Т е м ы к у р с о в ы х р а б о т
1.Византийские и древнерусские конструкции и строительные приемы.
2.Сравнение Софийского собора в Киеве с византийскими храмами.
3. Софийский собор в Киеве. Сравнение вариантов реконструкций.
4. Старейшие постройки Киева.
5. Софийский собор в Новгороде. Графическая реконструкция первоначального облика.
6. Постройки Киева конца XI – начала XII вв. Реконструкции планов и фасадов.
7. Оборонительные сооружения Древней Руси X – XIII вв.
8. Графическая реконструкция Софийского собора в Полоцке.
9. Анализ Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (макет или трехмерная графическая реконструкция).
10. Шестистолпные храмы XI – XII вв. Построение типологического ряда.
11. Башнеобразные храмы XII – начала XIII вв. Сопоставление композиционных и конструктивных особенностей.
12. Варианты графической реконструкции церкви Михаила Архангела (Свирской) в Смоленске.
13. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Монографический анализ.
14. Успенский собор во Владимире. Сравнение храма 1158-1160 гг. с храмом 1185-1189 гг.
15. Сравнение Боголюбовского замка (на основе графической реконструкции) с гражданскими постройками Византии и Западной Европы.
16. Церковь Покрова на Нерли. Сравнение вариантов графической реконструкции.
17. Дмитриевский собор во Владимире. Графическая реконструкция.
18. Сравнение церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире (на основе реконструкций).
19. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение вариантов графической реконструкции.
20. Храмы Владимиро-Суздальской школы зодчества. Принципы скульптурной обработки.
21. Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры XII – XIII вв. Построение типологического ряда.
22. Рождественский собор в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сопоставление на основе графических реконструкций.
23. Церкви Николы на Липне и Рождества на Перыни в Новгороде. Сравнение.
24. Церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде. Сравнение.
25. Собор Мирожского монастыря в Пскове и новгородская архитектура XII в.
26. Псковские храмы. Построение типологического ряда.
27. Церкви Николы Каменноградского в Пскове и Успения в Гдове. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных схем.
28. Бесстолпные храмы Пскова и Москвы XIV – XVI вв. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных приемов.
29. Храмы Московского княжества XIV – XV вв. Построение типологического ряда.
30. Пятницкая церковь в Чернигове и Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Сравнение композиции и конструктивной схемы завершения.
31. Каменные крепости XIV – XV вв.
32. Графическая реконструкция одной из башен Московского Кремля и сравнение с существующим обликом.
33. Ренессансные черты в архитектуре Успенского собора Московского Кремля.
34. Графическая реконструкция Архангельского собора Московского Кремля на начало XVI в.
35. Постройки Алевиза Нового в Венеции и Москве.
36. Сравнение Архангельского собора в Московском Кремле, Скуола ди сан Марко и церкви Санта Мария деи Мираколи в Венеции.
37. Благовещенский собор Московского Кремля. Этапы развития.
38. Сравнительный анализ церкви Ризположения, Благовещенского собора в Московском Кремле и Духовской церкви в Троице-Сергиевой лавре.
39. Грановитая палата в Московском Кремле и одностолпные трапезные палаты XV – XVI в.
40. Графическая реконструкция Грановитой палаты Московского Кремля на конец XV в.
41. Ренессансные черты в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском.
42. Графическая реконструкция первоначального облика собора Покрова на Рву на Красной площади в Москве.
43. Типология шатровых храмов XVI – XVII вв. Выявление композиционной и конструктивной роли шатра.
44. Сравнение пятиглавых храмов XVI в. с Успенским собором Московского Кремля.
45. Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов.
46. Особенности ярославской школы зодчества XVII в.
47. Графическая реконструкция первоначального облика Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в Истре.
48. Типология жилых домов XVII в. в Пскове.
49. Типология жилых домов XVII в. в Гороховце, Курске, Калуге и др. городах.
50. Композиционная роль ордера в храмах конца XVII в.
51. Западноевропейские источники архитектуры церкви Знамения в Дубровицах.
52. Строгановские постройки. Сравнительный анализ.
53. Жилые палаты XVII в. в Москве.
54. Крепости XVI – XVII вв.
55. Московские храмы с крещатым сводом. Анализ конструкций и путей их развития.
56. Сравнение старого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Рубцове.
57. Оборонительные сооружения монастырей XVII в.
58. Московские церкви середины XVII в. Сравнение пятиглавых и шатровых вариантов храмов.
