рынок продукции. Реа­лизация этого принципа выражается в том, что при нанесе­нии потребителю продукции ущерба, вызванного ее дефектностью, Директива изначально возлагает ответственность за это на изготовителя независимо от его вины.

Наряду с сугубо юридическим аспектом, введение данно­го положения оказало и продолжает оказывать исключитель­но сильное влияние на практическую деятельность руково­дителей фирм и менеджеров по качеству. Попытки умень­шить риск ответственности, возлагаемой указанной Дирек­тивой на производителей (поставщиков, продавцов), вызва­ли необходимость разработки эффективных методов обес­печения стабильно высокого качества и механизмов сниже­ния этого риска.

С учетом того, что все большее число российских пред­приятий пытается реализовать свою продукцию за рубе­жом и, в частности, в Европе, представляется важным для руководителей и специалистов знать основное содержа­ние гармонизированных принципов европейского права в области защиты прав потребителей. В статье раскрывается содержание подходов к защите прав потребителей на тер­ритории стран Европейского Союза, проводится сравне­ние этих подходов с законодательными нормами, дейст­вующими в Российской Федерации, а также даются реко­мендации о путях снижения риска ответственности за де­фектную продукцию.

1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ДИРЕКТИВЫ СОВЕТА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ ОТ 25 ИЮЛЯ 1985 Г. № 85/374/ЕЭС

Полное название рассматриваемого документа следую­щее: «Директива Совета Европейских Сообществ от 25 июля 1985 г. по сближению законов, правил и административных актов государств—членов ЕЭС, касающихся ответственно­сти за выпуск дефектной продукции (85/374/ЕЭС)»(далее Директива)

Директива включает в себя развернутую преамбулу и 22 статьи, устанавливающие принципы подхода стран—членов Евросоюза к юридическим аспектам проблемы ответствен­ности за ущерб, вызванный дефектной продукцией. Основ­ные из этих аспектов следующие:

=> Принцип подхода к определению ответственности изгото­вителя.

=> Распределение ответственности в случае виновности не­скольких лиц.

=> Возможность освобождения изготовителей от ответствен­ности.

=> Связь ответственности изготовителя с действием или без­действием других лиц.

=> Учет вины потерпевшего.

=> О возможности дополнительной компенсации за причинен­ную боль и страдания.

=> Установление сроков исковой давности.

=> О временных пределах наступления ответственности.

=>О недопустимости договорного (контрактного) ограничения ответственности изготовителя перед потерпевшим.

=> О применении иных норм, определяющих ответственность

Изготовителя.

=> О связи ответственности изготовителя с уровнем научно технических знаний.
=> Об установлении пределов материальной ответствен­ности.

Одновременно в Директиве определяются:

• категории продукции, в отношении которых распро­страняется принцип ответственности изготовителя;

• лица, на которых возлагается ответственность за дефектный продукт;

• понятие дефекта;
• понятие ущерба;

• обязанности потерпевшего при подаче иска.
Поскольку в приложении 1 к данной статье приведены полные формулировки, отражающие реализацию в Директи­ве ЕЭС всех указанных выше принципов и определений (рав­но как и соответствующие полные формулировки, отражаю­щие точку зрения российских законодателей по каждому из указанных выше вопросов), далее более подробно рассмат­риваются лишь некоторые положения Директивы, представ­ляющиеся автору наиболее важными.

Позиция Евросоюза в подходе к определению ответственности изготовителя

Обоснование позиции Европейского Союза по данному вопросу содержится в преамбуле Директивы, где отмечается, что в условиях растущей технической оснащенности спра­ведливое распределение риска, неразрывно связанного с со­временным технически сложным производством, возможно лишь на основе установления принципа ответственности из­готовителя за ущерб, причиненный дефектной продукцией потребителю, независимо от вины изготовителя. По этой причине уже в первой статье Директивы закрепляется поло­жение о том, что ответственность за ущерб, нанесенный де­фектом в продукте, несет изготовитель этого продукта.

