Отопление, вентиляция и противодымная защита
6.3.1 В отапливаемых стоянках автомобилей расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать не менее 5 °С, в постах мойки технического осмотра (ТО) и технического ремонта (ТР) - +18°С, в электрощитовой, насосной пожаротушения, узле ввода водопровода - +5°С.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.2 В неотапливаемых стоянках автомобилей достаточно предусматривать отопление только вспомогательных помещений, указанных в 5.1.8.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.3 Отопление предусматривается для зоны хранения и рамп в закрытых отапливаемых стоянках автомобилей. Помещения постов мойки, контрольно-пропускных пунктов, диспетчерских, а также электрощитовой, насосной пожаротушения, узла ввода водопровода проектируют отапливаемыми как в теплых, так и в неотапливаемых закрытых и открытых стоянках автомобилей.
6.3.4 Отопление помещений хранения, постов мойки, ТО и ТР, проектируют воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией. В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей, независимо от их размеров, применяют также отопление местными нагревательными приборами с гладкой поверхностью.
Въездные и выездные наружные ворота оборудуют воздушно-тепловыми завесами:
- в отапливаемых стоянках автомобилей - при размещении в зоне хранения 50 и более автомобилей;
- в помещениях постов, ТО и ТР при пяти и более въездов - выездов через одни ворота и при расположении постов ТО и ТР ближе четырех метров от наружных ворот.
6.3.5 На стоянках автомобилей закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005.
В неотапливаемых наземных стоянках автомобилей закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.
6.3.6 На стоянках автомобилей закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО в помещении с круглосуточным дежурством персонала.
6.3.7 В вытяжных воздуховодах в местах пересечения ими противопожарных преград должны быть установлены противопожарные клапаны.
Транзитные воздуховоды за пределами обслуживаемого этажа или помещения, выделенного противопожарными преградами, следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 7.13130.
6.3.8 В закрытых наземных и подземных стоянках автомобилей следует предусматривать системы противодымной вентиляции в соответствии с требованиями СП 7.13130.
6.3.9 Удаление дыма необходимо предусматривать через вытяжные шахты с механическим побуждением тяги согласно СП 7.13130.
В наземных стоянках автомобилей до двух этажей и одноэтажных подземных стоянках автомобилей допускается предусматривать естественное дымоудаление при устройстве вытяжных шахт с естественной вытяжкой через проемы или оборудованные механизированным приводом для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне 2,2 м и выше (от пола) или через открывающиеся фонари. Общая площадь открываемых проемов, определяемая расчетом, должна быть не менее 0,2% площади помещения, а расстояние от окон до наиболее удаленной точки помещения не более 18 м. На стоянках автомобилей, встроенных в здания другого назначения, устройство дымоудаления через открываемые проемы не допускается.
На стоянках автомобилей с изолированными рампами в вытяжных шахтах на каждом этаже следует предусматривать дымовые клапаны.
Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противопожарных клапанов определяют расчетом.
На подземных стоянках автомобилей к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей площадью не более 3000 м на каждом подземном этаже. Число ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормируется при площади, обслуживаемой одним дымоприемным отверстием не более 1000 м согласно требованиям п.7.8 СП 7.13130.
6.3.10 В лестничные клетки, ведущие непосредственно наружу, и шахты лифтов стоянок автомобилей следует предусматривать подпор воздуха при пожаре или устройство на всех этажах тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре:
- при двух подземных этажах и более;
- если лестничные клетки и лифты связывают подземную и наземную части стоянки автомобилей;
- если лестничные клетки и лифты связывают стоянку автомобилей с наземными этажами здания другого назначения.
6.3.11 При пожаре должно быть предусмотрено отключение общеобменной вентиляции.
Порядок (последовательность) включения систем противодымной защиты должен предусматривать опережение запуска вытяжной вентиляции (раньше приточной).
6.3.12 Управление системами противодымной защиты должно осуществляться:
- от пожарной сигнализации (или автоматической установки пожаротушения), дистанционно;
- с центрального пульта управления противопожарными системами, а также от кнопок или механических устройств ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж стоянки автомобилей, на лестничных площадках на этажах (в шкафах пожарных кранов).