59. Усадьба Аверкия Кириллова в Москве. Сравнение фасадов середины XVII с главным фасадом начала XVIII в.
60. Типология храмов в ярославской архитектуре XVII в.
61. Анализ композиции храмов Верхней Волги XVII в.
62. Типы наличников в московской, ярославской и других школах зодчества XVII в.
63. Изразцы в русской архитектуре XVII в.
64. Сравнение московских и ярославских храмов середины XVII в.
65. Типы деревянных храмов XV – XVIII в.
66. Местные особенности русского деревянного зодчества XVI – XVIII в. на Северной Двине, Онеге, Мезени и др. местах.
67. Многоглавые деревянные храмы XVII – XVIII вв. Сопоставление композиций.
68. Типы деревянных колоколен. Анализ их конструктивных схем и композиционной роли в архитектуре храмов.
69. Типы деревянных хозяйственных построек Русского Севера.
70. Анализ изменений цветового решения фасадов Сухаревой башни в Москве.
71. Анализ объемно-пространственной композиции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве (на основании одного из вариантов реконструкции).
72. Сравнение вариантов графической реконструкции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве.
73. Композиционная роль ордера в постройках первой четверти XVIII в. в Москве.
74. Новые черты в церковных сооружениях Москвы петровского времени.
Графическая реконструкция здания Главной аптеки в Москве на первоначальный период.
75. Графическая реконструкция здания Главной аптеки (Московского университета, Городской думы и магистрата) на конец XVIII – начало XIX вв.
Сравнение фасадов палат Аверкия Кириллова (центральный объем) и здания Суконного двора в Москве.
76. Сравнение вариантов графической реконструкция центрального корпуса Лефортовского дворца в Москве.
77. Сравнение центрального и «меншиковского» корпусов Лефортовского дворца в Москве.
78. Типология центрических храмов петровского времени.
79. Здание Арсенала в Московском Кремле. Графическая реконструкция первоначального облика.
80. Система укреплений Петропавловской крепости в Петербурге в контексте европейской фортификации XVII – начала XVIII в.
81. Крепости конца XVII – первой половины XVIII в. Композиционный анализ.
Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Источники архитектурных форм.
Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Графическая реконструкция замысла Д.Трезини.
82. Анализ композиции петербургских храмов 1720-1730-х годов.
Работы Ж.-Б.А.Леблона в Петербурге.
83. Жилая застройка Петербурга первой половины XVIII в. Анализ развития.
Петербургский жилой дом середины XVIII в. Типологический анализ.
84. Здание Кунсткамеры в Петербурге. Сравнение центральной башни с европейскими высотными сооружениями XVII – начала XVIII в.
85. Адмиралтейство в Петербурге по проекту И.К.Коробова. Сопоставление с западноевропейскими аналогами.
86. Сравнение Зимнего дворца в Петербурге по проекту Ф.Б.Растрелли с европейскими королевскими резиденциями.
87. Трехмерная графическая реконструкция комплекса зданий Зимнего дворца XVIII-XIX вв. (группа студентов до 6человек).
88. Императорский дворец в Петергофе. Анализ композиционного развития.
Анализ развития пространственной структуры Екатерининского дворца в Царском Селе в первой половине XVIII в.
89. Смольный монастырь в Петербурге. Сравнение существующего силуэта и силуэта с колокольней.
90. Сравнение колокольни Смольного монастыря с колокольнями XVII – первой половины XVIII в.
91. Анализ декоративного убранства в проектах и постройках Ф.Б.Растрелли.
92. Выявление особенностей московского барокко середины XVIII в.
93. Выявление стилистических особенностей произведений Д.В.Ухтомского.
94. Сравнение Красных ворот в Москве по проекту Д.В.Ухтомского с предшествующими воротами 1742 г.
95. Неосуществленный проект Воскресенских ворот Китай-города Д.В.Ухтомского. Графическая реконструкция ансамбля.
96. Триумфальные сооружения эпохи барокко.
97. Театральные здание в архитектуре барокко.
98. Типология церковных сооружений в архитектуре Москвы 1730-1750-х годов.
99. Колокольня Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Анализ проектов.
100. Пятиглавые храмы середины XVIII в. Анализ композиционной роли пятиглавия.
101. Научная (графическая) реконструкция дворца в Кусково на середину XVIII в.
102. Научная (графическая) реконструкция Исаакиевского собора по проекту А.Ринальди.
