Конспект лекционных занятий 4 страница
8) Кладбища и крематории;
9) Водоемы естественные и искусственные;
10) Санитарно-защитные зоны.
Основная литература:1 [78-83], 2 [50-53], 3 [29-50], 4 [45-58], 5 [162-175].
Дополнительная литература:
Контрольные вопросы:
1. Какие факторы влияют на планировочное решение генерального плана города?
2. Что определяет тип планировочной структуры города?
3. Какие основные типы городской планировочной структуры города существуют (указать 6 типов).
4. Что относят к основным планировочным элементам города?
5. Какие объекты являются планировочными элементами города.
Тема лекции 14 -Функциональное зонирование территории города. Структура селитебной зоны.
По функциональным зонам территория города подразделяется на: 1)Селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно- бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки; 2) Промышленные зоны, в которых размещаются промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями; 3) Транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта; 4) Коммунально-складские зоны; 5) Санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от жилья.
Структура селитебной зоны.
Важное место в планировочной структуре города занимает селитебная территория. На ней располагается жилая застройка с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает расположение их в селитебной зоне.
В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы численностью до 150 и более тыс. человек, имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, улицы, дороги и т. п. Жилой район включает общественный центр, где сосредоточены учреждения периодического пользования и специализированные центры. Комплексы этих учреждений и предприятий обслуживания должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. Жилой район должен иметь единую архитектурно-планировочную организацию территории, зеленые насаждения, спортивные сооружения.
Селитебная зона, как правило, располагается с наветренной стороны по отношению к промышленной зоне выше по течению рек, желательно вблизи водоемов, зеленых массивов. В селитебной зоне больших, крупных и особенно крупнейших городов, территория которых расчленена естественными и искусственными рубежами, выделяются как относительно самостоятельные городские планировочные районы со своими центрами обслуживания, места приложения труда, системой зелёных насаждений и организации отдыха. Такие районы могут быть селитебным, либо комплексными, производственно-селитебными, имеющими свою производственную базу, которая формируется из предприятий, не имеющих санитарной вредности или большого грузооборота, научно-исследовательских институтов, вузовских комплексов и др.
Планировочные районы, охватывающие значительные территории, как правило, подразделяются на жилые районы, производственные и рекреационные.
В градостроительстве жилыми районами (как структурными единицами селитебной территории города) называются крупные комплексы жилой застройки, объединенные учреждениями культурно-бытового обслуживания в пределах радиуса доступности 800— 1000 м. или 15 мин. пешеходного пути (5 мин. передвижения на транспорте). Такой комплекс, объединенный единой системой социальной и функциональной организации, может обладать целостной планировочной и архитектурно-пространственной композицией.
В свою очередь жилые районы организуются из более мелких социально-территориальных элементов - микрорайонов и первичных жилых комплексов. Микрорайон - это комплекс жилых домов и учреждений культурно-бытового обслуживания, удовлетворяющих повседневные потребности населения и расположенных на расстоянии пешеходной доступности (в пределах 400—500 м. или 5— 8 мин. пути). Первичный жилой комплекс - группа жилых домов, объединенная учреждениями первичного обслуживания, расположенными на расстоянии 250—300 м.
При формировании планировочной структуры города учитываются многие факторы: социально-экономические, инженерно-технические, природно-климатические и другие, выступающие в различных соотношениях для разных городов. Так, при построении планировочной структуры промышленного города решающим фактором является относительное расположение селитебной и производственной зон. Стремление к территориальному сближению жилья и мест приложения труда ограничивается необходимостью установления между селитебной территорией и промышленными предприятиями санитарно-защитных зон. В зависимости от производственного профиля, мощности, санитарной характеристики и грузооборота зоны промышленных предприятий могут находиться за пределами селитебной территории на большом расстоянии (10—15 км.), на незначительном (500—1000 м.), вблизи жилья (100—300 м.).
Предприятия с минимальной вредностью или безвредные располагаются на территории селитьбы (санитарный разрыв составляет 50—100 м.). По санитарной вредности предприятия подразделяются на классы, в соответствии с которыми определяются размеры санитарно-защитных зон между предприятием и селитьбой: I класс - 1000 м., II— 500 м., III —300 м., IV—100 м., V —50 м.
Селитебную территорию в городах необходимо расчленять на районы площадью не более 250 га. магистралями или полосами зеленых насаждении шириной не менее 100 м.
При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома.
Размещение индивидуального строительства в городах следует предусматривать: в пределах городской черты - преимущественно на свободных территориях, включая территории, ранее считавшиеся не пригодными для строительства, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки при ее уплотнении и в целях сохранения характера сложившейся городской среды); на территориях пригородных зон - на резервных территориях, включаемых в городскую черту; в новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности города 30—40 минут. Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу. В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.
Основная литература:1 [72-78], [105-108], 2 [54-58], 3 [77-116], 4 [75-89], [152-176], 5 [106-138].
