О нормировании и модернизации в строительной отрасли
Очевидно, что решение проблемы конструкционной безопасности без качественной модернизации строительной отрасли невозможно. Очевидно также, что модернизация отрасли должна начинаться с разработки новых строительных норм и за их основу следует принять ныне действующие строительные нормы и правила (СНиП). В создание СНиП вложен труд многих поколений ученых и строителей. Способность СНиП обеспечивать конструкционную безопасность объекта никогда не подвергалась сомнению. Однако, на практике такой вид безопасности в строительстве не обеспечивается, и прежде всего из - за Российского менталитета типа «авось», «небось» и «как-нибудь». Исполняются СНиП не всегда добросовестно. Он не позволяет управлять безопасностью, а лишь руководить ею через бессистемные инспекторские проверки – штрафы. Именно в этом и кроется главная причина наблюдаемого в РФ роста ущерба, связанного с обрушениями зданий и сооружений.
Следует отметить, что к 1991 г. СССР подошел с четкой нормативной базой, но резкий переход к рыночной экономики потребовал уже совершенно других нормативно-правовых актов. Их основой уже должен быть риск-менеджмент, как адекватная реакция на изменение социально-экономической формации. Но тогда с этой задачей разработчики норм еще не могли справиться, главным образом, из-за элементарного непонимания происходящих в стране процессов и отсутствия знаний по оценке риска аварии. Последняя система строительных норм, как отголосок существования единого Госстроя СССР, была идеологически старой; она описана в СНиП 10-01-94 и в ней отчетливо видно снижение качества подготовки нормативов. Да и обязательным их исполнением на стройке, по существу, уже никто не занимался. Либеральные реформы в России своей вседозволенностью и коррупцией разрушили в стране какие-либо контролирующие органы. Поэтому сегодня так важно не только модернизировать и актуализировать СНиП, которые признаны в мире как одна из самых совершенных систем, но и сохранить их самобытность, что естественно, потребует кардинальных изменений законодательства в сфере строительства. Например, требуется замена существующего сегодня технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», поскольку модернизация отрасли предполагает использование иных подходов к управлению строительством. Но, все же, основой новых норм должен оставаться СНиП, как наследие великой инженерной культуры нашей страны.
Известно, что полное исключение ошибок людей при создании строительного объекта невозможно. Однако, если СНиП дополнить сводом правил, включающим в себя механизм воздействия на производителей конечной строительной продукции в отношении обеспечения ее конструкционной безопасности, существенно снизить частоту проявления человеческих ошибок реально. Очевидно, такой свод правил должен содержать обязательные для исполнения минимально необходимые требования по конструкционной безопасности строительного объекта, а также технологии подтверждения соответствия построенного объекта этим требованиям. В книге они обозначены как технологии гарантирования конструкционной безопасности. Такой формат свода правил предполагает возможность введения в строительную практику страны эффективного механизма обеспечения конструкционной безопасности – страхования строительных объектов на случай аварии. Ранее этот вид страхования из-за использования нашими страховщиками западных, неадаптированных к российским условиям технологий тарификации, не получил должного развития, поскольку их применение приводило к неоправданному росту стоимости полисов и нарушению баланса интересов сторон страховых отношений. Наличие же свода правил позволит обеспечить этот баланс за счет достоверного прогноза риска аварии и назначения адекватного этому риску страхового тарифа. Для собственников недвижимости и/или их балансодержателей при недостаточной конструкционной безопасности принадлежащих им зданий и сооружений, целесообразность страхования на случай аварии становится очевидной, поскольку такое страхование – это единственно возможный компромисс с Государством, являющимся гарантом безопасности своих граждан. С введением в СНиП дополнения в виде свода правил можно будет уже управлять конструкционной безопасностью сооружений, причем на любой стадии их жизненного цикла (проектирование, возведение, эксплуатация).
Единый сборник нормативных документов с названием СНиП появился еще в 1955 годукак следствие государственной политики Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, направленной на индустриализацию строительства. В рамках этой политики был создан единый орган, отвечающий за техническую политику в строительстве – Госстрой СССР. Организованная Госстроем работа специально собранных со всей страны квалифицированных кадров позволила выпустить четыре толстых тома СНиП в черной ледериновой обложке, которые стояли тогда на полке каждого уважающего себя строителя. При этом Госстрой СССР строго следил за очередностью выпуска СНиП, выдавая заказы научно-исследовательским и другим, в том числе и учебным институтам, на их корректировку или модернизацию. Автор книги прекрасно помнит, как на его родной кафедре строительной механики, тогда еще Челябинского политехнического института, над такими заказами с энтузиазмом трудились инженеры и аспиранты под руководством известного ученого в области расчета и проектирования оснований и фундаментов, ныне академика РААСН Соломина Виталия Ивановича.
Последняя, взаимосвязанная система нормативов, как отголосок существования единого Госстроя СССР, была описана в СНиП 10-01-94. Однако, в этой системе уже стало отчетливо видно снижение качества подготовки самих нормативов. Да и обязательным выполнением их по существу уже никто не занимался, так как либеральные реформы первого Президента новой России разрушили не только Госархтройнадзор, но и все другие государственные контролирующие органы.
В результате, в 2010 году система СНиП была заменена бессмысленным фиктивно-демонстративным документом под видом нового Федерального закона с названием: Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», что фактом своего появления бесславно завершило более чем 400-летнюю историю российского нормотворчества в строительстве. После ознакомления с этим «документом» специалисты института «УралНИИпроект– РААСН» (г. Екатеринбург) сделали такой вывод:
– Документ не прописывает гарантии государства при исполнении данного регламента в отрасли, которая практически полностью отдана бизнесу. С 2010 г. в строительстве и проектировании появились саморегулируемые организации (СРО). Именно они в соответствии с федеральным законом должны отвечать за безопасность в строительстве, но в документе об этом ничего не говорится. Поэтому ситуация хаоса в области проектирования и строительства сохраняется до сих пор.
И, наконец, главное, уже от автора книги. В техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений» нет ни одного норматива по безопасности, выраженного числом. И это несмотря на то, что каждому грамотному техническому специалисту известно: «для того, чтобы человек воспринял ту или иную вещь, необходимо функционирование в нем числа» (А. Ф. Лосев «Хаос и структура»). Можно констатировать, что вступление России в ВТО омрачается отсутствием в строительной отрасли нормативной базы по безопасности.