103. Анализ объемно-пространственной композиции усадебного дома в архитектуре классицизма. Построение трехмерной реконструкции (группа до 5 студентов).
104. Городская и загородная усадьба в архитектуре классицизма. Построение трехмерных схем объемно-пространственной композиции (на примере двух усадеб) (группа до 6 студентов).
105. Госпитальные и больничные здания в русском классицизме.
106. Театральные здания в русском классицизме.
107. Библиотеки и музеи в русском классицизме.
108. Здания учебных заведений в русском классицизме.
109. Комплексы военных зданий в архитектуре русского классицизма.
110. Типология иконостасов в храмах русского классицизма.
111. Английская тема в архитектуре русского классицизма.
112. Французская тема в архитектуре русского классицизма.
113. Городские жилые дома в творчестве Ж.Б.Валлен-Деламота.
114. Загородные усадьбы в творчестве И.Е.Старова.
115. Трехмерная графическая реконструкция ансамбля Таврического дворца в Петербурге (группа до 5 студентов).
116. Трехмерная графическая реконструкция Троицкого собора Александро-Невской лавры (группа до 5 студентов).
117. Интерьеры в творчестве Ч.Камерона.
118. Сравнение дворца Завадовского в Ляличах архитектора Д.Кваренги и Павловского дворца под Петербургом архитектора Ч.Камерона.
Императорский дворец в Павловске. Трехмерная графическая реконструкция замысла Ч.Камерона (группа до 5 студентов).
119. Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Архитектурный анализ проектных вариантов.
120. Творчество архитектора Луиджи Руска.
121. Жилая застройка Твери после пожара 1763 г. Сравнение проектов и осуществленных зданий.
122. Романтическая тема в архитектуре русского классицизма последней трети XVIII в.
123. Архитектура иконостасов в творчестве М.Ф.Казакова.
124. Конструктивные приемы в проектах и постройках М.Ф.Казакова.
125. Интерьеры в творчестве М.Ф.Казакова.
126. Творчество архитектора Е.С.Назарова.
127. Научная (графическая) реконструкция здания Московского университета по проекту М.Ф.Казакова.
128. Графическая реконструкция церкви Успения на Могильцах в Москве на XIX в. (группа до 3-х студентов).
129. Здание Адмиралтейства в Петербурге. Развитие объемно-пространственной композиции в XVIII – начале XIX в.
130. Казанский проект в Петербурге по проекту А.Н.Воронихина. Анализ истоков объемно-пространственной композиции.
131. Научная (графическая) реконструкция здания Московского университета по проекту Д.Жилярди.
132. Архитектура иконостасов в русском ампире.
Научная (графическая) реконструкция здания Опекунского совета в Москве по проекту Д.Жилярди.
133. Научная (графическая) реконструкция архитектурного ансамбля усадьбы Кузьминки на нач. XIX в.
134. Научная (графическая) реконструкция Верхних торговых рядов на
Красной площади по проекту О.Бове. Сравнение с реализованным вариантом.
135. Научная (графическая) реконструкция здания московского Манежа (Экзерциргауза) с выявлением конструкций перекрытия.
136. Научная (графическая) реконструкция здания Петровского театра в Москве по проектам О.Бове и А.Михайлова.
137. Петровский театр О.И.Бове и архитектура западноевропейских театральных зданий.
138. Научная (графическая) реконструкция ансамбля театральной площади в Москве по проекту О.Бове.
139. Трехмерная графическая реконструкция здания Манежа в Москве по проекту О.Бове с выявлением конструкций здания (группа до 3-х студентов).
140. Рядовая жилая застройка Москвы после пожара 1812 г. Графическая реконструкция на примере одной из улиц.
141. Романтическая тема в русской архитектуре 1800-х годов (творчество И.В.Еготова, В.А.Бакарева, И.Л.Мироновского).
Творчество Е.Д.Тюрина.
142. Принципы организации жилого пространства в жилых домах московского ампира.
143. Тема городской усадьбы в творчестве А.Г. Григорьева.
Усадьба Усачевых-Найденовых в Москве. Графическая реконструкция.
Сравнение Десятинной церкви по проекту В.П.Стасова и Храма Христа Спасителя К.А.Тона.
144. Проекты образцовых церквей К.А.Тона. Построение типологического ряда.
145. Проекты Храма Христа Спасителя архитекторов А.Л.Витберга и К.А.Тона. Источники форм.
146. Конкурсные проекты Храма Христа Спасителя в Москве. Сравнение.