В соответствии с этой нормой пострадавший от дефект­ного продукта не должен доказывать преднамеренные или небрежные действия изготовителя для предъявления претен­зий по возмещению причиненного ему ущерба. Статья 3 Ди­рективы определяет, что потерпевшему лицу достаточно ука­зать наличие и размер ущерба, наличие дефекта в продукте, а также существование причинной связи между дефектом и

понесенным ущербом чтобы его иск к изготовителю был принят к рассмотрению в суде.

Для многих стран—членов ЕЭС такой подход оказался внове. Например, по германскому праву до принятия Ди­рективы, если истец предъявлял претензию по возмещению причиненного ущерба, то он должен был изложить и при­вести доказательства фактов, послуживших причиной насту­пления вины изготовителя. После приведения немецкого пра­ва в соответствие с Директивой все стало происходить с точно­стью до наоборот: в случае ущерба, вызванного дефектом изделия, исходят из вины изготовителя и именно ОН должен в этом случае ДОКАЗАТЬ свою невиновность. Если изготовителю не удается привести в суде таких убедительных доказательств (а сделать это зачастую непросто), то он несет ответственность за возникший ущерб.

Именно сложность и значительная стоимость доказа­тельств невиновности заставляют изготовителей продукции, потенциальные дефекты которой могут принести значитель­ный ущерб, после принятия Директивы принимать специ­альные меры, позволяющие снизить риск ответственности.

Среди последних:

- внедрение и сертификация своих систем менеджмента качества;

- специальные подходы к отбору поставщиков комплек­тующих, важных для безопасности продукции;

- специальные приемы по снижению риска ответст­венности;

- страхование риска ответственности.

Забегая немного вперед и сравнивая это положение Ди­рективы с подходом к этому вопросу в законодательстве Рос­сийской Федерации, отметим, что здесь налицо идентичность подхода: в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» вред, причиненный вследст­вие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего, вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, под­лежит возмещению исполнителем.

1.2. На какие категории продукции распространяется действие Директивы?

В ЕС считают, что принцип ответственности изготовите- -ля независимо от вины следует применять только к движи­мым вещам, произведенным промышленным способом. При этом целесообразно исключить такую ответственность в от­ношении сельскохозяйственных продуктов и дичи, если толь­ко они не подверглись промышленной обработке, в резуль­тате которой в них мог появиться дефект. Кроме того, пре­дусматриваемая Директивой ответственность должна также распространяться на те движимые вещи, которые использу­ются при строительстве недвижимых объектов или устанав­ливаются в них.

Поэтому под продукцией (в оригинале документа приме­нен термин «продукт») в Директиве понимается любая дви­жимая вещь за исключением первичных сельскохозяйствен­ных продуктов и дичи, даже если эта вещь является состав­ной частью другой движимой или недвижимой вещи. Под "первичными сельскохозяйственными продуктами" понима­ются продукты земли, животноводства и рыболовства, кроме тех „продукте в, которые подверглись первичной обработке. Понятие "продукт" включает в себя также электрический ток.

По сравнению с Законом Российской Федерации «О за-1те прав потребителей» Директива, с одной стороны, име­ет более узкую сферу применения, поскольку не охватывает случаи ущерба при выполнении работ и оказании услуг, а с другой — распространяет свое действие на гораздо больший круг продукции, поскольку в Российской Федерации дейст­вие указанного Закона охватывает только те товары (работы, услуги), которые предназначены исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

1.3. Кто понимается в Директиве под «изготовителем» продукта

В Европейском Союзе считают, что защита интересов по­требителя требует, чтобы все изготовители, участвующие в производственном процессе, несли ответственность за де­фекты поставляемой ими готовой продукции, комплектую­щих изделий или исходных материалов; ответственность должны нести также те, кто импортирует продукцию на тер­риторию Сообщества и те лица, которые представляют себя в качестве изготовителя путем указания на продукции своего имени (наименования), товарного знака или иного индиви­дуализирующего признака, равно как и поставщики продук­ции, изготовителя которой нельзя установить.

