Менеджмент рисков ответственности за дефектную продукцию
С учетом переноса на изготовителя доказательств его невиновности при рассмотрении вопроса о его ответственности при причинении ущерба потребителю, за рубежом были выработаны практические приемы, позволяющие снизить риск ответственности за свою продукцию. Основные из них следующие:
• внедрение системы обеспечения качества с целью изготовления бездефектной продукции;
• документирование производства с целью приведения доказательств своей невиновности;
• отказ от рекламных заявлений, которые не могут быть выполнены по отношению к качеству выпускаемой продукции;
• разработка однозначных и понятных описаний продукции и правил ее применения;
• страхование оставшегося риска.
3.1. Управление рисками ответственности в ходесоздания продукции
Создание продукции охватывает три основных этапа — планирование, собственно производство и сбыт—с каждым из которых связаны свои источники и места возникновении риска ответственности (таблица 2):
Таблица 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИСКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Этап | Источники риска | Места возникновения риска |
Планирование изделия | Ошибка в разработке Ошибка в конструкции | Идея создания изделия Разработка концепции изделия Создание функционального образца |
Производство | Производственный дефект | Испытания Серийное производство |
Сбыт | Ошибка в информации об изделии Ошибка в инструкции Дефекты в ходе сопровождения изделия | Хранение Транспортировка Сопровождение изделия |
Рекомендуемые при этом мероприятия по снижению рисков ответственности следующие:
ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ
(Источники риска: ошибки в разработке и конструкции)
Идея создания изделия
Цель: выявление и оценка рисков, связанных с ответственностью Мероприятия: — учет правовых и технических норм;
— анализ результатов испытаний и рекламаций заказчиков;
— исследование ожиданий заказчиков.
Разработка концепции изделия
Цель: ограничение (избежание) риска, связанного с ответственностью
Мероприятия: — анализ альтернативных вариантов;
— учет норм по безопасности;
— анализ риска со стороны комплектующих.
Создание функционального образца
Цель: внедрение системы обеспечения качества в соответствии с ответственностью Мероприятия: — проверка функциональности процессов;
— анализ мероприятий по предупреждениювозникновения ущерба;
— распределение ответственности для защиты предприятия и управления рисками.
ЭТАП ПРОИЗВОДСТВА
(Источники риска — производственные дефекты)
Испытания
Цель: безопасность изделия
Мероприятия: — проверка качества;
— документация;
— обучение.
Серийное производство
Цель: избежать производственных дефектов Мероприятия: — маркировка изделий; —контроль качества;
— надзор за средствами контроля;
— проведение корректирующих мероприятий.
ЭТАП СБЫТА
(Источники риска: ошибки в информации для потребителя, дефекты при сопровождении)
Храпение, транспортировка Цель: сохранение качества Мероприятия: — правильная упаковка и хранение;
— надежная от перепутывания маркировка;
— надежные транспортные средства.
Сопровождение изделий
Цель: предотвращение возникновения ущерба, связанного с
ответственностью
Мероприятия: — связанная с риском информация об изделии;
— четкая инструкция по эксплуатации и предостерегающие указания;
— обучение продавцов и заказчиков;
— сбор и обработка информации о рекламациях, причиненном ущербе;
— планирование акций по отзыву изделия с рынка.
3.2. Инструменты политики управления рисками ответственности
В зарубежной практике менеджмента рисков ответственности широко используют многочисленные приемы, позволяющие снизить и/или разделить риск ответственности (таблица 3):
Т а б л и ц а • 3' ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ОТВЕТСГВЕННОСГИ |
Политика в области риска ответственности | Инструменты снижения/разделения риска |
Получение информации о возможном риске | Отказ от сбыта продукции, обладающей риском |
Снижение риска | Применение альтернативных технологий, усиленный контроль качества |
Деление риска | Деление ответственности путем переговоров |
Перекладывание риска | Ответственность по контракту |
Создание резерва затрат на возмещение ущерба | Финансовый резерв |
Перекладывание затрат по возмещению ущерба: — на страховую компанию; — на застрахованное предприятие. | Производственное гарантийное страхование Гарантийное страхование продукции Перекладывание ответственности на поставщика или приемщика |
Предупреждение ущерба: — снижение количества ущербных событий; — снижение размеров ущерба; — снижение общего риска. | Контроль качества Предохранительные устройства, предупреждения Наблюдение за проданными изделиями Акции по отзыву продукции |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие в конце 80-х годов Европейским Сообществом законодательства об ответственности изготовителя за ущерб, причиненный потребителю вследствие дефекта, поставило производителей и экспортеров в страны ЕС перед необходимостью принятия эффективных мер по обеспечению высокого качества и безопасности производимой (поставляемой) продукции. Пассивность в принятии таких мер может быть чревата большими убытками, особенно для тех фирм, дефекты в продукции которых могут иметь значительные негативные последствия.
Следствием этого стало возросшее внимание европейских фирм к эффективным методам управления качеством, включая внедрение современных систем менеджмента качества и методов менеджмента рисков ответственности.
Как показывает анализ, российское законодательство по вопросам обеспечения прав потребителей подходит к установлению ответственности изготовителя за причиненный ущерб с той же и даже большей степенью жесткости по отношению к изготовителям, что и европейское право. Фактически, уже с 1992 г. российские товаропроизводители применительно к вопросам ответственности изготовителя действуют в рамках европейского правового поля, правда «одетого» в наши национальные одежды.
Это означает, что проблемы обеспечения безопасности выпускаемой продукции и стабильно высокого качества, выдвинувшиеся на первый план в странах Европейского Сообщества, становятся в не меньшей степени жизненно важными и для российских предприятий.
Представляется, что материалы данной статьи помогут руководителям российских предприятий лучше сориентироваться в правовых проблемах ответственности за качество
выпускаемой продукции, станут еще одним аргументом в пользу активного внедрения у них современных систем менеджмента качества.
ЛИТЕРАТУРА
\. Директива Совета Европейских Сообществ от 25 июля 1985 г. по сбли- жению законов, правил и административных актов государствчленов ЕЭС, касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции (85/374/ЕЭС). x
2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 фев-
раля 1992 г. (№ 2300-1).
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 ян-
варя 1996 г. (№ 2-ФЗ).
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть фрвая от 30 нояб-
ря 1994 г. (№ 51-ФЗ), часть вторая от 26 января 1996 г, (N1 14-ФЗ).
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
(№63-ФЗ).
Материалы семинара ООО «RWTtJV-Интерсертифика» по подготовке
менеджеров качества, октябрь 1996 г.
Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