Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — де­ревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукать, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постуча­ла Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у мед­ведя в избушке.

Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить,

— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сто­рону идти — не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедуш­ке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит мед­ведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да
бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в де­ревню.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

Вижу, вижу!

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!

Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и го­ворит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошел скорее.

Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев при­нес.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Ма­шенька сидит — живехонька и здоровехонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, ум­ницей называть.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Маша и медведь»

Предварительная работа: подготовьте декорации к сказке — на листе ватмана нарисуйте (или наклейте) деревья, избушку; на картинке «Ягоды» раскрась­те ягоды и лукошки.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопе­реживать героям сказки.

Обучающие — обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной ре­чи; учить употреблять существительные мужского и женского рода в родитель­ном, винительном падежах; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным «два».

Развивающие — развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и па­мять; продолжать развивать воображение.

Оснащение:

— цветной шнур;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 9-11, 15);

— декорации к сказке;

— фланелеграф;

— сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см.рис. 9);

— картинка «Ягоды» (см. рис. 10);

— сюжетная картинка «Машенька в горнице» (см. рис. 11).

Ход занятия

1. Организационный момент.Спросите детей: «Кто хочет стать паровози­ком?» Попросите сказать, где находится паровозик (впереди состава). Предло­жите вспомнить и рассказать о том, что цепляют к паровозику (вагончики). Предложите сесть в паровозик (взяться за цветной шнур). Попросите «паровозик» дать гудок и отправиться в путь. Когда «паровозик» привезет вагончики в лес, предложите детям выйти из вагончиков и присесть на полянку (ковер).

2. Знакомство со сказкой.Сообщите детям тему занятия. Расскажите сказку
«Маша и медведь». По ходу рассказа выставляйте фигурки героев сказки и деко­рации на фланелеграф.

3. Подумай и ответь.Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Как звали внучку бабушки и дедушки?

Куда пошла Машенька с подружками?

Как Машенька потерялась в лесу?

Что увидела Машенька в чаще леса?

Кто жил в избушке?

Почему медведь решил оставить Машеньку у себя?

Почему медведь не отпускал Машеньку домой?

Что придумала Машенька, чтобы убежать от медведя?

Зачем попросила Машенька отпустить ее в деревню на денек?

Что испекла Машенька?

Куда положила Машенька пирожки?

Какие наставления дала Машенька медведю?

Как Машенька обманула медведя?

Почему девочка не разрешила медведю садиться на пенек и есть пирожок?

Что случилось с медведем в деревне?

Где нашли Машеньку дедушка и бабушка?

Как бабушка и дедушка стали называть Машеньку?

4. Развитие зрительного внимания.Скажите, что лес, в который пошли де­вушки, был дремучим. Спросите, что означает слово «дремучий». Положите пе­ред каждым ребенком картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 9). Предложите ее рассмотреть. Попросите найти на картинке спрятавшуюся Машу и рассказать о том, где она спряталась. (За елкой.) Спросите, почему ребенок так решил.

5. Развитие счетных навыков(«У кого сколько?»). Положите перед каждым ребенком картинку «Ягоды» (см. рис. 10). Предложите детям рассмотреть и на­звать все ягоды (малина, земляника, черника), изображенные на картинке ввер­ху. Попросите найти такую же ягоду, растущую на кустике, и соединить одина­ковые ягоды фломастером. Напомните, что Маша и девушки собирали ягоды в лукошки. Предложите рассмотреть лукошки на картинке. Попросите сосчи­тать ягоды в каждом лукошке (пять земляничек, три чернички, две малинки).

Предложите ребенку найти под рисунком цифры, назвать их. Попросите со­единить лукошко с той цифрой, которая соответствует количеству ягод в нем. Спросите: «В каком лукошке больше ягод? А в каком меньше ягод?» Следите за тем, чтобы дети согласовывали существительное с числительным «два», «пять» в роде и числе (одна ягодка, две малинки, пять черничек).

6. Формирование грамматических категорий, развитие мышления (обобще­ние).Предложите детям отправиться в гости в медвежью избушку, в которой жи­вет Машенька. Попросите детей рассмотреть картинку «Машенька в горнице» (см. рис. 11). Попросите найти на рисунке Машеньку. Задайте вопросы по содержа­нию картинки.

Что делает Машенька? (Вяжет носок.)