В связи с этим в Директиве под «изготовителем» понима­ется изготовитель готового изделия, производитель любого сы­рья и исходного материала или компонента, а также любое лицо, которое путем указания на продукте своего имени (на­именования), товарного знака или иного индивидуализирую­щего признака представляет себя в качестве его изготовителя. При том, что с изготовителя ни в коей мере не снимается ответственность за его продукцию, любое лицо, ввозящее на территорию Сообщества какой-либо продукт для продажи, про­ката, долгосрочной аренды или для какой-либо иной формы передачи потребителям, рассматривается как изготовитель дан­ного продукта и несет ответственность как изготовитель.

В том случае, когда изготовителя продукта нельзя установить,

каждый поставщик такого продукта считается его изго­товителем, если только он в разумные сроки не сообщит по­терпевшему лицу имя (наименование) действительного изго­товителя или лица, которое поставило ему данный продукт. Это правило относится также и к импортным продуктам, если на них не указано, кто является их импортером, даже если при этом указывается наименование изготовителя.

В свете приведенных определений становиться понятным,

почему, например, при массовой закупке у российских пред­приятий важных комплектующих или оптового приобрете­ния крупной партии продукции, предназначенной для по­следующей розничной продажи, западноевропейские за­казчики зачастую занижают на 20—30 % и даже более покуп­ную цену, если у предприятия-производителя нет сертифи­цированной системы качества. Это цена их страховки повышенного риска ответственности, связанного с невысокой сте­пенью гарантии устойчивости требуемого качества, ибо в со­ответствии с Директивой на территории стран Европейского Союза тот, кто вводит продукцию в оборот, также несет ответственность за причиненный ущерб.

Что касается Закона «О защите прав потребителей», то здесь под изготовителями (продавцами, исполнителями), на которых распространяется ответственность, понимаются те, которые производят продукцию (продают продукцию, вы­полняют работы или оказывают услуги), предназначенную исключительно для личных (бытовых) нужд потребителя.

1.4. Что понимают в Директиве под дефектной продукцией?

Понятие дефектной продукции в Директиве впервые в юридической практике напрямую определяется в связи со способностью данной продукции обеспечить безопасность. Там отмечается, что для защиты здоровья и имущества по­требителей дефектность продукта должна определяться по признаку его несоответствия тому уровню безопасности, на который люди вправе рассчитывать, с учетом того, что при оценке безопасности продукта не учитываются случаи его неправильного использования, не оправданного при данных обстоятельствах.

В связи с этим Директива определяет, что продукт счита­ется дефектным, когда он не обеспечивает того уровня безо­пасности, на который человек вправе рассчитывать с учетом всех обстоятельств, в том числе:

а) как продукт был поставлен потребителям;

б) разумно предполагаемых функций, которые продукт
может выполнять;

в) времени выпуска продукта в обращение.

Важно отметить, что «уровень безопасности, на который человек вправе рассчитывать», является не субъективным тре­бованием отдельного пользователя, а достаточно объектив­ным показателем, отталкивающимся от уровня знаний сред­него потребителя относительно безопасности.

Интересно, что в российском законодательстве о защите прав потребителей кроме терминов «недостаток товара (работы, услуги)» и «существенный недостаток товара (работы, услуги)» введено также понятие «безопасность товара (работы, услуги)». При этом возмещению подлежат вред, причинен­ный жизни, здоровью или имуществу потребителя как вслед­ствие недостатков товара (работы, услуги), так и вследствие необеспечения безопасности товара (работы). В этом смысле Закон «О защите прав потребителей» подходит к понятию де­фектной продукции фактически также, как и Директива ЕЭС.

Наши рекомендации