На ленте в процессе промера
у каждой оперативной отметки - ее номер (время), а также краткие записи, поясняющие ее смысл (например, «900 начало галса № 26 - правый берег»; «950 - белый бакен»; «1040 - радиовеха № 31» и т.д.);
фактические данные о числе оборотов электродвигателя, напряжении питания, изменения глубины погружения вибратора и время определения этих данных;
диапазон работы эхолота;
результаты тарирования эхолота.
Запись нулевой линии и линии дна на эхограмме должна быть четкой, одинаковой толщины и не иметь пропусков.
Причины некачественной записи выясняются на месте работ, а участки промера с плохой записью глубин переделываются. Помехи, похожие на запись малых глубин, перечеркиваются, поясняются текстом и заверяются подписью исполнителя.
Горизонтальный масштаб записи на эхограмме должен быть близким к масштабу создаваемого плана. Соблюдение одномасштабности записи на эхограмме и плана регулируется скоростью катера (Vк), в зависимости от скорости движения лентопротяжного механизма применяемого эхолота (Vл) и знаменателя (М) масштаба оформления создаваемого плана, т.е. Vк ≤ Vл´М.
При выборе скорости движения промерного судна следует учитывать интервалы времени между смежными определениями местоположения, которые вычисляются по формуле:
где 0,04 - максимальное расстояние между оперативными засечками на плане в метрах;
Vк - скорость катера, м/сек;
t - время, сек.
Примечание- В первой формуле величины Vл и М - постоянные, а поэтому всякое увеличение скорости промерного судна приведет к «сжатию» профиля, которое в свою очередь затрудняет выборку и перенесение на план всех данных записи эхолота, а также уменьшает точность нанесения глубин на промерный план.
Наметка
7.4.4. Наметка представляет собой круглый деревянный шест длиной до 6 м и диаметром 5 - 6 см, размеченный на метровые и дециметровые деления. Изготавливается из легкого и прочного дерева (ели, бамбука, орешника). Тщательно выструганная, зашпаклеванная и загрунтованная наметка с помощью стальной рулетки размечается делениями. Дециметровые деления окрашиваются попеременно белым и черным цветом и отмечаются цифрами. Деления и цифры, обозначающие целые метры, подписывают красным цветом. На нижний конец наметки надевается легкий железный башмак, подошва которого совпадает с нулем наметки.
При производстве промеров на участках с илистым дном железный башмак закрепляется круглым поддоном диаметром 12 - 15 см с крупными отверстиями в нем.
В момент отсчитывания глубины наметка должна находиться в вертикальном положении.
Ручной лот
7.4.5. Ручной лот представляет собой свинцовый или чугунный конусообразный или пирамидальный груз весом до 4 кг, длиной 25 - 30 см. При сильных течениях употребляются лоты весом 10 кг и более. В вершине груза расположено металлическое ушко, служащее для крепления лотлиня, а в основании груза - углубление для взятия образцов грунта.
Лотлинь изготавливается из плетеного пенькового или капронового линя диаметром 6 - 8 мм. Для повышения точности измерения глубин применяют лотлинь из стального тросика диаметром 2 - 4 мм, который разбивают марками из латунной или другой цветной проволоки, с их последующей опайкой оловом.
Начало счета при разбивке лотлиня устанавливается от нижней поверхности лота. Лотлинь разбивают от 0 до 10 м через 0,1 м, а от 10 м и более - через 0,2 м.
Пеньковый линь перед разбивкой должен быть хорошо вымочен и вытянут, а капроновый и стальной - только вытянуты.
При использовании на промере ручного лота глубины отсчитываются по ближайшей, погруженной в воду марке в момент, когда лотлинь обтянут и принимает вертикальное положение, а груз лота касается грунта.
Компарирование плетеного лотлиня производится ежедневно перед началом и после окончания промера, причем до первоначального компарирования пеньковый линь вымачивается и вытягивается, а капроновый - только вытягивается.
Проверка стального лотлиня производится три раза за полевой сезон (в начале, середине и в конце). Поправки лотлиня записываются в журнал промера с точностью до 1 см: со знаком минус - если лотлинь короче компаратора, со знаком плюс - длиннее. Марки, сместившиеся более чем на 5 см, переставляются.
Механический лот
7.4.6. В качестве механического лота для измерения глубин используются гидрометрические лебедки типа «Нева», «Луга», ПИ-23, ПИ-24 и другие.
Основное преимущество в их применении (перед другими приборами точечного измерения) заключается в частичной механизации процесса измерения и отсчета глубин.
Перечисленные выше типы лебедок отличаются друг от друга лишь некоторыми конструктивными особенностями и габаритами.
Принципиальное их устройство и правила эксплуатации являются однотипными.
Ниже приводится техническая характеристика лебедки ПИ-23:
предельная масса груза, который можно подвесить к прибору, кг........... 50;
усилие на рукоятке лебедки при предельной массе груза, кг.................... 13;
разрывное усилие стального троса d = 2,8 мм с сердечником, кг.............. 150;
длина троса d = 3,0 мм навитого в один слой на барабан лебедки, м....... 24;
точность показаний счетчика, см.................................................................. 1;
масса лебедки с тросом с комплектом принадлежностей
(без гидрометрического груза), кг................................................................. 32.
Лебедки состоят из следующих основных частей: станины, вьюшки, счетчика со сбросом на «0» и стрелы с блоком (гидрометрический груз в комплект лебедки не входит и подбирается в соответствии с рекомендациями, приведенными в п. 7.4.5).
Станина представляет собой прямоугольную платформу, к которой прикреплена рама с платой, служащая для установки корпуса вьюшки.
Вьюшка состоит из корпуса, барабана с тросом, рукоятки и ручного тормоза.
Счетчик со сбросом на нуль предназначен для определения вытравленного троса и состоит из счетного механизма и механизма для сброса показаний на нуль.
Стрела с блоком служит для выноса троса за край платформы (и за борт промерного катера). Гидрометрический груз крепится к тросу с помощью специального приспособления (замка).
Процесс измерения глубины на точке состоит из следующих операций:
груз, подвешенный к тросу, вращением барабана (и ручного тормоза) устанавливается вровень с поверхностью воды (касание с водой), а отсчет на счетчике при помощи механизма для сброса устанавливается на 0,00 м;
вращением барабана вытравливают трос с грузом до соприкосновения его с грунтом (груз ложится на дно), при необходимости устраняют слабину троса, не отрывая при этом груз от дна, и снимают отсчет (измеренную глубину) по счетчику;
вращением барабана поднимают груз на поверхность воды, отсчет по счетчику снова должен равняться нулю.