На чем она сидит? (На сундучке.)

Попросите ребенка вспомнить и назвать предметы мебели, на которых можно сидеть (стул, табурет, кресло). Предложите назвать одним словом названные предметы (мебель).

7. Подведение итогов занятия.Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия:рассказываем сказку «Маша и медведь»

Цели занятия

Воспитательные — продолжать воспитывать учебные навыки; отвечать на вопросы по тексту; сопереживать героям сказки.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; ак­тивизировать словарный запас за счет имен существительных (чаща, деревня, короб, овражки); прилагательных (умная, находчивая); пересказывать сказку, договаривая фразу.

Развивающие — продолжать развивать зрительное внимание, память; разви­вать способности в замещению, умение читать графические рисунки (символы).

Оснащение:

— мяч;

— фланелеграф;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах (см. Приложение) со словами «дед», «Маша», «баба», «медведь»;

— пирожки из пластилина;

— корзиночки по количеству детей;

— красивый платок;

— карточки с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.Предложите детям отправиться в гости к Ма­шеньке. Прочтите рифмовку:

Друг за другом мы встаем, В гости к Машеньке пойдем.

Предложите детям идти тихонько (на носочках) до стульчиков так, чтобы их шаги не услышал медведь. Попросите детей сесть на стульчики.

2. Совместное рассказывание сказки.Предложите детям вместе вспомнить и рассказать сказку «Маша и медведь».

Возьмите разноцветный мяч и начните рассказывать сказку. Закончив логи­чески завершенной отрывок, передайте мяч ребенку, сидящему справа, и предло­жите ему продолжить рассказ (ребенок должен рассказать 1-2 предложения из текста сказки). Во время рассказа выставляйте на фланелеграф тех персонажей сказки, о которых в данный момент рассказывает ребенок.

Если у ребенка возникает затруднение, помогите ему — закончите начатую им фразу или задайте наводящий вопрос.

3. Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение.Предложите детям поиграть с карточками. Выставьте на стол персонажей сказки. Возьмите одну карточку, прочтите слово. Подложите карточку под фигурку, название которой она обозначает.

Разложите на столе второй экземпляр карточек. Предложите одному из де­тей найти «такую же» карточку (с таким же словом). Попросите «прочесть» на­писанное слово и подложить ее к «такой же» карточке, лежащей около фигурки персонажа.

Продолжайте игру, пока все карточки, лежащие на столе, не будут разложе­ны по местам. Если ребенок допустил ошибку, предложите ему исправить ее са­мостоятельно. Количество карточек зависит от возможностей группы.

4. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики.(Конструирова­ние из палочек.) Вспомните вместе с детьми о том, куда Машенька складывала пирожки, которые приготовила для бабушки и дедушки (в короб). Предложите найти и показать короб, который медведь несет в деревню. Спросите, где нахо­дится короб (на спине).

Расскажите о том, что короб Машеньки прохудился.

Предложите детям помочь Машеньке выложить из палочек новый короб для пирожков по образцу. Положите перед каждым ребенком образец для выклады­вания короба из счетных палочек (см. рис. 12).

Если ребенок затрудняется в выполнении работы, возьмите палочки и выло­жите из них короб около образца. Предложите ребенку выложить такой же ко­роб.

Задание можно усложнить, предложив детям выложить короб из другого ма­териала (зубочисток, спичек или палочек меньшей величины). Если задание вы­зывает у ребенка затруднение, нарисуйте короб на листе бумаги и предложите ребенку наложить палочки на образец, нарисованный на бумаге, и только после этого выложить рядом с образцом.

5. Сосчитай и назови.Заранее поставьте на стол корзиночки с пирожками и накройте их красивым платком.

Обратите внимание детей на то, что на столе есть что-то, накрытое красивым платком.

Предложите детям подойти и спросите их о том, что бы это могло быть? Вы­слушайте предположения детей.

Поднимите платок и предложите каждому ребенку взять по одной корзинке и сесть с ней на ковер.

Предложите детям сосчитать пирожки, лежащие в каждой корзинке. По­просите назвать их количество и найти на полянке карточку с цифрой, соответст­вующей данному количеству, и положить ее в корзинку.

