Мероприятия по повышению устойчивости функционирования района проектирования, защите населения и территории в военное время и ЧС.
Мероприятия по повышению устойчивости функционирования сельского поселения, защите его населения и территории в зависимости от его нахождения в зоне возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения) в военное и мирное время в соответствии со СНиП 2.01.51-91 «ИТМ ГО и ЧС и СНиП 2.07.01-89* должны предусматривать:
- рациональную застройку и размещение зданий и сооружений на территории населенных пунктов сельского поселения;
- обеспечение защиты населения;
- повышение надежности работы коммунально-энергитических и инженерно-транспортных систем населенных пунктов сельского поселения;
- исключение или ограничение возможности образования вторичных факторов поражения (пожаров, взрывов);
- обеспечение надежности системы управления районом;
- обеспечение надежных производственных связей и материально-технического снабжения;
- подготовку перевода коммунально-энергитических и инженерно-технических систем района и объектов экономики на аварийный режим работы и упрощенные технологии для военного времени;
- подготовку к восстановлению коммунально-энергитических систем населенных пунктов сельского поселения, нарушенного производства на объектах;
- инженерную подготовку территории (для обеспечения пожарной безопасности, защиты территории от опасных природных процессов);
- инженерное оборудование территории для систем водоснабжения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, связи, радиовещания, телевидения и т. д.);
- разработку транспортных схем (включая улично-дорожную сеть, автомобильный транспорт).
К решению задач повышения устойчивости функционирования района привлекаются объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты здравоохранения, управления внутренних дел, объекты сельскохозяйственного назначения, объекты торговли и питания, транспортные организации, строительные организации и др.
- Объекты жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают повышение надежности работы водопроводных, газовых, энергетических и других сетей и сооружений коммунального хозяйства и подготовку к проведению неотложных восстановительных работ при их повреждении. Они обеспечивают также защиту воды и сооружений водопровода от заражения ОВ, РВ и БС, организуют лабораторный контроль за зараженностью питьевой воды на водопроводных станциях.
- Объекты здравоохранения разрабатывают и осуществляют мероприятия по медицинскому обеспечению населения.
- Управление внутренних дел разрабатывает и осуществляет мероприятия по охране наиболее важных объектов.
- Объекты сельскохозяйственного назначения организуют проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, продуктов растениеводства и животноводства от оружия массового поражения (ОМП), подготовку сельскохозяйственной и специальной техники для проведения обработки пораженных животных и растений, обеззараживания территории, а также использование ее для выработки электроэнергии и обеспечения работы оборудования.
- Предприятия энергетики осуществляют мероприятия по светомаскировке объектов.
Наиболее вероятное поражение предприятий, отдельных сооружений будет в зонах возможных разрушений, а также на территории, где могут возникнуть вторичные очаги поражения в результате аварий предприятий, хранящих и использующих в производственном процессе аварийно-химическиопасные, легковозгораемые и взрывчатые вещества.
Для всех источников водоснабжения и водопроводных сооружений должны быть выполнены проекты зон санитарной охраны. Зона санитарной охраны строгого режима должна быть огорожена и благоустроена. На территории ЗСО I и II поясов должны выполняться все требования, предусмотренные СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Мероприятия по подготовке систем хозяйственно-питьевого водоснабжения предусматриваются согласно ВСН ВК 4-90 «Инструкции по подготовке систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях».
При организации водоснабжения в районах размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в местах, не имеющих централизованного водоснабжения, следует пользоваться ГОСТ В 22.1.004-83 «Водоснабжение в районах размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения. Общие требования» и ДСЛ-2.
Для хозяйственно-питьевого водоснабжения должен использоваться весь на-личный ресурс подземных вод. Преимущество должно быть отдано хорошо защищенным подземным водам. Необходимо использовать также хорошо защищенные подземные воды, содержащие природные примеси, удаляемые с помощью апробированных и используемых в практике методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана, микрофлоры.
При недостаточном количестве хорошо защищенных подземных вод в соответствии с ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» должны использоваться и менее защищенные классы подземных вод:
−подрусловые воды;
−системы искусственного пополнения запасов подземных вод (СИППВ);
−подземные воды, не имеющие перекрывающих водонепроницаемых слоев.
Переход на источники водоснабжения с меньшей санитарной надежностью разрешается только в том случае, если для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения использован весь ресурс хорошо защищенных подземных вод, а подведение подземных вод из отдаленных водоисточников связано с чрезмерной затратой материальных и финансовых средств. Поверхностные воды для системы хозяйственно-питьевого водоснабжения (СХПВ) могут использоваться только в тех случаях, когда исчерпан весь ресурс подземных водоисточников.
Все магистральные линии и трубопроводы, подводящие воду к основным по-требителям, должны быть закольцованы, чтобы гарантировать бесперебойную подачу воды потребителям при авариях, выходе из строя и ремонте отдельных участков сети, для обеспечения постоянной циркуляции воды, предотвращающей образование отложений и их выносы к потребителям.
На водоводах и магистральных трубопроводах должны быть оборудованы пункты раздачи питьевой воды в передвижную тару. В порядке исключения дополнительные водоразборные пункты могут быть организованы на пожарных гидрантах при условии, что данный участок сети оборудован фильтром-поглотителем. Количество точек отбора определяется в зависимости от диаметра трубопровода и длины участка, намеченного для отбора воды, т.е. от имеющегося в трубопроводе объема воды.
Насосные станции, водонапорные башни, резервуары должны иметь обводные линии с запорными устройствами. Два раза в год должна проверяться работоспособность арматуры, производиться ее текущий ремонт. Ежегодно в СПРВ должен проводиться контроль состояния всех трубопроводов, осуществляться гидропневматическая или гидромеханическая очистка их внутренних поверхностей от отложений. В зависимости от интенсивности отложений устанавливается график очистки труб, с тем, чтобы предотвратить их накопление и случаи залповых выносов к потребителям.
В соответствии с федеральным законом: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера» для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в организациях должны быть созданы объектовые резервы материальных ресурсов. Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также, максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС.
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восста-новлению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС осуществляется за счет собственных средств. Финансовые ресурсы для ликвидации ЧС создаются путем резервирования финансовых средств на специальном лицевом счете в банке, в количестве, достаточном для проведения АСДНР. Допускается вместо создания финансовых и материальных резервов, кроме предназначенных для локальных аварий (аварийный запас), заключать договор страхования резервов со страховыми компаниями, осуществляющими данный вид страхования.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС. Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации аварий должны включать: средства индивидуальной защиты; медицинское имущество. Также, при необходимости, в состав резервов материальных ресурсов могут быть включены и другие материальные ресурсы.
Оповещение населения организуется во всех звеньях управления в целях своевременного приведения в готовность гражданской обороны, предупреждения населения об угрозе нападения противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, угрозе катастрофического затопления, стихийных бедствиях. Система оповещения, обеспечивающая централизованное и децентрализованное доведение сигналов оповещения, заблаговременно создается в мирное время.
Основная роль в оповещении населения отводится системе проводного вещания. Один из каналов радиотелефонной связи должен быть задействован для передач местной радиотрансляционной сети с выводом сигнала на громкоговоритель, имеющий источник аварийного питания.
При угрозе возникновения или возникновении ЧС оповещаются руководители следующих организаций:
−ЕДДС
−администрация муниципального района;
−управление МВД;
−управление ФСБ;
−медсанчасть.
Устойчивое развитие территории достигается в результате добровольного и осознанного избрания населением экологических приоритетов.