Дополнительная литература:
Контрольные вопросы:
1. Что входит в состав селитебной территории?
2. Как должна располагаться селитебная зона по отношению к производственной?
3. Как определяют размер и границы селитебной территории?
4. Что такое микрорайон?
5. Какие факторы влияют на формирование планировочной структуры города?
Тема лекции 15 - Размещение и структура промышленных районов. Планировка промышленных зон городов.
Производственную зону составляют городские промышленные районы, сформированные на основе объединения предприятий, вспомогательных объектов, инженерных сооружений, общественных и научно-исследовательских центров. В основе промышленных районов лежат промышленные узлы (т.е. группа предприятий). Объединение промышленных территорий в узлы и районы дает социальный, экономический и градостроительный эффект (снижение затрат на освоение и эксплуатацию территорий, формирование единой транспортной и инженерной инфраструктур, контроль над экологической ситуацией).
Размещение и планировочная структура промышленных районов зависит от природно- климатических, инженерно-геологических характеристик территории санитарно- гигиенических характеристик производства. К размещению промышленных предприятий и производственных зон предъявляются требования транспортной связи с местами расселения, сырьевой базой, энерго- и водоснабжением, внешними и внутренними городскими транспортными магистралями, планировочной и композиционной связи с прилегающими районами города, связи обслуживания промышленного района с общегородскими и районными культурно – бытовым обслуживанием, минимизации влияния производственных вредностей на селитебный район.
Многообразные промышленные производства различаются по своей трудоемкости, по степени возможной концентрации, что по-разному влияет на численность занятых промышленных кадров и соответственно на величину города. Технологические особенности производств и характер используемого сырья определяют, кроме того, размеры промышленных площадок, величину грузооборота, мощность инженерных сетей и сооружений.
Наиболее серьезные требования к размещению промышленности по отношению к жилым районам, вызывающие часто большие затруднения и дополнительные капиталовложения, обуславливаются количеством и характером промышленных выбросов и стоков, загрязняющих воздушный бассейн и водоемы.
Среди других требований часто вызывают удорожание строительства инженерно-технические мероприятия при неудовлетворительных инженерно-геологических характеристиках площадок. Характер и мощность предприятий, размещаемых в городе, в соответствии с установленным для него производственным профилем предопределяет величину города.
Ввиду того, что создание промышленных территорий с площадью, превышающей 400 га., в пределах населенных мест не рекомендуется, часто организуют несколько промышленных районов, а при проектировании этих районов соблюдаются следующие пять основных положений: учет производственных связей смежных предприятий и возможности территориального расширения некоторых из них; необходимость наибольшей кооперации промышленных предприятий в отношении строительства и эксплуатации энергетических и санитарно-технических сооружений и транспортных устройств; расположение объектов коммунального и культурно-бытового назначения с учетом возможности обслуживания ими всего промышленного района; создание рациональной сети железнодорожных подъездных путей, отходящих от ближайшей сортировочной станции, и автомобильных дорог; принятие мер, против неблагоприятных воздействий (в санитарном и пожарном отношениях) одного предприятия на другое или на ближайшие кварталы селитебных территорий (Рисунок 20).
Рисунок 20. Планировочная организация промышленного района
а) I-V-предприятия различных классов вредности; 1-селитебные территории; 2-предприятия, не выделяющие производственных вредностей; 3-коммунально-складские территории; 4-вспомогательная сортировочная станция, обслуживающая промышленный район; 5-полоса территории железной дороги; 6-участок домостроительного комбината
б) Схема генерального плана домостроительного комбината. 1-основные производственные цехи; 2-вспомогательные цехи; 3-погрузочные устройства и биржа бревен; 4-склады, 5-энергетические устройства; 6-здания заводоуправления, проходной и столовой; 7-гараж; 8-резервная территория для расширения предприятия.
Все промышленные предприятия, в зависимости от выделяемых ими вредностей и условий технологического процесса, подразделяются, в соответствии с требованиями Государственной санитарной инспекции, на пять классов, кроме того, выделяются особо вредные в санитарном отношении предприятия классов А и Б.
Основная литература:2 [67-69], 3 [116-124], 4 [37-45], [45-52], [79-86], [97-102], [224-263].
Дополнительная литература:
Контрольные вопросы:
1. Назовите и опишите объекты, которые входят в промышленную зону?
2. От чего зависит размещение и планировочная структура промышленных районов?
3. Как должен производиться выбор территории для промышленных предприятий?
4. Какие основные положения соблюдаются при проектировании промышленных районов?
5. На сколько классов подразделяются промышленные вредности?