Творчество архитектора М.П.Коринфского.
147. Барочные тенденции в творчестве А.И.Штакеншнейдера.
148. Собор Ивановского монастыря в Москве по проекту М.Д.Быковского. Архитектурный анализ.
149. Неоготические постройки 1820 – 1840-х годов и их источники.
Влияние металлических конструкций на формообразование в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX в.
150. Принципы формообразования в псевдорусских сооружениях второй половины XIX в.
151. Рационалистическое направление в архитектуре модерна.
152. Пластические средства создания выразительности фасадов в архитектуре русского модерна.
153. Сопоставление сооружений интернационального направления модерна в России с европейскими постройками стиля.
154. Неорусский стиль в творчестве Ф.О.Шехтеля.
155. Общественные и промышленные постройки Ф.О.Шехтеля.
156. Принципы формообразования в проектах особняков архитектора Ф.О.Шехтеля.
157. Тема доходных домов в творчестве Л.Н.Кекушева.
158. Московские особняки Л.Н.Кекушева.
159. Интерьеры особняков в архитектуре модерна.
160. Основные направления в творчестве архитектора А.фон Гогена.
161. «Северный модерн» в архитектуре Петербурга конца XIX – начала XX в.
162. Особенности стиля модерн в творчестве архитекторов Н.В.Васильева и А.Ф.Бубыря.
163. Неоклассическое направление в творчестве В.А.Щуко и И.А.Фомина.
Неоклассические тенденции в творчестве Ф.И.Лидваля.
164. Дом Тарасова в Москве по проекту И.В.Жолтовского и палаццо Тьене в Виченце. Сравнение пропорций.
165. Неоклассическое направление в творчестве архитекторов В.Д.Адамовича и В.М.Маята.
166. Творчество Р.И.Клейна.
167. Музей изящных искусств Р.И.Клейна в Москве и его античные источники.
168. Неорусский стиль начала ХХ в.
169. Неорусский стиль в творчестве А.В.Щусева.
Методические указания по выполнению курсовой работы по архитектурному анализу (III курс: «История русской архитектуры»)
1. Содержание курсовой работы должно соответствовать утвержденной на кафедре теме. Изменения темы допускаются в исключительных случаях после согласования с преподавателями и только при наличии у студента достаточных материалов, необходимых для работы по измененной теме.
2. Требования к оформлению работы:
курсовая работа является по характеру графической и выполняется в ручной графике с привлечением фотоматериалов, зарисовок, схем и т.д. В отдельных случаях (только по согласованию с педагогами) допускается макетирование, при этом создание макета должно в себе нести конкретную научную цель (например, макет несохранившегося здания или сооружения с элементами реконструкции; макет-реконструкция существующего памятника, утратившего свой первоначальный облик; сравнение двух (или нескольких) сооружений в макете с выявлением их конструктивных особенностей и т.д.).
графические работы, как правило, выполняются на формате 55х75. Не принимаются работы, выполненные на подрамниках 100х100 см, на гофрированном или пенокартоне. При выполнении компьютерного моделирования (построение аксонометрий, перспектив и т.д.) допускается сдавать работы на цифровых носителях (СD, DVD) .
законченная работа должна содержать: название темы; перечень источников графических материалов, использованных в работе; библиографию; краткие выводы, отражающие суть проведенного анализа; все чертежи должны быть снабжены линейными масштабами.
Этапы и сроки выполнения.
Работа выполняется в течение всего семестра в три этапа:
СБОР МАТЕРИАЛОВ. Выбрать и утвердить на кафедре одну из предложенных тем (список см. выше) после предварительного знакомства с литературой (необходимо иметь представление, достаточна ли литература по выбранной теме, имеются ли необходимые чертежи и изображения памятников и т.д.). Выбрать метод архитектурного анализа, варианты которого приведены в брошюре: Герасимов Ю.Н. Методика архитектурного анализа. М., 1977 . Подобрать необходимые материалы: сделать копии чертежей и фотографий, снять кальки, выполнить зарисовки и т.д. Составить список литературы.
Контрольный просмотр и аттестация по итогам собранного материала и списка литературы: до 1 марта.
АНАЛИЗ И ЭСКИЗ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Опираясь на подобранный материал, представить эскиз курсовой работы (формат А4), выполнить необходимые построения, отражающие суть анализа по избранной теме.
Контрольный просмотр материалов и аттестация до 20 апреля, по результатам которых студенты допускаются к экзамену в осеннем семестре.