Кристина Голубева, специально для RATA-news

http://www.ratanews.travel/news/news_17112015_5.stm

Проблемы российского гостиничного рынка: четыре «линии фронта»

Конференции весь номер от 07.04.2015

Активизация работы с властями, продолжение «шахматной партии» с УФМС, классификация средств размещения вкупе с изменением правил предоставления услуг, снижение налога на имущество с кадастровой стоимости – вот четыре главных фронта работ для профильных ассоциаций. О состоянии дел в отрасли рассказал на отчетном собрании членов Российской гостиничной ассоциации (РГА) ее президент Геннадий Ламшин.

Организация насчитывает более 250 членов, из них 46 – производители товаров и услуг.

Несколько слов о действующем с 2015 года новом порядке классификации гостиниц и иных средств размещения, в создании которого большая заслуга РГА. В частности, удалось убедить Министерство культуры РФ, что нецелесообразно вносить изменения в федеральный закон «Об основах туристской деятельности» о введении с сентября 2018 г. новых правил – об уведомительной классификации объектов туриндустрии. То есть, каждый владелец отеля решал бы сам, сколько «звезд» себе нарисовать. Напомним, что такие прецеденты уже бывали: волгоградское управление ФМС признало незаконным размещение вывески с четырьмя «звездами» на фасаде гостиницы «Астория».

Последний год вполне можно назвать прорывом в плане сотрудничества РГА с законодательными органами: за отчетный год ассоциация совместно с Комитетом по социа+льным вопросам дважды организовала важные совещания в Совете Федерации по проблемам во взаимодействии с ФМС России.

Новый порядок классификации средств размещения, регистрации которого в Минюсте ждали больше года, вступил в силу в последних числах 2014 г. Срок действия присвоенных отелю «звезд» сейчас составляет три года, вместо категории «мини-отель» ввели новую, «без звезд». Более подробно по всем нововведениям РГА рассказала на мартовском круглом столе. Там же присутствовали и два представителя от ФМС, взаимоотношения с которой остаются больной мозолью.

Отельерам продолжают навязывать невыгодную программу «Элпост». Волгоградской области удалось отстоять свои интересы, таким опытом поделился директор волгоградского филиала РГА Виктор Зверев.

В регионе было принято решение использовать не «Элпост», а его аналог – программу всего за 17 тыс. рублей, разработанную краснодарской компанией. Правда, пришлось убедить в своей правоте и губернатора, и вице-губернатора. Отчасти на руку сыграло то, что местное подразделение УФМС оказалось не вполне готово к приему данных о проживающих в том виде, в котором отельеры их предоставляли – причем строго в соответствии с техническими требованиями «Элпоста». То есть, на флешке сведения не принимались, а выделять специального человека вбивать данные в компьютер вручную ни УФМС, ни отели не могли. К сожалению, пока суд да дело, пять гостиниц успели получили штрафы в размере 1-1,5 млн. рублей. Но, возможно, это в итоге и стало главным аргументом: если средства размещения не имеют возможности корректно передавать данные, то каков смысл с них это спрашивать?

В итоге 34 отеля заключили соглашения на установку краснодарской программы, 17 из них уже передают сведения напрямую в УФМС в электронном виде, а не на флешках, чего и добиваются российские отельеры, которым усиленно навязывается «Элпост».

Коммерческий директор московского «Шерстона» Ирина Успенская продолжила тему. «Мы пытались наладить взаимоотношения с органами ФМС, но до сих пор вопрос висит в воздухе. Работаем в программе «1С: Отель», разработчик помог выгрузить данные для ПО «Территория» в необходимом формате. Мы обратились в ФМС с официальным письмом, передали файл. Три месяца, с октября по декабрь 2014 года, дело находилось на рассмотрении, мы еженедельно наносили визиты в ФМС. Наконец, 31 декабря 2014 года, «Шерстон» получил следующий ответ: «Ваше обращение по поводу тестирования правильности формата файлов для выгрузки в ПО «Территория» рассмотрено. В связи с этим сообщаем, что, согласно требованиям регламента об информационном взаимодействии, решение по указанному вами вопросу может быть принято после заключения соглашения с соответствующим территориальным органом УФМС». Г-жа Успенская попросила РГА еще раз поднять проблему демонополизации, обратившись в ФАС. Ее поддержали единогласно, поскольку с подобной ситуацией столкнулись многие отели.

Другая большая проблема – повышение налогов. Регионы получили право перейти на расчет налога на имущество юридических лиц по кадастровой стоимости, максимально приближенной к рыночной. Москва воспользовалась этим и составила перечень из 1800 объектов, для них ставка налога увеличилась минимум в десять раз. Причем в список попала 31 гостиница, в том числе и средства размещения 2-3*.

Во что вылилось нововведение, рассказал генеральный директор ТГК «Измайлово», ГК «Гамма, Дельта» Алексей Воробьев. У этого комплекса – огромная территория. Только у «Гаммы, Дельты» налог на имущество увеличился с 12,5 млн. до 80 млн. рублей. : «Путем судебных споров удалось снизить сумму до 70 млн. с небольшим, что принципиально проблему не решало.

Разговор был в марте, собрание поручило РГА обратиться по этому поводу к властям Москвы. РГА в своем письме к мэру столицы Сергею Собянину предложила вернуться к расчету налога по балансовой стоимости либо временно отказаться от новой методики расчета налога на имущество по кадастровой стоимости, хотя бы на период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу-2018. Тем более что прецедент уже был: Краснодарский край в 2013-2015 годах отменял налог на имущество для задействованных в проведении Олимпиады объектов.

24 марта 2015 года правительство Москвы приняло решение о снижении налоговой нагрузки на гостиничные предприятия, которые платят налог на имущество с кадастровой стоимости объектов недвижимости. А 1 апреля 2015 года, согласно самым последним изменениям в столичном законе «О налоге на имущество организаций», уточняющего порядок уплаты налога для предприятий отельного бизнеса, от его уплаты освобождена удвоенная минимальная площадь номерного фонда. Применение льготы уменьшит сумму налога на 64%, то есть практически втрое.

Продолжение следует...

Наши рекомендации