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)
№ п/п | Задание | Форма проведения занятий | Методические рекомендации | Рекомендуемая литера- тура |
Законы формирования города. Сущность и факторы современного процесса урбанизации. | презентация тренинг дискуссия | Рассмотрение городской среды как системы взаимосвязи факторов процесса урбанизаций. | осн. 5 [64-87], [106-162]. | |
Градостроительство сегодня и завтра. | презентация тренинг дискуссия | Основные современные тенденций развития городской среды. Градостроительство будущего. | осн. 5 [162-246]. | |
Территориально-пространственное выражение процесса урбанизации в развитых странах. | презентация тренинг дискуссия | Основные современные тенденций развития городской среды развитых стран. Понятие урбанизация. | осн. 1 [38-47]. | |
Тоннели и мостики для пешеходов. Пересадочные узлы. | презентация тренинг дискуссия | Подземная урбанистика. Мосты и путепроводы на территории города. | доп. 5 [57-69]. | |
Проблемы крупнейших городов. Творческие поиски градостроительного решения крупнейших городов. | презентация тренинг дискуссия | Принципы формирования новых средовых структур города и реконструкция существующих. Тенденции развития дизайна городской среды. | осн. 1 [41-47], [222-229]. | |
Планировочная структура города. Система поселений и формирование крупных городских агломераций планировочной и городской среды. | презентация тренинг дискуссия | Основные планировочные структуры городской среды. Современные процессы урбанизации городов. | осн. 1 [78-83], 4 [75-89], 5 [64-225]. | |
Подземная урбанистика. | тренинг реферат | Использование подземного пространства городов (прошлое, настоящее и будущее). | доп. 2 [13-93]. | |
Градостроительная типология форм городской среды. | презентация тренинг дискуссия | Городская среда как особый объект архитектурного творчества. Городская среда как система взаимосвязанных открытых пространств. | доп. 1 [15-27]. | |
Использование подземного пространства современных городов. | презентация тренинг дискуссия | Подземные паркинги крупнейших торгово-развлекательных центров. | доп. 2 [13-93]. | |
Градостроительные мероприятия по охране и улучшению окружающей среды. | презентация тренинг дискуссия | Экологические проблемы урбанизированных систем. | доп. 4 [20-77], [126-160]. | |
Архитектурно-дизайнерские компоненты современных городских ансамблей. | презентация тренинг дискуссия | Пространственные формы. Технические компоненты города. | доп. 1 [233-250]. | |
Современное градостроительство. | презентация тренинг дискуссия | Градообразующие факторы, планировочная структура города, городские центры тяготения. | доп. 3 [18-31]. | |
Жилые районы городской среды. | презентация тренинг дискуссия | Первичные жилые комплексы, жилые районы, микрорайоны. | доп. 3 [33-58]. | |
Современные принципы озеленения городских территорий. | презентация тренинг дискуссия | Санитарно-защитные зоны города. Озеленение общего и ограниченного пользования. | доп. 3 [204-236]. | |
Основы комплексного художественного и монументально-декоративного решения городской среды. | тренинг реферат | Синтез искусств в градостроительном решении. Комплексная схема монументально-декоративных и художественных решении. | доп. 1 [163-171]. |
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС)
№ п/п | Задание | Методические рекомендации | Литера- тура |
Истоки градостроительных теорий. | Теория и история древних городов мира. | осн. 5 [13-21]. | |
От больших городов к городам-гигантам. | Понятие урбанизация ее причины и перспективы. | осн. 5 [64-87]. | |
Идеал малого города. | Теория «идеального города». | осн. 5 [87-106]. | |
Система расселения в структуре современных градостроительных теорий. | Основные принципы расселения в структуре современных градостроительных теорий. | осн. 5 [122-138]. | |
Основы проектирования современных городов. | Особенности проектирования современного города. | осн. 5 [162-175], [225-244]. | |
Предмет и основные понятия градостроительной экологии. | Учет экологических аспектов как неотъемлемая часть градостроительства. | доп. 4 [7-13]. | |
Экологическая характеристика городов. | Современное экологическое состояние городов. | доп. 4 [13-20]. | |
Модели устойчивого развития городов. | Условия экологического равновесия градостроительной структуры. | доп. 4 [52-77]. | |
Проблемы ресурсов сбережения в городском хозяйстве. | Специфика грамотного использования ресурсов городского хозяйства. | доп. 4 [89-126]. | |
Управление экологической безопасностью в градостроительной деятельности. | Формирование экологического мировоззрения населения города. | доп. 4 [126-160]. | |
Основные этапы развития подземных сооружений различного назначения. | Подземные пространства «городов будущего». | доп. 5 [13-23]. | |
Сооружения на городской улично-дорожной и транспортной сети. | Тоннели и эстакады. | доп. 5 [43-57]. | |
Здания сооружения и устройства «неподвижного» транспорта. | Автомобильные стоянки и гаражи. | доп. 5 [69-93]. | |
Города будущего под землей. | Поисковые и проектно-экспериментальные предложения. | осн. 5 [162-225]. доп. 5 [93-119]. | |
Тоннели и мостики для пешеходов. | Пересадочные узлы. | доп. 5 [57-69]. |