Первый этап. Оптимизация состава флота
При решении задачи первого этапа необходимо распределить заданный объем перевозимых грузов между существующими судами, с учетом их типов, а также установить долю от общего объема перевозок приходящуюся на суда пополнения при выполнении следующих условий и ограничений:
- выполнение планируемого объема грузоперевозок;
- ограниченности средств и ресурсов на пополнение флота;
- возможность использования имеющихся судов;
- обеспечение дохода не ниже определенного уровня;
- обеспечение требуемой частоты перевозок;
- ограничение грузоподъемности судна наибольшей партией груза и допустимой осадкой на конкретной линии;
Формализуют эту задачу следующим образом.
Рассматривается совокупность транспортных судов хij с грузоподъемностью Рi, и скоростью υi, которые должны обеспечить планируемый объем перевозок Qj, на каждой j-й линии.
Все рассматриваемые варианты судов обозначают индексами i = 1, 2, …, n, причем индексы i = 1, ..., l относятся к построенным судам, индексы i = 1+1, …, k – к судам, которые будут строиться по ранее разработанным проектам, и индексы i = k + 1, ..., n – к проектируемым судам. В свою очередь линии подразделяются следующим образом: линии с индексами j = 1, …, р относятся к каботажным, линии с индексами j = р + 1, …, s – к экспортно-импортным и линии с индексами j = s + 1, ..., m – к линиям, на которых грузы перевозятся между иностранными портами.
Решение задачи (оптимизационный план) должно удовлетворять следующим условиям:
1. Условие выполнения требуемого объема грузоперевозок
,
где ΣQi – суммарный грузопоток, qij – провозоспособность i-го судна на j-й линии.
2. Условие получения планируемого дохода
,
где В – контрольный уровень прибыли, lij – прибыль i-го судна при эксплуатации на j-й линии.
3. Условие выполнения частоты грузоотправок
,
где mj, Мj – минимально и максимально допустимая частота грузоотправок i-го судна на j-й линии, nij – число рейсов совершаемых i-м судном на j-й линии.
4. Условие ограничения количества существующих судов привлекаемых к выполнению перевозок
,
где Sхi0 – общая численность существующих судов.
5. Условие ограничения количества строящихся судов возможностями судостроительных предприятий
,
где Sхiн – количество судов, которые могут быть построены в рассматриваемый период.
6. Условие ограничения количества строящихся судов предельной суммой капиталовложений
,
где К – планируемые капиталовложения.
В качестве критерия оптимизации может быть выбрана либо максимальная прибыль, либо минимальные затраты. Как правило пользуются вторым критерием, поскольку при этом обеспечивается меньшая погрешность расчетов. Аналитически критерий оптимизации записывается в виде выражения
,
где Sij – приведенные затраты складывающиеся из затрат на эксплуатацию, постройку, отстой и утилизацию судна.
.
Эксплуатационные расходы обусловлены различными сборами, налогами, расходами на топливо, содержание экипажа и т.п.
,
где сij – эксплуатационные расходы по i-му судну на j-й линии.
Капитальные вложения зависят от строительной стоимости судна, порядкового номера судна в серии и расходов на проектирование судна
,
где φi – коэффициент серийности, ki – затраты на подготовку производства и освоение серии i-х судов, ωi – расходы на проектирование i-го судна.
Затраты на отстой судов не участвующих в грузоперевозках (резервных)
,
где ui – расходы на отстой i-го судна.
Затраты на утилизацию судов выведенных из эксплуатации
,
где уi – расходы на утилизацию i-го судна.
В ходе решения задачи данного этапа можно определить потребность флота в судах различных типов, сопоставить их с имеющимися в наличие и сделать вывод о потребности в новых судах.