6.3.3-6.3.12 (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.13 Требования к проектированию вентиляционных шахт подземных стоянок автомобилей приведены в [7].
Вытяжные вентиляционные шахты стоянок автомобилей вместимостью 100 машино-мест и более необходимо размещать на расстоянии не менее 30 м от многоквартирных жилых домов, участков детских дошкольных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов, стационаров лечебных учреждений. Вентиляционные отверстия указанных шахт должны предусматриваться не ниже 2 м над уровнем земли. При вместимости стоянок автомобилей более 10 машино-мест расстояние от вентиляционных шахт до указанных зданий и возвышение их над уровнем кровли сооружения определяются расчетом рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума на территории жилой застройки.
Шумопоглощение вентиляционного оборудования стоянок автомобилей, встроенных в жилые дома, должно рассчитываться с учетом работы в ночное время.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.14 Элементы систем противодымной защиты (вентиляторы, шахты, воздуховоды, клапаны, дымоприемные устройства и др.) следует предусматривать в соответствии с СП 60.13330 и СП 4.13130.
В системах вытяжной противодымной вентиляции противопожарные (в том числе дымовые) сопротивление клапанов дымо-, газопроницанию должно быть не менее 1,6·10 м /кг в соответствии с требованиями пункта 7.5 СП 7.13330*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 7.13130.2013. - Примечание изготовителя базы данных.
6.3.15 При определении основных параметров приточно-вытяжной противодымной вентиляции необходимо учитывать следующие исходные данные:
- возникновение пожара (горение одного или двух и более автомобилей - при двух и более уровневой механизированной стоянке автомобилей) в наземной стоянке на нижнем типовом этаже, а в подземном - на верхнем и нижнем типовых этажах;
- геометрические характеристики типового этажа (яруса) - эксплуатируемая площадь, число и размеры проемов, площадь ограждающих конструкций;
- удельная пожарная нагрузка;
- положение проемов эвакуационных выходов (открыты с этажа пожара до наружных выходов);
- параметры наружного воздуха.
6.3.16 Вентвыбросы из подземных стоянок автомобилей, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания.
6.3.14-6.3.16 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
Сети электроснабжения
_____________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
6.4.1 Электроснабжение и электротехнические устройства стоянок автомобилей должны быть проектированы в соответствии с требованиями [6] и [2].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.2 По обеспечению надежности электроснабжения потребителей стоянок автомобилей следует относить к следующим категориям:
а) к I категории - электроустановки, используемые в противопожарной защите, в том числе, для автоматического пожаротушения и автоматической сигнализации, противодымной защиты, лифтов для перевозки пожарных подразделений, систем оповещения о пожаре, электропривода механизмов противопожарных ворот, систем автоматического контроля воздушной среды в помещениях хранения газобаллонных автомобилей;
б) к II категории - электроприводы лифтов и других механизированных устройств для перемещения автомобилей;
в) электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода и аварийное освещение стоянок автомобилей, постоянно готовых к выезду;
г) к III категории - остальные электропотребители технологического оборудования стоянок автомобилей.
Электрокабели, питающие противопожарные устройства, должны присоединяться непосредственно к вводным щитам здания (сооружения) и не должны одновременно использоваться для подводки к другим токоприемникам.
Кабельные линии, питающие системы противопожарной защиты, должны выполняться огнестойкими кабелями с медными жилами и не могут использоваться для других электроприемников согласно требованиям СП 6.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.3 Освещение помещений хранения автомобилей следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 52.13330.
6.4.4 К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели:
а) эвакуационных выходов на каждом этаже;
б) путей движения автомобилей;
в) мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники;
г) мест установки первичных средств пожаротушения, согласно требованиям статей 43 и 60 [2];
д) мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.5 Пути движения автомобилей внутри стоянок автомобилей должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.
Светильники, указывающие направление движения, устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.
Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей.
Световые указатели мест установки соединительных головок для пожарной техники, мест установки пожарных кранов и огнетушителей должны включатся автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.6 В стоянках автомобилей закрытого типа у въездов на каждый этаж должны быть установлены розетки, подключенные к сети электроснабжения по I категории, для возможности использования электрифицированного пожарно-технического оборудования на напряжении 220 В.
(Измененная редакция, Изм. N 1).