Менеджмент рисков ответственности за дефектную продукцию

С учетом переноса на изготовителя доказательств его невиновности при рассмотрении вопроса о его ответственности при причинении ущерба потребителю, за рубежом были выработаны практические приемы, позволяющие снизить риск ответственности за свою продукцию. Основные из них следующие:

• внедрение системы обеспечения качества с целью изго­товления бездефектной продукции;

• документирование производства с целью приведения доказательств своей невиновности;

• отказ от рекламных заявлений, которые не могут быть выполнены по отношению к качеству выпускаемой продукции;

• разработка однозначных и понятных описаний продукции и правил ее применения;

• страхование оставшегося риска.

3.1. Управление рисками ответственности в ходесоздания продукции

Создание продукции охватывает три основных этапа — планирование, собственно производство и сбыт—с каждым из которых связаны свои источники и места возникновении риска ответственности (таблица 2):

Таблица 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИСКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Этап Источники риска Места возникновения риска
Планирование изделия Ошибка в разработке Ошибка в конструкции Идея создания изделия Разработка концепции изделия Создание функционального образца
Производство Производственный дефект     Испытания   Серийное производство  
Сбыт Ошибка в информации об изделии Ошибка в инструкции Дефекты в ходе сопро­вождения изделия Хранение Транспортировка Сопровождение изделия

Рекомендуемые при этом мероприятия по снижению рис­ков ответственности следующие:

ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ

(Источники риска: ошибки в разработке и конструкции)

Идея создания изделия

Цель: выявление и оценка рисков, связанных с ответствен­ностью Мероприятия: — учет правовых и технических норм;

— анализ результатов испытаний и реклама­ций заказчиков;

— исследование ожиданий заказчиков.

Разработка концепции изделия

Цель: ограничение (избежание) риска, связанного с ответст­венностью

Мероприятия: — анализ альтернативных вариантов;
— учет норм по безопасности;

— анализ риска со стороны комплектующих.

Создание функционального образца

Цель: внедрение системы обеспечения качества в соответст­вии с ответственностью Мероприятия: — проверка функциональности процессов;

— анализ мероприятий по предупреждениювозникновения ущерба;

— распределение ответственности для защи­ты предприятия и управления рисками.

ЭТАП ПРОИЗВОДСТВА

(Источники риска — производственные дефекты)

Испытания

Цель: безопасность изделия

Мероприятия: — проверка качества;

— документация;

— обучение.

Серийное производство

Цель: избежать производственных дефектов Мероприятия: — маркировка изделий; —контроль качества;

— надзор за средствами контроля;

— проведение корректирующих мероприятий.

ЭТАП СБЫТА

(Источники риска: ошибки в информации для потребителя, дефекты при сопровождении)

Храпение, транспортировка Цель: сохранение качества Мероприятия: — правильная упаковка и хранение;

— надежная от перепутывания маркировка;

— надежные транспортные средства.

Сопровождение изделий

Цель: предотвращение возникновения ущерба, связанного с

ответственностью

Мероприятия: — связанная с риском информация об изде­лии;

— четкая инструкция по эксплуатации и пре­достерегающие указания;

— обучение продавцов и заказчиков;

— сбор и обработка информации о реклама­циях, причиненном ущербе;

— планирование акций по отзыву изделия с рынка.

3.2. Инструменты политики управления рисками ответственности

В зарубежной практике менеджмента рисков ответст­венности широко используют многочисленные приемы, по­зволяющие снизить и/или разделить риск ответственности (таблица 3):

Т а б л и ц а • 3' ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ОТВЕТСГВЕННОСГИ
Политика в области риска от­ветственности Инструменты снижения/разделения риска
Получение информации о возможном риске Отказ от сбыта продукции, обладающей риском
Снижение риска Применение альтернативных технологий, усиленный контроль качества
Деление риска Деление ответственности путем переговоров
Перекладывание риска Ответственность по контракту
Создание резерва затрат на возмещение ущерба Финансовый резерв
Перекладывание затрат по возмещению ущерба: — на страховую компанию; — на застрахованное пред­приятие. Производственное гарантийное страхование Гарантийное страхование продукции Перекладывание ответственности на по­ставщика или приемщика
Предупреждение ущерба: — снижение количества ущербных событий; — снижение размеров ущерба; — снижение общего риска. Контроль качества Предохранительные устройства, предупре­ждения Наблюдение за проданными изделиями Акции по отзыву продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие в конце 80-х годов Европейским Сообществом законодательства об ответственности изготовителя за ущерб, причиненный потребителю вследствие дефекта, поставило производителей и экспортеров в страны ЕС перед необходи­мостью принятия эффективных мер по обеспечению высо­кого качества и безопасности производимой (поставляемой) продукции. Пассивность в принятии таких мер может быть чревата большими убытками, особенно для тех фирм, дефек­ты в продукции которых могут иметь значительные негатив­ные последствия.

Следствием этого стало возросшее внимание европейских фирм к эффективным методам управления качеством, включая внедрение современных систем менеджмента качества и методов менеджмента рисков ответственности.

Как показывает анализ, российское законодательство по вопросам обеспечения прав потребителей подходит к установлению ответственности изготовителя за причиненный ущерб с той же и даже большей степенью жесткости по отношению к изготовителям, что и европейское право. Фактически, уже с 1992 г. российские товаропроизводители применительно к вопросам ответственности изготовителя действуют в рамках европейского правового поля, правда «одетого» в наши национальные одежды.

Это означает, что проблемы обеспечения безопасности выпускаемой продукции и стабильно высокого качества, выдвинувшиеся на первый план в странах Европейского Сообщества, становятся в не меньшей степени жизненно важными и для российских предприятий.

Представляется, что материалы данной статьи помогут руководителям российских предприятий лучше сориентироваться в правовых проблемах ответственности за качество

выпускаемой продукции, станут еще одним аргументом в пользу активного внедрения у них современных систем менеджмента качества.

ЛИТЕРАТУРА

\. Директива Совета Европейских Сообществ от 25 июля 1985 г. по сбли- жению законов, правил и административных актов государствчленов ЕЭС, касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции (85/374/ЕЭС). x

2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 фев-
раля 1992 г. (№ 2300-1).

3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 ян-

варя 1996 г. (№ 2-ФЗ).

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть фрвая от 30 нояб-
ря 1994 г. (№ 51-ФЗ), часть вторая от 26 января 1996 г, (N1 14-ФЗ).

5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
(№63-ФЗ).

Материалы семинара ООО «RWTtJV-Интерсертифика» по подготовке
менеджеров качества, октябрь 1996 г.

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

Наши рекомендации