Цикл инвестиционного проектирования

Создание объекта строительства осуществляется в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения идеи (проектного замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию. Цикл инвестиционного проектирования, т.е. последовательность действий заказчика и органов власти по подготовке и утверждению инвестиционной и проектной документации, как правило, описан в СП 11-101-95[1] и состоит из трех основных этапов.

Декларация о намерениях отражает основные цели и параметры намечаемой деятельности. В частности, Декларация должна содержать краткие сведения о предполагаемом влиянии намечаемой деятельности на ОС. Рекомендуемая форма Декларации о намерениях установлена в СП 11-101-95.

Декларация о намерениях используется для организации взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления на ранних стадиях проектного цикла. На ее основе эти органы могут устанавливать требования и условия, которые должны быть учтены в дальнейшем при разработке предпроектной и проектной документации. В частности, государственные природоохранные органы могут устанавливать требования к условиям природопользования и охране ОС. После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.

Обоснование инвестиций разрабатывается по результатам рассмотрения Декларации органом местного самоуправления. Важной функцией этого документа является анализ и обоснование альтернативных вариантов намечаемой деятельности. При этом могут рассматриваться различные альтернативы:

- Принципиальные альтернативы намечаемой деятельности, включая полный отказ от нее;

- Места размещения планируемого объекта

- Масштабы намечаемой деятельности

- Технологии производства и используемое оборудование

- Режим функционирования проектируемого объекта

- Различные варианты смягчения воздействий.

Наряду с технико-технологическими, одной из важнейших альтернатив, анализируемых на стадии Обоснования инвестиций, является обоснование места размещения планируемого объекта. В ходе разработки Обоснования инвестиций осуществляется взаимодействие заказчика (разработчика проектной документации) со службами местной администрации, органами управления и контроля. Заказчик получает от них исходные данные, необходимые для планирования намечаемой деятельности, и технические условия. Кроме того, на основании разрабатываемых материалов Обоснования инвестиций осуществляется согласование с этими органами основных характеристик намечаемой деятельности (предпроектных решений).

Выбор места размещения может осуществляться в несколько этапов:

Ø выбор района размещения;

Ø выбор пункта

Ø выбор площадки.

Районом размещения называется территория в несколько десятков квадратных километров, в пределах которой на последующих стадиях будет выбран один или несколько пунктов размещения. Районы размещения могут находиться на расстоянии несколько десятков и даже сотен км.

Под пунктом размещения понимается территория размером в несколько квадратных километров, на которой при дальнейших проработках рассматриваются различные варианты размещения составных частей проектируемого объекта.

Выбор и компановка площадки производится с учетом технологии производства, противопожарных и санитарных норм, промышленно-архитектурного облика.

Выбор предполагаемого места размещения осуществляется исходя из существующих и возможных видов хозяйственного использования территории с учетом имеющихся проектно-планировочных материалов (Генплан, ПДП, Схема районной планировки). К территориям, неблагоприятным для размещения крупных объектов, относятся:

Ø Территории ООПТ

Ø Месторождения полезных ископаемых.

Ø Зоны специального хозяйственного использования:

· лесопитомники

· зоны вокруг мест размещения военных объектов,

· аэропорты и подлетные зоны.

· сельскохозяйственные или лесные территории в зависимости от структуры землепользования в регионе.

· рекреационные территории.

Выбор пункта и площадки строительства осуществляется на основе проведенных полевых изыскательских работ, технико-экономического сравнения вариантов и проведения согласований.

Если речь идет о строительстве нового объекта, согласование намечаемой деятельности с государственными органами осуществляется в процессе предварительного согласования места размещения будущего объекта. Порядок предварительного согласования места размещения объекта регулируется Земельным кодексом РФ.

Содержание Обоснования инвестиций должно быть достаточным для проведения необходимых согласований и экспертиз, для принятия решения о выборе земельного участка, а также для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего проектирования. Анализ возможных экологических последствий намечаемой деятельности представляется в разделе «ОВОС» Обоснования инвестиций.

Наши рекомендации