Собенности контейнеровозов
ЧЕЛПАНОВ И.В.
П Р А К Т И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е № 2.2
Тема: Классификация объектов морской техники: Особенности морских и речных судов, морских сооружений
Текст лекции по дисциплине «Объекты морской техники»
Санкт-Петербург
собенности универсальных сухогрузных судов
Основные технико-эксплуатационные характеристики некоторых МЦСС приведены в табл. 1.1. Диапазоны изменения основных характеристик: длина
наибольшая 88,0–181,0 м; ширина 13,5–27,5 м; высота борта 7,0–14,4 м; осадка по грузовую марку 6,0–10,0 м; дедвейт 4,0–30,0 тыс. т; грузовместимость 5,0–35,5 тыс. м3; скорость 12,0–18,5 уз. Архитектурно-конструктивный тип: кор-мовое расположение машинного отделения (МО) и жилой надстройки; число палуб 1–3, трюмов 2–5; оптимальное раскрытие трюмов — за счёт устройства широких центральных, парных, реже тройных грузовых люков; установка кра-нов грузоподъёмностью 12,5–40,0 т; устройство двойных бортов в грузовых помещениях. Главные двигатели — средне- и малооборотные дизели, работа-ющие на ВРШ или ВФШ. На большинстве современных МЦСС устанавлива-ется носовое подруливающее устройство, мощность которого от 130 до 850 кВт (рис. 1.2 и 1.3).
| |||
Таблица 1.1.
Основные характеристики отечественных и зарубежных МЦСС
|
Продолжение табл. 1.1
|
собенности контейнеровозов
Основные технико-эксплуатационные характеристики отечественных KB приведены в табл. 1.2, современных зарубежных KB — в табл. 1.3, соотношения главных размерений — в табл. 1.4.
Технические характеристики современных эксплуатирующихся KB: вме-стимость 200 – 8000 TEU, длина наибольшая 90 – 318 м, ширина 13,5 – 42,8 м, высота борта 5,5 – 25,0 м, осадка 4,0 – 14,0 м, дедвейт 2,8 – 100,0 тыс. т, скорость 13,0 – 25,0 уз, мощность ЭУ 1,5 – 66,0 МВт, экипаж 8 – 24 чел. В качестве главных двигателей используются только средне- и малооборотные дизели, работающие на ВРШ или ВФШ. На всех KB установлены подруливаю-щие устройства (1-2), на новых KB — бортовые компьютеры; KB оборудуются автоматизированной системой выравнивания крена и дифферента во время грузовых oneраций во избежание заклинивания контейнеров в на-правляющих ячеек.
Архитектурно-конструктивный тип (АКТ) характеризуется следующими особенностями. Это однопалубные суда открытого типа, с избыточным надводным бортом, с двойными бортами, с кормовым или промежуточным расположением МО и жилой надстройки. На некоторых KB жилая надстройка размещается в носу. По схеме расположения грузовые люки могут быть центральными, парными или тройными; закрытия грузовых люков на малотон-нажных KB (до 500 TEU) складные, на остальных KB — понтонного типа. KB фидерного и линейно-фидерного плавания, как правило, имеют грузовое устройство в виде кранов грузоподъёмностью 35-40 т, они могут иметь бор-товое расположение или размещаться в диаметральной плоскости (ДП). На современных KB основные запасы топлива размещаются в диптанках вне двойного дна. В носовой части KB имеются специальные конструкции для защиты палубных контейнеров от заливания и ударов волн.
В 1990 г. был построен первый KB нового АКТ, так называемый безлючный (беспалубный) KB. Такие суда имеют вместимость 230— 4100 TEU и предназначаются для эксплуатации в умеренных и южных широтах. АКТ этих судов характеризуется открытой конструкцией трюмов, отсутствием комингсов, люковых закрытий и креплений палубных контейнеров, направляющие ячеек продолжены из трюмов на всю высоту штабеля контейнеров. Носовые трюмы числом от 1 до 3, в зависимости от вместимости KB, обо-рудованы люковыми закрытиями; в этих трюмах обычно перевозятся контей-неры с опасными грузами. К преимуществам безлючных KB относятся сокра-щение времени грузовых операций в портах на 10–15 %, так как нет необходимости в затратах ручного труда на крепление палубных контейнеров; нет за-трат времени на открытие, закрытие и перемещение люковых крышек; реаль-ное обеспечение требований техники безопасности при грузовых операциях; обеспечение сохранной и безопасной перевозки контейнеров; снижение цент-ра тяжести штабеля контейнеров; увеличение числа совершаемых рейсов. Не-достатками их являются некоторое увеличение массы металлического корпуса судна; попадание в трюмы воды во время эксплуатации; необходимость уста-новки в трюмах осушительной системы с основными и резервными насосами соответствующей производительности; некоторое увеличение строительной стоимости и регистровой вместимости.
Таблица 1.2
Основные характеристики отечественных контейнеровозов
|
Таблица 1.3
|
Таблица 1.4
Соотношения главных размерений контейнеровозов (пределы)