Например: в корзине 5 пирожков. Ребенок пересчитывает их. Называет их количество: «У меня в корзине пять пирожков. Вот цифра пять. Я положил циф­ру пять в свою корзину». Следите за тем, чтобы ребенок согласовывал существи­тельное «пирожки» с числительными «два», «пять» (два пирожка, пять пирож­ков).

Игру можно повторить, предложив детям поменяться корзинками.

6. Закончи фразу.Предложите детям поиграть. Объясните правила игры:
«Я начну фразу. Вы внимательно ее прослушайте и закончите, подобрав слово,
противоположное по значению».

Малина сладкая,а лимон — какой? —... (кислый). Черника черная,а неспелая земляника — какая? —... (белая). Маша маленькая,а медведь — какой? —... (большой).Корзиночка маленькая,а короб — какой? —... (большой).

7. Подведение итогов занятия.Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия:показываем сказку «Маша и медведь»

Предварительная работа:подготовьте мнемокарту (см. рис. 13) для пересказа сказ­ки — разрежьте картинки по пунктирной линии и склейте их в одну ленту по порядку.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать вырабатывать умение подражать; учить со­гласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить использовать в ак­тивной речи предлоги «около», «из».

Развивающие — развивать творческие способности детей; совершенствовать зрительное внимание и память; развивать воображение.

Оснащение:

— куклы бибабо;

— ширма;

— косыночки по количеству девочек в группе;

— шапочки медведей (по количеству мальчиков в группе);

— мнемокарта (см. рис. 13).

Ход занятия

1. Организационный момент.Покажите из-за ширмы куклу бибабо Петруш
ку. Скажите:

На спектакль скорей спешите И друзей с собой ведите. Занавес открывается, Спектакль начинается!

Предложите детям аккуратно сесть на расставленные полукругом стульчики.

2. Инсценировка сказки.Скажите детям, что сегодня будет показан спек­
такль «Маша и медведь». Предложите детям стать актерами. Распределите ро­
ли. Наденьте на ручку каждого ребенка-актера куклу и предложите ему занять
место за ширмой.

Скажите, что оставшиеся без роли дети будут зрителями. Расскажите, что зрители должны быть внимательными и громко аплодировать актерам.

Возьмите на себя роль бабушки-рассказчицы. Прочтите логически завершен­ный отрывок сказки. Предложите детям помочь вам рассказать сказку.

Помогайте детям наводящими вопросами или прямым продолжением расска­за текста, который вызывает у детей затруднение.

3. Мимическая гимнастика.Предложите детям выбрать атрибуты для иг­ры— шапочки медведя и платочек Машеньки. Попросите вспомнить и расска­зать о том, какой был медведь. (Неуклюжий, сердитый.) Предложите мальчи­кам надеть шапочки медведей и показать, как ходит медведь. Затем предложите мальчикам показать сердитого медведя (сдвинуть брови, плотно сжать губы, сде­лать сердитым взгляд).

Предложите девочкам надеть красивые платочки. Попросите показать, как Машенька ходит и прыгает. Спросите у девочек, какой характер был у Машень­ки (веселый, покладистый). Предложите девочкам подойти к зеркалу и изобра­зить веселую Машеньку (губы в улыбке, зубки видны, глаза веселые).

Предложите мальчикам поменяться с девочками атрибутами — теперь маль­чики будут Машеньками, а девочки — злыми медведями.

4. Подвижная игра.Предложите детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору». Выберите водящего и наденьте на него шапочку медведя. Предложи­те детям взяться за руки и образовать круг. Поставьте в середину круга стуль­чик. Посадите на него «медведя», который делает вид, что спит, а дети изображают, что рвут ягоды, собирают грибы и поют (или проговаривают текст):

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит, Все на нас глядит! Лукошко опрокинулось, Медведь за ним и кинулся.

«Медведь» просыпается и ловит разбегающихся детей. Водящим становится тот ребенок, которого «медведь» поймал первым.

5. Расскажи сказку.Положите перед каждым ребенком мнемокарту. Предло­
жите ее рассмотреть и назвать изображенные символы. Попросите пересказать
сказку по мнемокарте (совместно со взрослым).

Попросите ребенка вести указательным пальцем по карте (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

6. Подведение итогов занятия.Положительно оцените работу детей.

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Рис. 9. Попробуй, найди


Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru






Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru



Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru










Рис. 10. Ягоды


Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Рис. 11. Машенька в горнице



Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Рис. 12. Образец выкладывания короба из счетных палочек


Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru

Рис. 13. Мнемокарта

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий. 2 страница - student2.ru Кот, петух и лиса

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вста­вал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, пес­ни поет и кота ждет.

Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушино­го мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:

— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петуш­ка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

— Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

— Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь — не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек
твоих не оставит.

Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

— Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его — цап-царап — схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал — не слыхал его кот, и унесла лиса петуш­ка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот — делать нечего. Надо идти выручать товарища — наверное, его лиса утащила.

Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку — гусли. Настоящий музыкант стал.

Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки,

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Звери в лесу дивятся — откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.

И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда — блины печет. По­сылает она свою дочку Чучелку:

— Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может — блины сго­рят. Посылает другую дочку — Подчучелку:

— Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого — один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:

— Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка

да понесся домой что было мочи. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

 
 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия:слушаем сказку «Кот, петух и лиса»

Предварительная работа:вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 12-14) и установите их на подставки; подготовьте декорации: на листе ватмана на­рисуйте (наклейте) деревья, дальние леса, реки; на картинке «Яблоки» (см. с. 41) раскрасьте яблоки — 5 красных и 1 золотое.

Цели занятия

Воспитательные - формировать в детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять сло­варный запас за счет новых имен существительных (жердочка), прилагатель­ных (петушиного), глаголов (стеречь, приберет, подметет); вводить в активную речь наречие «рано»; закреплять счет в пределах пяти; учить согласовывать чис­лительные «два», «пять» с существительными в роде и числе.



Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие; развивать наблюдательность и воображение.

Оснащение:

— персонажи сказки (см. вклейку, рис. 12-14);

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— шапочки петушка и лисы;

— декорации;

— картинка «Яблоки» (см. рис.14);

— картинка «Лабиринт» (см. рис. 15);

— фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.Наденьте шапочку петушка. Поздоровайтесь с детьми от имени Петушка и прочтите рифмовку:

Я —Петя-петушок,

Золотой гребешок.

С детками играю, •

В гости приглашаю.

Ку-ка-ре-ку!

Предложите детям встать за Петушком и взяться за руки. Пригласите детей отправиться в путешествие на сказочную поляну. Посадите детей на заранее рас­ставленные полукругом стульчики.

2. Знакомство со сказкой.Скажите, что Петушок сегодня расскажет сказку «Кот, петух и лиса». Напомните, что дети должны слушать внимательно, а ду­мать старательно. Расскажите (или прочтите текст сказки), одновременно вы­ставляя фигурки персонажей сказки и необходимые декорации.

3. Подумай и ответь.Задайте вопросы по содержанию сказки.
Где жили-были кот и петух?

Куда рано утром уходил кот?

Что делал петушок, когда кота не было дома?

Что сделала лиса и зачем?

Что кричал петушок, когда его схватила лиса?

Как кот помог петушку?

Как выманила лиса петушка из избушки на второй день?

Как помог кот петушку на второй день?

Как выманила лиса петушка в третий день?

Как выручал петушка кот на третий день?

Как кот обманул лису?

Досаждает ли лиса теперь коту и петуху? Почему?

4. Подвижная игра «Куда несет петушка лиса?».Предложите детям встать в круг. Выберите двух играющих. Одному наденьте шапочку лисы и дайте в руки колокольчик, второму наденьте шапочку петушка и дайте в руки бубен.

Объясните правила игры: «Сейчас я завяжу „лисичке" и „петушку" глаза платочком. Они будут ловить друг друга. Для того чтобы они знали, где находит­ся каждый играющий, им нужно звенеть колокольчиком и ударять в бубен».

Поставьте «лисичку» и «петушка» в середину круга, завяжите им глаза и предложите послушать песенку, которую споют дети. Попросите детей взяться за руки, образуя круг. Предложите им идти по кругу и петь песенку:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Дигли-дигли, дигли-дон,

Отгадай, откуда звон!

Дети останавливаются, а водящие, звеня бубном и колокольчиком, пытаются поймать друг друга. Игру можно повторить с другими ведущими.

5. Сосчитай.Предложите детям вспомнить и рассказать, чем обещала угостить петушка лиса (горошком, зерном). Предложите детям угостить петушка наливными красными яблочками. Положите перед каждым ребенком картинку «Яблоки» (см. рис. 14).

Наши рекомендации